Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам
Автор: Коротаева Татьяна Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 03.03.2014
Статья просмотрена: 4550 раз
Библиографическое описание:
Коротаева, Т. Л. Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам / Т. Л. Коротаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5217/ (дата обращения: 15.11.2024).
Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания.
Ш. А. Амонашвили
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что знание ребёнком моральных норм и правил хотя и ориентирует его на выбор морально ценных поступков, далеко не всегда определяет следование им в реальном поведении. Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы. Следующим моментом для решения задачи по формированию доброжелательных отношений среди сверстников является создание в группе эмоционального комфорта для каждого ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога, чьё общение с ребёнком становится ведущим средством достижения благоприятного климата в группе. Немаловажную роль в этом играет скрининг взаимоотношений детей друг с другом. Он поможет выявить детей, пользующихся популярностью, авторитетом среди сверстников и детей незаметных, стеснительных, замкнутых, отвергнутых.
Созданию благоприятного климата в группе способствуют эмоциональные паузы: «Смешные человечки», «Встреча с другом», игры — знакомства: «Назови себя», «Угадай, чей голосок?», «Назови ласково», «Чей ботинок?», ритуалы приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Друзья», этюды, пальчиковые и коммуникативные игры: «Найди пару», «Поменяйся игрушкой», «Передай цифру, передай букву» и т. д. Эти мероприятия целесообразно проводить в утренние отрезки времени. Они создают атмосферу доброжелательности, комфорта, благополучия.
Большую роль на комфортное и благополучное пребывание детей в группе оказывает предметно-развивающая среда. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. В прихожей можно сделать уголок «Моё настроение», где каждый ребёнок с приходом в детский сад, будет оценивать своё настроение, и педагог группы при необходимости сможет помочь ребёнку. Хорошо зарекомендовали себя уголки: «Ребёнок недели» и «Домик добрых дел». В течение недели дети анализируют свои хорошие и добрые поступки, за каждое доброе дело ребёнок получает смайлика, по количеству заработанных смайликов определяется ребёнок недели и его фотография помещается в уголок. Ребёнок, заслуживший уважение со стороны сверстников, повышает тем самым свою самооценку и стремится ещё больше сделать хороших и добрых дел.
В работе с детьми по формированию гуманных чувств традиционными остаются такие формы работы как: игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций.
Наиболее интересными и результативными формами работы с детьми считаю следующие: проигрывание ситуаций из жизни детей группы, сочинение детьми рассказов о себе и своих друзьях, совместное с педагогом написание писем болеющим детям группы, участие ребят в конкурсах различного уровня, изготовление детьми подарков к праздникам, дню рождения, оказание помощи детям раннего возраста в подготовке ко сну и после сна.
Результатом работы может быть создание «Книжки добрых дел» с рисунками и рассказами детей о своих добрых поступках, оформление газет: «Наши добрые дела», «Мой лучший друг», «Напиши письмо болеющему другу», участие детей в фотосессии «Мы все такие разные», создание мини- групп по интересам (собирание наклеек, картинок, фотографий, мелких игрушек и т. д. и взаимный обмен ими).
Ни для кого не секрет, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребёнка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребёнок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал — это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения между членами семьи строятся на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности. Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами, заинтересованными в результате. В работе с родителями предлагаю следующие формы: анкетирование, консультации, создание памяток, буклетов, рекомендаций по интересующим родителей вопросам, помощь родителей в изготовлении портфолио детей, сочинение родителями стихов и рассказов о своих детях, сочинение родителями рассказов о добрых поступках детей, участие родителей и детей в различных конкурсах, привлечение родителей к совместному с детьми ведению «Дневников добрых дел», участие в создании фотовыставок из жизни группы и тематических выставок: «Я и мой друг», «Моя семья», «Давайте познакомимся», «Я и мой четвероногий друг», «Я и мой папа», «Я и моя мама». Проведение «Аукциона идей» (составление родителями списка добрых дел для детей группы на неделю), организация «Школы для родителей» (анализ конфликтных ситуаций с рекомендациями специалистов).
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Литература
1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.
2. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва: Издательство «Владос», 2001.
3. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8.
4. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9.
5. Фесюкова Л. Б. Учусь управлять собой. — Москва: Издательство «Сфера», 2010.