Университетское образование в России: история вопроса
Авторы: Салимуллина Елена Викторовна, Надыршина Лилия Фаимовна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 04.03.2014
Статья просмотрена: 9135 раз
Библиографическое описание:
Салимуллина, Е. В. Университетское образование в России: история вопроса / Е. В. Салимуллина, Л. Ф. Надыршина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5236/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья посвящена истории вопроса университетского образования в России. Исторический путь включает в себя процесс зарождения, становления и прогресс системы высшего образования, который можно разделить на монархический, советский и современный периоды, отражающие особенности функционирования основных типов учебных заведений. Неслучайно образование считают культурой в динамике. Теперь это еще и динамично развивающаяся, воспроизводящаяся в новых поколениях наука. Высшее образование — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [3; ст. 69].
В России первым высшем учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 году в Москве. Академия готовила кадры и для Православной Церкви, хотя носила характер всесословный и светский характер. Академия привила ту духовно-интеллектуальную среду, которая в скором будущем позволит ей обрести еще большее значение для развития не только русской церковной, но и русской светской науки [5].
Следующим этапом становления высшего образования следует считать период императорства Петра I. Его реформаторская политика и процесс развития промышленности требовали новых кадров для страны. В связи с этим были открыты Школа математических и навигацких наук (1701), Артиллерийско-инженерная школа, медицинская школа (1707), Морская академия (1715), медицинская школа (1716), инженерная школа (1719) [2].
1724 год был ознаменован открытием первого классического университета в России — Академическим университетом, а также была создана Академия наук по распоряжению Петра I в Санкт-Петербурге.
Нельзя и оставить без внимания деятельность ученого-энциклопедиста, первого русского академика М. В. Ломоносова. Благодаря ученому был создан Московский университет в 1755 году. Академические гимназии и университет, созданные в 1724 году не справились с задачей подготовки научных кадров. Предложения ученого, сформулированные в письме к И. И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.
Во второй половине XVIII века происходит промышленный переворот, вследствие изобретения паровой машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. Следовательно, возникла необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В связи с этим появляются первые высшие технические университеты. 21 октября 1773 года — Екатерина II начертала на указе о создании инженерного училища по горной части «быть по сему». Эта дата стала днем рождения всего высшего технического образования России. Оно стало воплощением идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела [6].
Тем временем центрами учебных округов становились университеты. По Университетскому уставу 1804 года, университеты открывались в Казани (1804) и Харькове (1805). К примеру, уже впервые десятилетия Казанский университет стал крупным центром образования и науки. Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров) и многие другие.
Для подготовки учителей при них открылись педагогические институты, ведущую роль среди которых сыграл самостоятельный педагогический институт в Петербурге (1804). В 1819 году на его базе был создан Санкт-Петербургский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) [2].
В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела в 1892 году в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 году — 56, а в 1917 году — 65. В 1914–1915 учебном году насчитывалось 105 высших учебных заведений. Большинство вузов располагалось в Петрограде, Москве, Киеве и других городах Европейской части страны.
В Советский период развитие системы высшего образования в корне изменилось. Сфера образования становится инструментом воздействия на общество. В результате прихода к власти большевиков был проведен процесс национализации крупной промышленности. В связи с этим Советское правительство нуждалось в подготовке грамотных специалистов. Ведь как государству с огромным потенциалом нужно было закрепить свои позиции в управлении и развитии промышленного комплекса.
Ситуация в сфере образования в годы советской власти была в не лучшем состоянии. Об этом нам свидетельствуют статистические данные уровня грамотности населения. На территории Советской России в 1920, умело читать всего лишь 41,7 % [7]. Важно отметить, что перепись 1920 года не была всеобщей и не охватила большую часть территории страны. Она не охватила те районы, где шли военные действия. Естественно в этих условия первостепенной задачей становится ликвидация неграмотности.
Законодательно в 1918 г. — Конституции было закреплено право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». В 1919 году Совнарком принял декрет, согласно которому все население России обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке.
В системе высшего образования происходил процесс пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев. В стране создаются так называемые рабочие факультеты — общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы. Несмотря на трудности, связанные с гражданской войной, мероприятия большевиков в области высшего образования привели к тому, что число вузов к 1920 году увеличилось почти в 2,5 раза [1; с. 156].
Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение там продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях.
В 1923 году в вузах была введена плата за обучение. Но она не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах [4]. Льготниками стали такие категории граждан как военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда.
В 1929 году Наркомпрос РСФСР разрешил студентам технических специальностей, учиться по заочной форме в отраслевых втузах. В то же время в вузах создавалась аспирантура [8]. Эти мероприятия говорят нам о том, что можно считать, что система высшего образования сложилась.
Высшему образованию в военные годы был нанесен огромный урон. Многие вузы были разрушены. В послевоенное время многие из вузов пришлось восстанавливать практически заново. Некоторые вузы, не располагавшие современной на тот момент материально-технической и учебно-научной базой, были присоединены к более крупным вузам для повышения качества образования.
В 1960–1980-е годы высшее образование в СССР было бесплатным. В вузы по единым правилам приёма на дневную форму обучения принимались имеющие законченное среднее образование лица в возрасте до 35 лет. Одной из основных целей высшего образования в СССР было овладение марксистско-ленинской теорией. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть активным строителем коммунистического общества.
С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков, стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.
В 2003 году на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу. Основные цели процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования. Присоединение к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией.
На современном этапе развития высшей школы отмечается рост учебных заведений. По данным на 2000 год в России 562 государственных высших учебных заведений и 662 негосударственных. В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек [9].
Для развития системы высшего профессионального образования, эффективности работы региональных образовательных структур и укрепления их связей с экономикой и социальной сферой федеральных округов с 2006 года на территории России стали создаваться на базе классических и технических высших учебных заведений Федеральные университеты. На сегодняшний день их насчитывается девять Федеральных университетов.
В целом развитию системы Университетского образования в России можно дать положительную оценку. К примеру, достаточно лишь учесть тот факт, что, несмотря на недостатки советской системы образования, наши инженерно-технические специальности ценились высоко политическими оппонентами в СССР. Советская модель обучения по параметрам эффективности является лидером и, в настоящее время китайская система образования преемницей.
Много изменений произошло в сфере высшего образования с момента возникновения первых высших учебных заведений в XVII веке. Высшее образование на протяжении своего исторического пути развивалось в прогрессии роста его доступности и массовизации. Рыночные реформы на пороге XXI века в России также реализовали социальные ожидания населения — количество высших учебных заведений увеличилось более чем в два раза. По данным ЮНЕСКО, в ближайшие 30 лет университетское образование получит больше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизации. Но на протяжении своего исторического пути мы видим, что приоритетной задачей для страны в целом остается не увеличение количество вузов, а улучшение качества образования в них. Небольшими шагами высшее образование стремится взойти на новый уровень, поравнявшись с ведущими странами дальнего зарубежья.
Литература:
1. Ледовских Н. П., Урманов С. И. и др. Культурология: Учеб. пособие / РГРТА- Рязань: Русское слово, 1999. 226 с.
2. Большая советская энциклопедия. СССР. Народное образование //— М., 1969–1978.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочные правовые системы.
4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 24.01.1927 г. «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях» // Справочные правовые системы.
5. Историография истории российской высшей школы [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128813:article#
6. 240 лет назад в Петербурге было основано Горное училище [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=713
7. ФОРМИРОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОГО СТРОЯ [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist/h8.html
8. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ [Электронный ресурс] [сайт]. URL:http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/965/
9. Высшее образование в России [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://strana-oz.ru/2002/2/vysshee-obrazovanie-v-rossii