Персонализация способных студентов на педагогическую деятельность в высшем учебном заведении
Автор: Барбашова Наталия Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 27.02.2014
Статья просмотрена: 85 раз
Библиографическое описание:
Барбашова, Н. В. Персонализация способных студентов на педагогическую деятельность в высшем учебном заведении / Н. В. Барбашова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5196/ (дата обращения: 18.12.2024).
Сегодня современное высшее образование находится в центре проблем, связанных с развитием личности и общества в целом. Задача образования сводится к тому, чтобы дать возможность всем без исключения проявить таланты и весь творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Сложная проблема выбора профессии и профессионального самоопределения стала предметом изучения в России с 20-х годов XX века. Основные принципы управления процессами профессионального самоопределения разрабатывались сотрудниками Центрального института труда (ЦИТ) под руководством А. К. Гастева. Была поставлена задача создания «новой индустриальной педагогики».
Самоопределению личности, формированию жизненной позиции, перспектив саморазвития и самоактуализации посвящены работы многих ученых: К. А. Абдульхановой — Славской, Л. И. Божович, Н. А. Головко, Л.Н Когана, И. С. Кона, Н. А. Логиновой, Е. В. Шороховой и др. Исходя из общей теории личности, самоопределение рассматривается как поиск своих социальных ролей и места в системе социальных отношений.
Разрабатываются педагогические технологии взаимодействия на профессиональное самоопределение Л. Ю. Мурзагаяновой, Н. Д. Скосыревой, Н. С. Ширшиной.
Профессиональное становление личности, по мнению следующих авторов: Е. В. Бондаревской, А. М. Новикова, Г. М. Романцева, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др., основывается на идеях личностно ориентированного образования. Профессиональное образование рассматривается с позиции личностных особенностей будущего профессионала, неразрывной связи с усвоением знаний, умений и навыков [3, с.29].
Ценностные ориентации личности рассматриваются в работах многих зарубежных и отечественных психологов: А. Г. Здравомыслова, Ч. Морриса, Г. Олпорта, В. Б. Ольшанского, Б. Ф. Поршнева, М. Рокича, Л. Рубинштейна, М. Х. Титмы, Д. Форнцвора, В. А. Ядова и др.
Несмотря на накопленный материал и проведенные исследования ценностно-мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности, можно говорить, что в настоящее время не достаточно полно представлен анализ формирования ценностных ориентаций личности, на этапе обучения студентов на последнем курсе в высшей школе.
Одной из важных проблем высшего учебного заведения в последнее десятилетие является увеличение среднего возраста преподавателей высших школ до 55 лет, а также отсутствие молодых специалистов, которые хотели бы посвятить себя педагогической деятельности.
Следует отметить, что существует современная педагогическая технология — персонализированное обучение. Этой проблемой активно занимались ученые: В. В. Грачев, И. Н. Калошина, И. В. Кизесова, В. В. Рубцов и др.
Но процесс организации персонализированного обучения старшекурсников, особенно важно это для студентов непедагогических факультетов, на послевузовское обучение и педагогическую деятельность в высшей школе не выступал предметом специального исследования.
Остановимся на термине «персонализированное обучение». Мы считаем, что Кизесова И. В. наиболее точно отразила смысл данного понятия: «Персонализированное обучение как вид обучения, характеризующийся взаимодействием субъектов в процессе освоения окружающего мира, в результате чего формируется идеальное представление о другом субъекте, влияющее на преобразование сознания и поведения обучающегося и обучающего через взаимную представленность друг к друге. Данное обучение предполагает становление индивидуальной образовательной траектории слушателей»[1].
Нами была разработана система, которая позволяет осуществлять подготовку педагогического резерва путем проведения персонализированного обучения. Она состоит из пяти этапов:
1. выявление старшекурсников, обладающих способностями к педагогической деятельности в высшей школе;
2. проведение индивидуальной работы с выделившимися старшекурсниками в процессе исследования;
3. внесение изменений в содержание некоторых дисциплин учебного плана;
4. специальный курс «Введение в педагогическую деятельность»;
5. работа выпускающих кафедр с потенциальными преподавателями.
Рассмотрим первый этап, так как для проведения персонализированного обучения в самом начале исследования необходимо провести социологический опрос с целью выявления старшекурсников, способных к педагогической деятельности. И, только после этого, проводить работу с выделившимися студентами.
Социологический опрос по выявлению старшекурсников, способных проявить себя в качестве преподавателя вуза, состоял из трех частей. Первая включала в себя вопросы, предназначенные для преподавателей высшей школы. Цель первой части социологического опроса: выявление профессионально-нравственных качеств, которыми должен обладать современный преподаватель высшего учебного заведения.
Цель второй части опроса: необходимо выделить старшекурсников, обладающих большинством из выделенных качеств, которые могли бы проявить себя в педагогической деятельности.
Анализ результатов показал, что из каждой учебной группы были выделены от 1 до 5 студентов. Мнения многих преподавателей совпали.
