Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 03.03.2014

Статья просмотрена: 2784 раза

Библиографическое описание:

Денисенко, А. Н. Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста / А. Н. Денисенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5235/ (дата обращения: 18.12.2024).

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Дети современного общества испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Что вызывает утомление определенных групп мышц, в следствии чего происходит нарушение осанки, плоскостопие, торможение развития основных физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, координации движений. Детство — лучшее время для формирования привычки здорового образа жизни.

По данным за 2008 год в структуре заболеваний у детей дошкольных образовательных учреждений на 1 месте — болезни нервной системы у 23,4 % детей; на 2 месте — болезни костно-мышечной системы у 18,4 % детей; на 3 месте — болезни органов пищеварения у 14 % детей (информация по комплексной оценке состояния здоровья ребенка отражается в отчетной форме «Комплексная оценка состояния здоровья детей» по г. Сургуту.

Ученые указывают, что период дошкольного детства проходит под знаком интенсивного развития игровой деятельности, содержание и формы которой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизнь детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элементов этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется произвольность (способность быть хозяином своего поведения) в ее разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка последствий принимаемых решений и т. п.). По мере формирования произвольности, а значит, и обретения ребенком подлинной свободы в построении своего поведения, возрастает творческий потенциал его деятельности [1, с. 32].

Все это накладывает отпечаток и на развитие двигательный сферы жизни дошкольника.

В. Н. Шебеко в своих работах говорит о том, что в педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка:

-          уровень физического развития, его гармоничность;

-          соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;

-          степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне средовым факторам и неблагоприятным воздействиям;

-          наличие или отсутствие хронических заболеваний [3, с.42].

Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

Физическое воспитание и развитие в дошкольных учреждениях предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание культурно — гигиенических навыков и привычек, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, а так же способствует формированию моральных качеств и волевых черт личности. Для решения этих задач педагоги применяют разнообразные средства и способы.

Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Например занятия фитбол-гимнастикой дают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, а также снимают дополнительную нагрузку на позвоночник, что позволяет людям с проблемами позвоночника, людям с избыточным весом, чувствовать себя достаточно комфортно при занятиях фитболом. Необходимо использовать программы обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем ребенка. Поэтому большое внимание стали уделять развитию новых направлений оздоровительной гимнастики.

Популярность гимнастики основана на ее отличительных чертах — она эффективна, доступна, эмоциональна окрашена и внешне привлекательна. В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по гимнастике.

Возможности её применения настолько широки и диапазон упражнений настолько огромен, что под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека.

В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет. В нашей стране — около 12 лет. Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.

Упражнения с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ в организме.

Также упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален. Поэтому он может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

-          для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

-          для формирования осанки;

-          для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

-          для развития ловкости и координации движений;

-          для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов);

-          для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

-          для укрепления мышц брюшного пресса;

-          для укрепления мышц спины и таза;

-          для укрепления мышц ног и свода стопы;

-          для развития танцевальности и музыкальности.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.

Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани.

Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, которая сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Литература:

1.      Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Академия, 2001. — 368 с.

2.      Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. — Мн.: Университетское, 1998,. — 184с.

3.      Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, вестибулярный аппарат, координация движений, ребенок, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, тактильный анализатор, упражнение, физическое воспитание.

Похожие статьи

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста