Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы
Автор: Вознюк Ольга Леонидовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 04.03.2014
Статья просмотрена: 1916 раз
Библиографическое описание:
Вознюк, О. Л. Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы / О. Л. Вознюк. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5210/ (дата обращения: 18.12.2024).
Я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого.
В. К. Дьяченко
Содержание образования — важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучающийся будет знать и уметь «на выходе» из того или иного общеобразовательного учреждения (далее ОУ).
В быстро меняющемся мире система образования, на мой взгляд, должна формировать и такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Поэтому я определила для себя тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Каждому педагогу известно, что информационные технологии: психологически облегчают процесс усвоения материала обучающимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор детей; повышают уровень использования наглядности на уроке; повышают интерес к изучению того или иного предмета и успеваемости; ведут к более полному усвоению теоретического материала; позволяют обучающимся овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышают производительность труда педагога и обучающихся на уроке.
Чтобы сформировать компетентного выпускника, в своей педагогической деятельности, помимо традиционного метода обучения, применяю и такие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, а также элементы педагогических технологий, которые развивают познавательную, коммуникативную, мотивационную, информационную и личностную активность наших обучающихся.
В своей работе опираюсь на классификацию формирования ключевых компетенций обучающихся, предложенную А. В. Хуторским — доктором педагогических наук:
1. Ценностно-смысловая компетенция;
2. Общекультурная компетенция;
3. Учебно-познавательная компетенция;
4. Информационная компетенция;
5. Коммуникативная компетенция;
6. Социально-трудовая компетенция;
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Акцент делаю на обучение через практическую, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.
Я ставлю цели и мотивирую обучающихся достигать их, провожу анализ и самоанализ, т. е. демонстрирую своё собственное компетентное поведение.
Анализ особенностей содержания преподаваемых мною предметов и возможностей обучающихся, их уровня развития, позволил мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и компетенцию личностного самосовершенствования.
Сегодня буду говорить только о формировании информационной компетентности на уроках русского языка и литературы, хотя, на мой взгляд, все ключевые компетенции связаны между собой.
Под информационными компетенциями принято считать комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Это и владение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet); поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Видами деятельности, которыми обучающиеся овладевают в процессе формирования и развития информационной компетенции, являются:
- поиск информации в библиотеке нашего ОУ, а так же поиск информации в электронных энциклопедиях в городской библиотеке-филиале № 4, с которой мы активно сотрудничаем с 2009г.;
- поиск информации в медиатеке нашего ОУ;
- использование информации из сети Internet;
- создание мультимедийной презентации;
- создание буклета, журнала нашего ОУ «Планета молодых», сборник стихов «МПК» (Молодежный поэтический клуб).
В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что подавляющее число обучающихся, прибывших из основной школы, не умеет грамотно работать с информацией, а именно:
- сопоставлять разрозненные фрагменты;
- соотносить общее содержание с его конкретизацией;
- целенаправленно искать недостающую информацию;
- обучающиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа художественного текста;
- не владеют навыками целеполагания.
Такая ситуация не устраивает ни обучающихся, ни меня как педагога.
Для первокурсников я подбираю задания, обеспечивающие формирование начального уровня развития информационной компетентности (самостоятельный поиск и структурирование различных источников информации), например: используя поисковую систему сети Internet:
- самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». Запишите названия сайтов, на которых находятся статьи по данной теме, их электронные адреса (создайте электронную базу данных по этому вопросу).
- Подготовьте опорный конспект по теме «Служебные части речи». При оформлении конспекта используйте рисунки, таблицы, схемы.
- Создайте компьютерную презентацию по теме «Словарное богатство русского языка». При подготовке используйте рисунки, графики, таблицы.
Домашнее задание, как и др. формы внеаудиторной самостоятельной работы, зачастую носит творческий характер. Например, обучающиеся создают электронную презентацию фрагмента книги с занимательным материалом об истории возникновения на Руси письменности т. д. Им было предложено продолжить предложение: «Знаете ли вы, что…» Вот некоторые из ответов:
«…письмо — это важнейшее средство передачи речи на расстояние или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи — целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки».
«…после образования древнерусского государства письменность стала необходимой для ведения переписки с другими странами, а также для заключения межгосударственных договоров. В условиях формирования классового общества возникла необходимость в составлении завещаний, записях о долгах, заключении торговых контрактов, в надписях на вазах об их предназначении и т. п».
«…важные документы древнерусские князья сохраняли лучше, чем драгоценности. Известно, что во времена Ярослава Мудрого собрание наиболее давних грамот и договоров Руси хранилось в Михайловском приделе Софиевского собора. Ученые допускают, что именно здесь были сосредоточены и документы до владимирских времен. Одним из наиболее известных хранилищ является также Киево-Печерский монастырь, основанный выходцем из Черниговщины преподобным Антонием еще при Ярославе Мудром».
«…наиболее важным историческим документом является «Повесть временных лет», который дошел до нас не в оригинале, а в более поздних списках. Одним из них является Лаврентиевский список, названный по имени монаха Лаврентия, который составил его в 1377 г., и Ипатьевский список, датированный началом XV в. Именно в этой летописи содержатся сведения о первых международных актах — договорах Руси с иностранными государствами. В частности, здесь есть сведений о четырех договорах Руси с могущественным государством того времени — Византией…» и т. д.
Аналогичные задания характерны при проведении предметных недель, так как они пробуждают интерес к изучению русского языка и литературы, повышают познавательную активность обучающихся, формируют у них информационную компетентность.
Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. В нашей медиатеке имеются фильмы по некоторым произведениям. А использование тестов-тренажеров позволяют отслеживать процесс усвоения обучающимися основных знаний, умений и навыков; корректировать процесс обучения; обеспечивает оценочную деятельность, работа над ошибками в самих тренажерах; подготовка к ЕГЭ.
Применяемые мною формы и методы формирования информационных компетенций дают свои результаты.
Анкетирование показало: а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100 % опрошенных обучающихся и их законные представители; б) 93 % опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ повышают интерес к теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью; в) 86 % опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т. д.).
Результатом сформированности информационной компетенции обучающихся является их успешная защита в научно-исследовательской деятельности как обучающихся, так и педагога на разных уровнях (городской, областной, межрегиональной, всероссийской).
Является важным, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, внеаудиторной и внеклассной работе помогут обучающимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что если мой обучающийся умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, будет успешен в дальнейшем.