Использование вебинаров в учебном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пластун, Н. А. Использование вебинаров в учебном процессе / Н. А. Пластун, С. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5199/ (дата обращения: 18.12.2024).

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества — еще в середине IXX века констатировал Константин Ушинский.

Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов, что касается внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. С 2009 года началось активное распространение нового средства общения — вебинара. Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения ‑ видео, флеш, чата и тому подобное. [1].

Существует ряд инструментов обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно обновляются в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, традиционно именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются постоянными. В этом процессе как показывают доработки ученых и образовательная практика видное место занимают технологии Веб 2.0., которые позволили:

-          обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями;

-          реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения в условиях коренного изменения роли преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса.

Фасилитация — стиль педагогического общения, который предусматривает облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. [2, 3]. Студент получает персональный доступ к такой системе, которая обеспечивает ему возможность пользоваться в любое удобное для него время поданным и размещенными там учебными материалами нового образца. При этом он получает не только статический текст в электронном формате, а мультимедийной и видео ресурсы и сервисы для коллективного использования и общение как в онлайн так и в офлайн режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничено 20 членами, количество записей тоже ограничено (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис обеспечивает больше возможностей. В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

-          демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах;

-          передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;

-          общаться в чате и приватном чате;

-          демонстрировать видеоролики;

-          рисовать графические объекты и текст на белой доске;

-          осуществлять перехват экрана компьютера;

-          размещать файлы для обмена;

-          проводить опросы слушателей.

Вебинары могут быть использованы для проведения:

-          лекций с обратной связью;

-          тематических семинаров;

-          защиты выполненной работы;

-          групповой работы;

-          проведения опросов;

-          демонстрации техники работы на компьютере;

-          презентации различных коммерческих продуктов;

-          тренинга.

Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций Power Point, проведения аудиторных занятий, использования педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:

Управление. Отключение микрофона, исключение камеры, переход к документам в различном формате.

Рисование. При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.

Презентация. Переход по слайдам презентации.

Опрос. Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.

Запись. Вебинар записывается продюсером.

Таким образом, вебинар — это технология, позволяющая в полной мере воссоздать условия колоборативнои (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио, видео обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Таким образом создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Вебинары можно считать виртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинар имеет главный признак семинара — интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик — слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара.

Какие преимущества имеет вебинар перед существующими традиционными и инновационными технологиями?

Вебинар имеет все преимущества традиционного семинара, воспроизводя возможности личного общения между слушателями, а также живого общения между слушателями и докладчиком. Перечислим некоторые из них:

-          высокая доступность для «посещения» слушателями;

-          значительная экономия времени на организацию;

-          удобство для «посетителей» — восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т. п.;

-          интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, также слушателями между собой и т. д..

Вебинары относятся к той технологии, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Однако участникам вебинаров требуется время для развития специальных навыков, необходимых для работы в режиме вебинара. Обучение, происходит с помощью вебинара, это пример синхронного обучения, когда преподаватель дает студентам учебный материал, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает уровень усвоения знаний и т. д., через виртуальное общение в реальном времени.

Независимо от типа занятия в процессе подготовки к проведению вебинаров целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

-          заблаговременная подготовка к участию и объявления о дате и времени его проведения: все участники должны заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования и соответствующего канала Интернет связи, для проверки работы системы войти в виртуальной комнаты за 10–15 минут до начала вебинара; проверить звук и возможности ставить и задавать вопросы всеми участниками. Это позволит минимизировать риски технических «накладок» во время проведения вебинара;

-          выбор темы, педагогическая целесообразность постановки целей и задач вебинара: необходимо раскрыть основные пункты доклада, вопросы для обсуждения и главную цель проведения вебинара, которая бы позволила студенту выяснить необходимость его участия в виртуальном семинаре и путей дальнейшего использования записанных видеоматериалов;

-          отбор материала, который будет рассматриваться на вебинаре: необходимо четко спланировать соотношение изученного и нового материала, сформулировать проблему вопросы и подготовить описания соответствующих кейсов, предусмотреть обсуждение вопросов в малых группах и парах, распланировать участие каждого из его участников, расписать соответствующие роли, обеспечить студентов конкретными задачами для самостоятельной работы материала и четкими критериями его оценки, предложить специально разработанные формы взаимооценки и самооценки;

-          методическая подготовка преподавателя и студентов к семинару: преподаватель должен разделить содержание темы на конкретные вопросы; заранее описать рекомендации по подготовке всех участников к их обсуждению, разработать инструкции обработки основной и дополнительной литературы; выбрать формы самостоятельных сообщений студентов — доклад, выступление, освоение, подготовка презентации и, в зависимости от цели проведения вебинара необходимо разработать показатели его оценки и формы проведения рефлексии;

-          сценарий проведения вебинара. Целесообразно прописать с указанием времени следующие основные этапы вебинара: сообщение темы, цели и задач занятия, предоставление слова студентам для сообщения по тематике вебинара, комментарий относительно сообщения студентов, концентрации внимания студентов на вопросах, которые предусмотрены планом; постановка вопросов в процессе сообщения, побуждают к дискуссии, требуют доказательности, прочности знаний, изобретательности, подведение итогов занятия, задание для дальнейшего самостоятельного обработки материала; оценки и стимулирования к активному участию студентов в вебинаре, оценки ответов и активного участия в работе вебинара;

-          подведение итогов вебинара: после проведения занятия преподаватель должен провести анализ, по которому определить, раскрыта тема, какие знания получили студенты, отношение к занятию студентов и их творческая активность, достижения цели занятия.

Президент РК Н. А. Назарбаев в своем ежегодном послании подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, в том числе приоритетными целями являются создание эффективной системы обучения, внедрение инновационных технологий и повышение компьютерной грамотности населения

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное и эмоциональное пространство средствами интернет технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0., в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования. [3].

Литература:

1.                  http://www.all-webinars.com/analys/dlya-chego-ispolzovat-vebinary-chast-1-ya-argumenty-dlya-zhazhdushhix-poluchit-novye-znaniya

2.                  Базы знаний по дистанционному обучению [Электронный ресурс]: / содержит статьи, ссылки по информационным ресурсам, записи вебинаров–электрон. текст. дан. М.: Сообщество e-Learning PRO.–2011.

3.                  Архангельский, Г.А., Работа 2.0: прорыв к свободному времени, М.:Изд. «Манн, Иванов и Фербер».–2010.–192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): участник, проведение, учебный процесс, IXX, виртуальный семинар, время проведения, групповая работа, программное обеспечение, процесс обучения, сценарий проведения.