Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики
Автор: Ялукова Ирина Вячеславовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 1335 раз
Библиографическое описание:
Ялукова, И. В. Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики / И. В. Ялукова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5234/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъективном) уровне.
Одним из вариантов реализации данного подхода может стать электронный учебник, так как именно он призван адаптировать классно — урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
Электронный учебник — является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Л. Х. Зайнутдинова дает следующее определение: электронные учебники — «это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» [1, c.51].
По мнению А. В. Хуторского, учебник — это модель, отображающая цели, принципы, содержание, технологию соответствующего образовательного процесса, но в него входит ирреальность, являющаяся условием осуществления этого процесса. Учебник — это модель в том смысле, что он не только отображает в себе структуру определенной дидактической системы, но и проектирует её реализацию [4, с. 10].
Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его.
Одним из основных элементов электронного учебника позволяющих осуществлять индивидуальное изучение предмета являются фрагменты «живых» лекций лучших преподавателей. При этом изложение учебного материала построено так, что есть возможность увидеть структуру материала и обучаемый имеет возможность повторить любой фрагмент.
Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы для самопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен (его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), в содержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекательность и оснащенность. В обращении он прост и позволяет ученику легко вернуться к той информации, которую он не понял. Нажать кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще, чем перелистывать страницы учебника назад. Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме, что, несомненно, сказывается на их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель связан с каждым учеником класса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более детально и персонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень знаний и наверстать «пробелы» в его знаниях [2, с. 12].
В современной общеобразовательной системе имеется большое количество электронных учебников. Например, Батищев П. С. «Информатика», Шауцукова Л. З. «Информатика», Мациевский С. В. и др. «Информатика. Учебное пособие», Босова Л.Л «Информатика: Учебник для 6 класса», Угринович Н. Д. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса», Семакин И. Г. и др. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса» и т. д.
В электронном пособии Мациевского С. В. «Информатика. Учебное пособие для 10 класса» содержится 2 части, 10 глав, 6 приложений, у Босовой Л.Л «Информатика: Учебник для 6 класса» содержится 5 глав, 21 практических работ, терминологический словарь и справочные материалы, у Угринович Н. Д. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса» — 4 главы, 23 практических работ и словарь терминов.
При применении любых программных средств учебник должен быть разбит на относительно небольшие логически замкнутые части (главы). Графика и звук также записываются отдельными файлами. Способ связывания их с основным текстом зависит от применяемого программного обеспечения, поэтому дать какие — то общие рекомендации можно только для гипертекста, так как это средство уже достаточно стандартизовано и может использоваться в рамках единого подхода к построению структуры учебника.
Гипертекст позволяет разбить текст на более мелкие структурные единицы, чем глава, сохраняя при этом ее логическое единство. В процессе обучения учащийся совершает «навигацию» по тексту главы, переходя от одной структурной единицы к другой. При этом он должен иметь возможность вернуться в любой момент к структурной единице с содержанием главы, чтобы изменить направление навигации.
Основные требования к построению такой структуры:
- логичность выделения структурной единицы;
- наличие для учащегося возможности прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную;
- возможность перейти от данной главы к другой главе курса, логически с ней связанной.
При разработке электронного учебника полезно иметь в виду, что пользователю удобно, когда он имеет возможность по своему усмотрению менять шрифты, фон экрана, увеличивать или уменьшать размеры отдельных деталей, создавать самостоятельные рисунки, таблицы, диаграммы и т. д. Другими словами, эргономические проблемы создания учебников имеют совершенно иные средства и способы решения, чем при подготовке изданий печатных пособий, видеозаписи [3, с.128]
Таким образом, учащийся просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Дискретная последовательность экранов находится внутри наименьшей структурной единицы, позволяющей прямую адресацию, т. е. внутри параграфа или подпараграфа содержится один или несколько фрагментов, последовательно связанных друг с другом гипертекстовыми связями. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала, которая содержит:
- слой, обязательный для изучения;
- слой для более подготовленных пользователей;
- слой для более глубокого изучения определенных разделов;
- вспомогательные слои;
- специальный слой «Основные понятия и определения»;
- дополнительный слой рекомендаций по применению полученных знаний.
В целом электронный учебник значительно экономит время ученика, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Все это возможно благодаря наличию «дерева знаний»: гипертекстовых ссылок и словарей.
С точки зрения школы или учителя такой учебник в течение 2–3 лет постоянно пополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений (в электронной форме). Под руководством учителя общий учебник «растёт» для всех последующих учеников в количестве своих приложений, которые через некоторое время перерабатываются, заменяются. Увеличение объема учебника не ведет к перегрузке учеников, поскольку под содержанием образования в данном случае понимается образовательная среда, а не обязательный для усвоения учебный материал. Учитель, имеющий учебную информацию по своему предмету, способен перекомпоновать её или поместить материал на веб-странице для одновременного доступа к ней всех своих учеников, которые смогут самостоятельно пополнять такой электронный учебник своими работами. Система поиска помогает каждому с помощью компьютера почти мгновенно «открывать» в таком учебнике любой материал.
С точки зрения ученика его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточниками, которые он выбирает для себя сам. Личный учебник отличается от общего наличием в нем ученического компонента. Это уже не просто учебник, а некий его синтез с портфолио ученика.
Несомненно, электронная учебная литература как средство индивидуального подхода имеет свои преимущества, однако существуют и недостатки. Это выражено в отсутствии учета психолого-педагогических требований, междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала. Отсутствует единый подход к подбору иллюстрированного материала, адресность, которая выражается в учете индивидуальных особенностей обучающегося, состоянии здоровья и профессиональной направленности в обучении. Существенным недостатком являются фрагментарность программ, которая заключается в неполном охвате материала или полное дублирование учебников, несоблюдение санитарно — гигиенических норм в подаче материала, слабое использование графических возможностей компьютера.
Таким образом, электронные учебники позволяют реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Электронные учебники можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение электронных учебников позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который предъявляет государство к школе.
Литература:
1. Изотов, И. В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения / И. В. Изотов // Интеграция образования. — 2009. — № 2. — С. 51–54.
2. Конев, М. Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения / М. Н. Конев // Информатика в школе.– 2008.– № 5.– С. 12–14.
3. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С. В. Панюкова.– М.: Академия, 2010. — 325с.
4. Хуторской, А. В. Место учебника в дидактической системе / А. В. Хуторской // Педагогика. — 2005. — № 4, с.10–18.