Инновационный урок — это зеркало культуры учителя
Автор: Оспанова Айжан Толыбековна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 05.03.2014
Статья просмотрена: 1533 раза
Библиографическое описание:
Оспанова, А. Т. Инновационный урок — это зеркало культуры учителя / А. Т. Оспанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5164/ (дата обращения: 18.12.2024).
«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В. А. Сухомлинский
В свете модернизации казахстанского образования, происходящих инновационных процессов возрастает роль учителя. Современный учитель должен сделать шаг и перейти от учителя — практика к учителю-исследователю, тогда он сможет вести за собой современных учеников. В послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г, глава страны отметил: «Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Современное общество предъявляет серьёзные требования к качеству образования молодых людей. Это — владение разными способами деятельности, умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т. д. Всё это трудно развивать через традиционную форму урока.
Каким же должен быть современный учитель? Требования, предъявляемые к учителю достаточно высоки. Учитель XXI века – это не просто носитель определенной суммы знаний, владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве. Он не должен заниматься нравоучением, он должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний. Новые инновации связаны, прежде всего, с новыми технологиями. Всё, что потребуется такому педагогу, начинающему свой путь в педагогике или продолжающему идти этой дорогой добра — это любовь к детям, которая подскажет, поможет, удержит на правильном пути, это созерцание прекрасного и невероятного мира, это терпение и вера в своих учеников и в себя. Наша школа работает в инновационном режиме, одним из приоритетных направлений является работа с одарёнными детьми.
На уроках математики, как мне кажется, есть прекрасная возможность для развития талантливых детей, путём использования следующих технологий:
Технология встречных усилий:
Главная идея: ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и каждый раз, делая «ШАГ НАВСТРЕЧУ», обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд.
Технология личностно-ориентированного обучения
В моей работе под термином «личностно-ориентированный подход в обучении» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их. С целью выявления одарённых и слабоуспевающих детей на уроках стараюсь проводить ролевые игры, математические ринги, викторины, интеллектуальные соревнования. И, как правило, первыми моими помощниками являются именно эти дети. Основным методом развития интеллектуальных способностей было и остаётся — решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Важнейшим направлением своей работы считаю развитие исследовательской деятельности талантливых детей, важнейшей формой работы с одаренными учащимися является организация участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях городского, областного, всероссийского и международного уровней.
Мой инновационный урок, по моим понятиям, — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Что можно и что нельзя на уроке:
—нельзя не работать, посягать на другого человека; — все остальное — можно.
Современный урок — свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Организационные основания урока:
1. Работают все, и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Система организационных правил на уроке:
1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
Правила совместного общения на уроке.
1. НЕ произносить резких, категоричных суждений.
2. НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
3. НЕ пренебрегать мнением других.
4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
Рис.1.Урок — исследование на тему: «Лекарственные растения»
Предлагаю разработку инновационного урока по познанию мира в 4 классе на тему: «Полезные ископаемые»
Образовательные цели:
1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.
3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.
Воспитательные цели:
1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.
2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
Развивающие цели:
1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь, известняк), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Проверка знаний.
Индивидуальная работа по карточкам.
(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)
—Чтобы вы были уверены в прочности своих знаний, мы проведём тест.
Если согласны с данным суждением, то ставьте «1», если нет — «О».
Содержание карточки: ТЕСТ
1. Горные породы состоят из гранита, известняка, песка.
2. Выветривание — это разрушение горных пород только ветром.
3. Стекающая с гор вода не только переносит горные породы, но и меняет поверхность земли.
4. Овраги образуются на равнинах из-за сильного ветра.
5. На земле и в настоящее время появляются молодые горы.
6. Самая высокая гора Алтая — Каратау.
7. Разрушению горных пород способствуют и растения.
ВЗАИМОПРОВЕРКА (поменяйтесь листочками с товарищем по парте) Внимание, на доске ключ к правильному ответу. С каким ключом вы согласны? 1010101. Прочитайте ключ как многозначное число. Сколько в нём классов? К какому разряду отнесём 1 млн.?
Ответы на вопросы по группам:
— Какие новые понятия встретились вам в тексте? Что вас удивило? Что они
обозначают?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности — это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.
Изучение нового материала
Работа в рабочей тетради.
Запись числа, темы.
На уроках познания мира, вы всегда заняты поисковой деятельностью, и должны были дома подготовить сообщения о полезных ископаемых.
Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица.
На столе лежат образцы полезных ископаемых. Рассмотрите образец.
Пользуясь картой Казахстана (учебника на с.112) и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу, по ходу рассказа.
Практическая работа учащихся.
Название |
Свойства |
Использование |
Значок |
В Кызылординской области (-,+) |
1. |
||||
2. |
Напишите название полезного ископаемого. Где используется это полезное ископаемое? Есть ли оно в нашей области?
Работая, дети определяют свойства полезного ископаемого, а затем заполняют таблицу.
Учитель: Я вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.
1 ученик. Рассказывает о каменном угле;2 ученик. Рассказывает о граните.
3 ученик. Рассказывает о торфе;4 ученик. Рассказывает о железной руде.
5 ученик. Рассказывает о глине;6 ученик. Рассказывает об известняке.
7 ученик. Рассказывает о нефти;8 ученик. Рассказывает о газе;
9 ученик. Рассказывает о песке.
Работа по учебнику. Чтение с. 29
Физминутка
Видеофильм: «Добыча полезных ископаемых»
Обобщение. Повторение изученного.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Подведение итогов урока. ВЫВОД:
Часто человек вносит нежелательные, отрицательные изменения в окружающую среду и потом это возвращается к нему в виде землетрясений, наводнений, и других экологических бед.
— А как отвечает нам природа?
Всё чаще и чаще говорят: «Земля в опасности!»
— А что бы могла сказать сама земля?
— Откройте тетради и напишите рассуждения в виде синквейн со словом земля. (инд. работа учащихся). А внизу нарисуйте своё настроение в виде личика и оцените свою работу на уроке, и напишите одно слово о самом уроке.(проверить выполнение задания, определить лучшие стихотворения)
Дома. Стр. 28 читать.Индивидуальные задания по группам:
I — подготовить сообщение об экологической проблеме Казахстана
II — эссе на тему: «Я — гранит», «Я- каменный уголь» и т. п.
III — рисунок на тему: «Что может случиться с землёй»
IV- составить кроссворд на тему: «Полезные ископаемые»
Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины были по плечу.
Выставление оценок.
Рис.2.Рефлексия урока.
Да, я полностью согласна, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Но, прежде всего, он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой — практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.