Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
Авторы: Шинкарёва Надежда Алексеевна, Евдокимова Оксана Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 3764 раза
Библиографическое описание:
Шинкарёва, Н. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры / Н. А. Шинкарёва, О. А. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5223/ (дата обращения: 15.11.2024).
Основное условие, обеспечивающее развитие познавательного интереса — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. В процессе игр это условие может обеспечиваться за счет наличия новой информации, неизвестной детям, возможности получения чувственного опыта (рассматривания, трогания, экспериментирования с объектами изучения).
Педагог осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что им нужно сделать, увидеть, услышать и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направления деятельности детей вызывает заинтересованность, практическую и умственную активность детей, способствует повышению произвольности и осознанности восприятия, активного обследования предмета.
Именно поэтому дидактическая игра была выбрана нами в качестве основного средства формирующей работы.
Для развития познавательного интереса в игре нами были выделены педагогические условия, согласно которым игра наиболее эффективно способствует развитию познавательно интереса, если:
- в процессе игры создается насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности детей;
- игра, для развития познавательного интереса имеет определенную структуру, включающую мотивационный, ориентировочный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты;
- в процессе игровой деятельности учитываются индивидуальные особенности детей.
Содержание формирующего этапа эксперимента.
Работу по развитию познавательного интереса у старших дошкольников мы строили на основе обучающей игры «Великое путешествие».
Данная игра включает в себя 7 игровых, занимательных занятий.
Тематическое планирование игровых занятий представлено в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование обучающей игры «Великое путешествие» по развитию познавательного интереса у старших дошкольников
Тема |
Задачи |
Содержание |
Музыкальный город |
Активизировать игровую деятельность, развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему |
- «Улица Песенная» - «Улица Танцевальная» - «Улица Веселых ритмов» - «Улица музыкальных игр» - «Площадь Музыки» |
Город Веселого язычка |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, наблюдать |
- «Аллея Знаний» - «Площадь Зазеркалья» - «Набережная Развлечений» - «Составь слово по первым звукам», - «Подбери букве свое слово», - «Найди слог в слове», - «Каждой букве свое место», - «Найди загаданное слово» - «Назови фрукты» |
Город Чувств |
Развивать умение рассуждать, сравнивать, развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, развивать умение организовывать свою деятельность |
- «Улица Зрения» - «Улица Слуха» - «Улица Обоняния» - «Улица Осязания» - «Угадай предмет» - «Когда это полезно» - Экспериментирование с копировальной бумагой: рисование под копирку |
Спортивный город |
Развивать умение ставить перед собой цель, планировать работу |
- Эстафета «Хоккей» - Эстафета «Собери пять олимпийских колец» - «Определи вид спорта и время года» - «Угадай предмет» - «Когда это полезно, а когда бесполезно» |
Цветочный город |
Актуализировать знания детей о цветах, насекомых, развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию |
- «Найди пару» - «Придумай вопрос» - «Паучки и комары» - «Давай вместе подумаем» - «Найдите возможную причину события» - «Найди загаданное слово» - «Лягушачий хор» |
Водный город |
Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, развивать умение организовывать свою деятельность |
- «Кораблики» - «Давай вместе подумаем» - Подбор различных материалов и проверка как они ведут себя в воде, подходят ли они для изготовления кораблика, выделение свойств и формулировка выводов - «Поможем воде стать чистой» - «Поможем Буратино» |
Город магнитов |
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, формировать представления о магните и его свойствах |
- «Придумай вопрос» - «Притяжение магнита» - «Давай вместе подумаем» - Экспериментирование с разными предметами и выявление, какие из них магнит притягивает, заполнение таблицы |
Поскольку познавательный интерес формируется в деятельности — познавательной и созидательно-продуктивной нам было важно при проведении игр создать такие условия, при которых дети чаще соприкасались с тем, что их интересует, что они могут отразить в деятельности. Поэтому из многообразия тем мы отобрали ряд игр-путешествий (путешествия по Музыкальному, Спортивному и Цветочному городам, по Городу Веселого язычка и Городу Чувств, Водному городу, городу магнитов), охватив все сферы обучения старших дошкольников. На протяжении игр у одних детей был хорошо заметен интерес к музыке, у других к физической культуре, большинство детей с удовольствием принимали участие в играх предложенных нами. Так, в городе Чувств дети узнали много нового и интересного благодаря различным предметам и явлениям. Например, в гостях у Обоняния они с завязанными глазами определяли запах ландыша и чеснока. В Цветочном городе дети закрепляли знания о насекомых и цветах. Их познавательный интерес формировался с помощью наблюдений и игр на основе произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», М. Пришвина «Лягушонок».
