Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников
Авторы: Владимирова Наталья Юрьевна, Лопушанская Ольга Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 26.02.2014
Статья просмотрена: 2399 раз
Библиографическое описание:
Владимирова, Н. Ю. Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников / Н. Ю. Владимирова, О. Н. Лопушанская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5193/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье речь пойдет об актуальности проблемы современной психологии и педагогики — гендерной социализации ребенка в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в ДОУ.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях, уровне достижений;
- в проявлении агрессии и многом другом.
Половая принадлежность ребенка — важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
По методике А. М. Шетининой, О. И. Ивановой с детьми старшего дошкольного возраста была проведена психолого-педагогическая диагностика: беседа с ребенком о половых ролях. Целью данного обследования было выявление особенностей представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.
Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком и состояла из двух блоков вопросов. Первый блок объединял с 1 по 6 вопросы, целью которых было выявить представления ребенка о своем образе «Я — мальчик» или «Я — девочка» и особенности идентификации ребенка со своим полом, о позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок объединял с 7 по 13 вопросы, целью которых было выявление представления ребенка о своей настоящей половой роли.
Дети показали следующие уровни представлений о половых ролях:
Старшая группа (5–6 лет):
- Высокий уровень — 0 %
- Средний уровень — 90 %
- Низкий уровень — 10 %
Подготовительная к школе группа (6–7лет):
- Высокий уровень — 0 %
- Средний уровень — 80 %
- Низкий уровень — 20 %
Наиболее интересные ответы детей:
Вопрос «Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?»
- Ответ мальчика. Мальчики должны защищать девочек, биться за девочек.
- Ответ девочки. Девочки не пачкаются, аккуратные, красятся. Мальчики дерутся, кусаются, обзываются.
Вопрос «Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?»
- Ответ девочки. Вообще не бывает. Человек рождается девочкой или мальчиком, такими и остаются.
Вопрос «А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?»
- Ответ девочки. Нет, не хотела. Потому что мама удивится. Не хочу быть лысой, как мальчики.
- Ответ девочки. Хотела бы мальчиком проснуться. Не знаю почему.
- Ответ мальчика. Девочкой не хочу, они губы красят.
Вопрос «Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?»
- Ответ девочки. Огорчилась сильно. Все знали бы что я Арина и стали бы смеяться, что стала мальчиком. Стала бы совсем другая, перестала бы носить платье.
- Ответ девочки. Не сильно бы огорчилась, личность человека не зависит от того чтобы он был мальчиком или девочкой, главное, чтобы был добрым.
- Ответ мальчика. Огорчился. Не хочу. Девчонкам заплетают косички.
Вопрос «Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?»
- Сыном президента.
- Самой любимой, самой красивой, самой умной.
Вопрос «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
- Ответ мальчика. Мужчиной: богатым, добрым, умным.
- Ответ девочки. Мужем.
Вопрос «Каким бы ты хотел (а) стать мужчиной (женщиной)?»
- Самой красивой женщиной. Стала бы звездой.
- Сильным, добрым, заботливым мужчиной.
- Благородным, сильным, отважным.
- Красивой женщиной, доброй.
Вопрос «Каким бы ты хотел (а) стать папой (мамой)?»
- Хорошим папой, заботиться о семье, зарабатывать деньги, присматривать за детьми, помогать людям.
- Доброй, не ругать своего ребенка, всегда делать то, что ребенок просит.
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, педагоги отмечают, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Отсюда следует, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Период дошкольного детства — тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Задача педагогов состоит в том, чтобы самим понять суть этих вопросов и объяснить родителям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Для определения уровня гендерной компетентности педагогов ДОУ проводилось анкетирование. Результаты были следующие:
- Высокий уровень (1 педагог) — 5 %;
- Средний уровень (11 педагогов) — 58 %;
- Низкий уровень (7 педагогов) — 37 %;
- Очень низкий уровень (0 педагогов) — 0 %.
На основе анкетирования педагогов и индивидуальных собеседований, можно было сделать следующие выводы: у большинства педагогов недостаточное количество знаний относительно гендерного воспитания дошкольников, не все педагоги знакомы с методами и приемами дифференцированного подхода к детям с учетом их половой принадлежности.
Исходя из этого, первоочередной задачей стала работа с педагогами по повышению их деловой квалификации в области гендерного воспитания дошкольников. Для этого с коллективом использовался широкий спектр социокультурных, социально-педагогических и педагогических средств.
Была подобрана специальная литература, статьи периодических изданий и предложена педагогам для изучения и анализа.
В системе проводилась консультативная работа, семинары, практикумы:
- Коллективное обсуждение прочитанного, увиденного в СМИ (1 раз в месяц);
- Семинар «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста»;
- Семинар-практикум «Гендерное воспитание дошкольников»;
- Семинар-практикум «Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учетом гендерного воспитания»;
- Заседание педагогического совета «Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников»;
- Видео консультация «Гендерное обучение: все «за» и «против»;
- Консультация «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»;
- Деловая игра «Слабое звено» по данной проблеме.
В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения была организована постоянно действующая выставка литературы и оформлен стенд с аналитическими материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми с учетом их гендерных особенностей.
Особого внимания со стороны педагогов потребовали проблемы, связанные с организацией предметно-развивающей среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Предметно-развивающая среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.
В рамках тематического контроля был проведен анализ состояния предметно-развивающей среды в групповых комнатах. Анализ показал, что при ее построении педагоги ДОУ учитывают:
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности, динамичности;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости — закрытости;
- принцип учета половых и возрастных различий детей.
Создавая развивающую среду для детей, педагоги уделяют внимание созданию игровых центров, учитывая разницу детей по половым признакам, подбираем атрибутику к сюжетно-ролевым играм.
В оформлении помещений детского сада используются простейшие маркеры гендерных различий:
- дифференцируем кабинки в туалетных комнатах для девочек и мальчиков;
- дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
- подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов, разное постельное белье;
- различная форма для физкультурных занятий;
- стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;
- украшения кроватей для девочек и мальчиков;
Огромное внимание уделяется подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
Также используется гендерный подход, через непосредственно-образовательную деятельность, участие в конкурсах:«Есть такая профессия — Родину защищать», «Знакомство с русским народным костюмом», «Пожарная безопасность», «Русские богатыри — защитники Отечества», «Будем в Армии служить» (по образовательной области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»).
Беседы«Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?» … «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки» …
Словесные игры«Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?» …
Тренинги и педагогические ситуации«Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам», Волшебная ромашка», «Снежный ком из ласковых имен», «Комплименты» …
Через чтение художественной литературы, таких русских народных сказок, как «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и другие.
Проводить работу по гендерному воспитанию только в условиях ДОУ невозможно. В решении этого вопроса необходимы усилия и родителей. Взаимоотношения с семьей педагоги строят с позиции сотрудничества и взаимопонимания, используя следующие формы работы:
- мониторинг;
- анкетирование;
- проведение месячников к знаменательным датам;
- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;
- беседы;
- консультации;
- тематические вечера, досуги;
- организация различных выставок;
- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;
- проведение Дня открытых дверей;
- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
Гендерное воспитание в детском саду зависит от психологических особенностей, как мальчиков, так и девочек. Это способствует проведению дифференциации деятельностей, которыми должны заниматься будущие мужчины и женщины, их главные стереотипы и принципы, формирования их, как личности, в будущем.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности педагогов и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Литература:
1. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду»: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М: Линка-Пресс, 2009.
2. Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы». Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Формирование гендерной идентичности». Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
4. Баранникова Н. А. «мальчишках и девчонках, а также их родителях». Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.