Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников
Авторы: Земляченко Марина Владимировна, Кутергина Татьяна Валентиновна, Кузнецова Татьяна Дмитриевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 26.02.2014
Статья просмотрена: 2587 раз
Библиографическое описание:
Земляченко, М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5205/ (дата обращения: 15.11.2024).
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению. Ученые института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
У многих современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое действие есть специальная машина.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает вести целенаправленную работу по коррекции речи дошкольников. На основе проведённого обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, значит, у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. В своей работе над формированием мелкой моторики ставим следующие цели и задачи:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. С дошкольниками проводят игровые упражнения учителя-логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель, физрук.
Работа проводится во время проведения коррекционно-развивающей деятельности, непосредственно-образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
При знакомстве с пальчиками дети разучивают различные стихотворения, которые легко ими запоминаются.
(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я!
Вот и вся моя семья!
Дошкольники любят изображать из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:
Бабушка очки надела И внучонка разглядела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. |
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). |
В нашей группе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка, а также есть интересный набор «Волшебные палочки», в котором деревянные палочки окрашены в разные цвета. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
При составлении фигурок ставятся различные задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).
4. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.
5. Самому придумать и сложить фигуру.
Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.
Не менее интересно преобразование фигур из палочек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.
Выложи из счетных палочек
Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом);
4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. формирует творческие способности, артистические умения.
Игры с бусинами, пуговицами, камешками и другим бросовым материалом оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все то, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, сухих, ягод рябины. Детям нравится выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек, мягкой проволоки, пушистых шариков. Интересен сухой бассейн из муки, гороха, в котором можно искать мелкие игрушки.
Дошкольники любят такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис).
Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться.
Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют формированию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Литература:
1. Гаврина С. Е. Развиваем руки — что бы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль.: «Академия развития», 1998.
2. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение.- СПб.: Питер, 1997.
3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб.: Издательство «Лань», 1996.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб.: Питер, 1997.
5. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5–7 летнего возраста.- М.: Педагогика, 1988.