Нами было отмечено, что проводимые нами игры вызывали у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций мы пробуждали познавательный интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, мы закрепляли положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяли их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.
Большое внимание в работе по развитию познавательного интереса мы уделили формированию у детей умения рассматривать анализировать объект до того, как начать с ним взаимодействовать в игре. Прием постановки проблемной ситуации также позволил успешно активизировать интерес детей. Так, например, мы ставили перед детьми проблемную ситуацию: как плыть по реке на маленьком бумажном кораблике. С помощью вопросов мы подвели детей к формулированию проблемы: «Кораблик легкий и он утонет» (Милена К.), «На бумажном корабле нельзя плыть, он нас не выдержит (Кирилл М.), «Люди могут плавать только на больших железных кораблях» (Алина Р.). На примерах этих ответов детей мы видели, что они анализировали ситуацию и формулировали вывод на основе существенных признаков. Другим приемом активизации познавательного интереса являлось использование игровой ситуации со сказочным героем. С помощью сказочного героя мы рассмотрели свойство дерева не тонуть в воде. Дети так активно включились в решение проблемы Буратино, что предлагали много вариантов решения проблемы о том, как ему переплыть реку. Например: «Построить самолет и перелететь» (Аня В.), «Переплыть на черепахе» (Миша Л.), «Поискать мост» (Света В.), «Надеть специальный водный костюм, чтобы не промокнуть» (Катя Ч.). Для того, чтобы дети лучше анализировали ситуацию мы спрашивали их насколько возможно такое решение ситуации.
Для знакомства с магнитом мы также использовали игровой сюжет со сказочными героями. С помощью сказочных героев у детей быстрее активизируется интерес к познанию, возникает побуждение разрешить проблемную ситуацию. С помощью вопросов мы направляли ход рассуждений детей, в результате чего они смогли сформулировать первичные представления о свойствах магнита: «Он прилепляет детали» (Оля П.), «Он нужен, чтобы притягивать гвозди» (Филипп Н.), «Магнит примагничивает детали» (Витя С.), «Он нужен, чтобы что-то найти металлическое» (Стас Д.).
Для развития умения выдвигать гипотезы, мы использовали упражнения типа «Давай вместе подумаем», упражнения на обстоятельства, упражнения, предполагающие обратное действие, «Найди возможную причину события». Так, например, мы просили детей придумать, когда предложенные предметы будут полезными, а когда нет, предлагали выдвигать гипотезы по поводу различных игровых ситуаций.
Большое внимание мы также уделяли работе над умением задавать вопросы, для чего использовали такие игровые задания как «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?», «Найди загаданное слово». Эти игровые задания помогали старшим дошкольникам с помощью наглядности формулировать вопросы. Дети задавали друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило — в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Данное задание мы использовали как задание с усложнением, которое позволяло расширять опыт детей и закреплять умение формулировать вопросы.
В процессе развития познавательного интереса посредством игр также для нас был очень важен индивидуальный подход к детям. В процессе игры «Великое путешествие» мы применяли индивидуальный подход. Так, мы старались активизировать познавательный интерес более робких или застенчивых детей, которые не проявляли интереса на занятиях потому, что у них не хватает уверенности. Для этого мы старались вовремя заметить их проявления любознательности или избирательного интереса, поддерживали их усилия в процессе игр, помогали в достижении успеха.
Пристальное внимание мы также уделяли детям, которые не проявляли познавательного интереса к окружающему, направляли их внимание на окружающую действительность, учили всматриваться в явления жизни, помогали видеть в предметах отдельные признаки, и постепенно формировали интерес.
Таким образом, использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста способствовало укреплению интереса детей к новым знаниям, желания показать накопленный опыт в самостоятельном действии, а также во взаимодействии со сверстниками.