Заключительная, третья часть исследования, включала в себя проведение социологического опроса среди студентов старших курсов, и не только педагогических специальностей.
В исследовании участвовали 275 человек с разных факультетов. Целью опытно-экспериментальной работы было выявление студентов, которые обладают качествами, необходимыми педагогам вуза.
Из старшекурсников было выделено 12 % студентов, причем из них только 2 % планировали дальнейшее обучение, а остальные хотели остановиться на достигнутом. С оставшимися 10 % студентов была проведена индивидуальная работа, которая начиналась с беседы. В результате этого у 6 % из 10 % мнение изменилось, и они настроились на продолжение обучения, но пришли учиться только 4 %. Поэтому, для улучшения конечного результата, студентам было предложено посетить специальные курсы на тему: «Введению в педагогическую деятельность».
Рассмотрим теперь четвертый, наиболее значимый, этап, разработанной нами системы персонализированного обучения. Целью спецкурса «Введение в педагогическую деятельность» было приобретение знаний по основам педагогики и основным направлениям педагогической деятельности. Данный спецкурс можно отнести к дополнительному образованию.
В области дополнительного образования проводились исследования В. В. Безлепкиным, А. К. Брудным, Г. П. Будановой, В. А. Горским, Е. Б. Евладовой, М. Н. Костиковой и многими другими учеными.
Морозова Н. А. в своей работе пишет, что для овладения второй профессией и углублением основной профессиональной подготовки используется дополнительное образование [2]. Мы придерживаемся данной точки зрения и считаем, что дополнительное образование способствует развитию личности посредством обучающих и воспитательных факторов, не совпадающих с обычным учебно-воспитательным процессом. Можно говорить о том, что дополнительное образование помогает раскрытию индивидуальных, личностных и профессиональных параметров личности.
Специальные курсы оказались особенно интересными для старшекурсников непедагогических специальностей и направлений подготовки. Они помогли способным студентам в использовании своих скрытых потенциалов.
Участники исследования (100 студентов старших курсов) были разделены поровну, на экспериментальную и контрольную группы, по 50 человек. В каждой группе был проведен социологический опрос, целью которого было выявление мотивационного потенциала профессиональной деятельности. При этом была использована методика К. Замфир в модификации А. Реана [4]. А также было проанализировано наличие минимальных знаний по педагогическому процессу и желание студентов продолжить послевузовское обучение и посвящение себя педагогической деятельности в высшей школе.
Типы мотивационного комплекса в экспериментальной и контрольной группе не сильно отличались, при этом внутренняя мотивация превосходит внешнюю положительную и внешнюю отрицательную. В данной ситуации можно говорить о том, что мотивационный комплекс является оптимальным для проведения работы со студентами старших курсов.
Для анализа знаний по педагогическому процессу, желанию студентов продолжить послевузовское обучение и попробовать себя в роли преподавателя высшего учебного заведения использовалась разработанная нами методика. Она позволила проследить происходящие изменения в формирующем эксперименте в экспериментальной группе.
Следует отметить, что способные студенты к педагогической деятельности в вузе, особенно это касается непедагогических специальностей и направлений подготовки, имели недостаточные знания по основам педагогики, но проведенный специальный курс «Введение в педагогическую деятельность» способствовал улучшению знаний. Об этом свидетельствуют ответы респондентов на поставленные вопросы.
Анализируя позицию старшекурсников, после спецкурса, к продолжению обучения после окончания высшей школы и трудоустройство преподавателями в вуз, следует отметить, что уже не 2 % из 12 % планируют дальнейшее обучение, а 6 %.
Из выше изложенного следуют следующие выводы:
1. Социологический опрос преподавателей вуза и студентов старших курсов, и не только педагогических специальностей и направлений подготовки, способствовали выявлению старшекурсников, обладающих способностями к педагогической деятельности в высшей школе.
2. Проведенный специальный курс «Введение в педагогическую деятельность» способствовал приобретению знаний по основам педагогики и основным направлениям педагогической деятельности в вузе.
3. Опрос респондентов показал, что после персонализированного обучения повысился мотивационный потенциал, при этом увеличился процент старшекурсников, решивших посвятить себя педагогической деятельности в вузе с 2 % до 6 %.
4. Управление персонализацией способных студентов к педагогической деятельности в вузе на послевузовское обучение и трудоустройство преподавателями автором представляется как целенаправленная деятельность, опирающаяся на педагогическое сопровождение.
Проведенное исследование показывает, что работу следует продолжать в данном направлении.
Литература:
1. Кизесова, Ирина Васильевна Организация персонализированного обучения слушателей в процессе дополнительного профессионального образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Красноярск, 2006. — 160с.
2. Морозов Н. А. Учебно-методическое обеспечение дополнительного педагогического образования. Автореф. дис…. канд. пед. наук, М., 1995–24с.
3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др]; под ред. В. А. Сластенина — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368с.
4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).