Внедрение системы олимпийского образования в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, Изобильненского муниципального района, Ставропольского края
Авторы: Волкова Елена Владимировна, Долгова Татьяна Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 02.03.2014
Статья просмотрена: 320 раз
Библиографическое описание:
Волкова, Е. В. Внедрение системы олимпийского образования в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, Изобильненского муниципального района, Ставропольского края / Е. В. Волкова, Т. А. Долгова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5226/ (дата обращения: 15.11.2024).
МКОУ «СОШ № 4» (с.Московское, Изобильненский район, Ставропольский край)
Ключевые направления развития МКОУ «СОШ № 4» определяются приоритетами образовательной политики России. Мы получим, реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Федеральная целевая программа развития образования на 2012–2016 годы говорит о «создании и внедрении новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования, создании ресурсов и программ для одаренных детей».
Одно из направлений реализации концепции — «Здоровье в школе» включает темы: создание комфортной Школы через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной инфраструктуры; сохраняющие здоровье учебный план и образовательная среда; здоровье тела и духа: межведомственная составляющая программы (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, образование).
С 2010 года школа работает над темой: «Здоровье сберегающая деятельность в школе в процессе обучения и воспитания»
Реализуя данный подход к образованию, применяя новые педагогические технологии школа ставила целью формирование у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни, необходимые для становления самобытного личностного образа, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Данное направление реализуется через спортивно — массовую работу: спортивно — развлекательные программы, весёлые старты, в течение года проводились соревнование по различным видам спорта: мини — футболу, кик-боксингу, теннису и др.
Учащиеся школы участвуют в районных, краевых, всероссийских соревнованиях. В системе проводились спортивные школьные мероприятия: товарищеские встречи по волейболу, пионерболу, легкой атлетике. В программе развития наша школа среди других ставит задачу создания в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий для здоровьесозидающей деятельности.
Эта задача актуальна в связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов нового поколения. В преддверии проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи актуальным стали вопросы внедрения олимпийского и паралимпийского образования в учебно-воспитательный процесс, создания инновационной системы физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающей организацию олимпийского образования.
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: «В современном мире, имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии».
Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны — с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.
Учитывая важное социальное значение олимпийского образования, во многих странах разрабатываются и реализуются программы этой педагогической деятельности. В нашей стране научная разработка проблем олимпийского образования и воспитания началась в начале 80-х годов.
В школе разработана и реализуется программа «Внедрение системы олимпийского образования «Сочи 2014». Программа разработана в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 23 мая 2012 г. № 19–155 «О плане мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014». Программа определяет содержание и основные пути развития системы воспитания обучающихся школы и направлена на пропаганду олимпийского движения, здорового образа жизни, получение знаний и навыков в области здоровья, умения применять полученные знания в жизни.
Основной целью Программы является интеграция олимпийского знания в образовательную систему школы, для полного представления об Олимпийском движении.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. популяризация и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в школе;
2. приобщение школьников, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни;
3. комплексное решение проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов;
4. воспитание здорового и социально-активного подрастающего поколения;
5. выявление перспективной молодежи, поиска талантливых детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных школах города;
6. формирование гражданской идентичности через идею сплочения народа при подготовке к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года, организация олимпийского образования;
7. активизация борьбы с негативными явлениями в среде детей и подростков — курением, употребления алкоголя, наркотиков;
8. модернизация деятельности школьной Службы здоровья;
9. гармонизация межэтнических взаимоотношений, пропаганда дружбы народов и интернационально-патриотического воспитания молодежи, проявления веротерпимости и толерантности.
В практике работы по олимпийскому образованию школьников в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы.
В течение учебного года в нашей школе проводятся уроки по всем предметам с контекстным включением по олимпийской тематике, спортивно-массовая и внеклассная работа, связанная с олимпийским образованием учащихся. Главная цель — оптимизация физической активности, формирование креативной личности, для которой характерно социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.
Подготовка нашей страны к Олимпиаде — 2014 года предполагает на просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных ценностей. Таким образом, реализуя Программу «Внедрение системы олимпийского образования «Сочи 2014» учителями на практике применяются разнообразные формы работы: Олимпийский день; изготовление олимпийской символики, а также проведение конкурсов полотен проходил под девизом: «Игры, которые мы заслужили целой страной», фотографий, олимпийский КВН, оформление классных уголков спортивных достижений учащихся, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; организовано волонтёрское движение по популяризации олимпийских знаний; встречи с известными спортсменами. Все более широкое распространение получают занятия, специально организуемые для этих целей — олимпийские уроки: «Физический хоккей», «Имя числительное», «Математический олимпийский марафон», «Мифы Древней Греции: Двенадцать подвигов Геракла», олимпийские часы: «История возникновения первых Олимпийских игр», «Путешествие в Олимпию».
Целью данных мероприятий является развитие интереса к спорту, здоровому образу жизни, формирование целостного представления о системе олимпийских и паралимпийских ценностей как ключевых жизненных ценностей. Ребята совершили заочное путешествие в Древнюю Грецию, узнали об истории возникновения олимпийского движения, вспомнили мифы и легенды, имена богов и героев. Обучающиеся стремясь к олимпу, выполняли все задания: преодолевали препятствие в конькобежном спорте, выполняли задание на перевод единиц длины, забивали шайбы, в ворота решив задачи. Команда учащихся МКОУ «СОШ № 4» начиная с апреля по декабрь 2013 года являются участниками и призёрами Первого Всероссийского молодежного спортивно-образовательного форума «Олимпийское завтра России», форума «Здравствуй Сочи!»
В марте 2014 года они примут участие во Втором Всероссийском молодежном спортивно-образовательном форуме «Олимпийское завтра России» форуме «Здравствуй Сочи!» посвященный XI Паралимпийским зимним играм. Наши дети побывают на открытии XI Паралимпийским зимних играх, побывают в качестве болельщиков на основных соревнованиях в Олимпийском парке и на Красной Поляне.
Таким образом, реализуемая Программа «Внедрение системы олимпийского образования», носит системный характер, позволяет удовлетворить потребности учащихся в деловой и спортивной активности и содействует формированию здорового образа жизни.
Литература:
1. Антипова М. В. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения: Автореф. дисс. канд. пед. наук,- С-Петербург, 1998.24 стр.
2. Антипова Е., Антипова М. Культурологические проблемы олимпийского образования //Всемирные юношеские игры под патронажем МОК: Международный форум «Молодежь Наука — Олимпизм» под патронажем СИ-ЕПСС: Материалы,- М., 1998. — С.37–40.
3. Античная культура, литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник /Под ред. В. Н. Ярхо. М., 1995,- 383с.
4. Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского и образования и воспитания учащейся молодежи: Дис.. канд. пед. наук,- М., 1994,- 222с.