Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия
Авторы: Дерксен Лев Андреевич, Козырева Ольга Анатольевна, Завьялова Янина Евгеньевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 120 раз
Библиографическое описание:
Дерксен, Л. А. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия / Л. А. Дерксен, О. А. Козырева, Я. Е. Завьялова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5254/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные представления о педагогическом процессе, регулируемом и управляемом, изменились в соответствии со всеми выделяемыми аспектами культуры, деятельности и общения субъектов и групп в поликультурном образовательном пространстве.
Идеи воспитания и обучения, образования и социализации, самореализации и самосовершенствования накладывают на организуемые педагогические процессы систему ограничений и предопределяют направление и качество формирования разнообразных возможностей личности развивающейся и формируемой.
Нам необходимо проанализировать и определить систему принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочно-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби.
Под управлением будем понимать механизм верификации и оптимизации системы антропологического генеза, определяющей и модифицирующей неустойчивые и условно устойчивые связи объективного преобразования и детализации основ социального (профессионального, межличностного и пр.) взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и практике.
Под продуктивным управлением качеством подготовки и выступлений спортсменов-регбистов будем понимать процесс эффективного определения и решения субъектно-средовых противоречий в структуре занятий регби как одного из направлений социализации и самореализации личности.
Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочной-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби, представляет собой совокупность положений, формулируемых в соответствии с возможностями личности, требованиями поликультурного образовательного пространства, традициям и культуре (в широком смысле данного феномена) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих неподдельный смысл гуманизма и продуктивности, самостоятельности и креативности, свободы и ответственности, этики и эстетики межличностных и межгрупповых отношений.
Итак, система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочной-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби, представляет собой следующую совокупность базовых приоритетов и положений, определяющих целостность, уникальность, устойчивость педагогической системы:
1. Принцип научной постановки и решения задач целостного педагогического процесса, определяемого и верифицируемого в соответствии с правилами, принципами, нормами культуры и этики, деятельности и общения:
- принцип последовательности, объективности, системности, систематичности, прочности, логичности, рациональности, доступности, культуросообразности и природосообразности всех единиц, звеньев и способов в управлении команды спортсменов, занимающихся регби;
- принцип единства сознания и деятельности в верификации модели и практики тренировочного процесса;
- принцип единства теории и практики в решении субъектно-средовых противоречий микро-, мезо-, макро- и мегамасштабов постановки и реализации идей гуманизма, продуктивности, здоровьесбережения, акмепроектирования и акмереализации личности в структуре занятий регби;
- принцип единства всех категорий в целостном педагогическом процессе.
2. Принцип формирования потребности в акместановлении личности в структуре тренировочного и соревновательных периодов подготовки спортсмена, занимающегося регби:
- принцип аксиакмеологического становления личности в структуре занятий регби;
- принцип единства целей и ценностей педагогического взаимодействия тренера и спортсменов, занимающихся регби;
- принцип гносеолого-герменевтического и дидактико-методологического понимания всех нюансов тренировочной деятельности в структуре занятий регби;
- принцип самодетерминации и самоверификации модели самореализации, самосовершенствования, саморазвития и социализации личности спортсмена, занимающегося регби;
- принцип реализации идей полисистемного становления личности в выборе «акме» и нахождения различных верифицируемых направлений решений личного и коллективного выбора в регби;
- принцип целостности и уникальности личности, включенной в коллективный (регби-7 и регби-15) выбор стратегии в решении тактических и стратегических способов самоутверждения и самореализации в коллективе спортсмен-регбистов;
- принцип устойчивости и конкурентоспособности личности в коллективном ведении игры, ситуативно и креативно определяющей способы и формы самоутверждения личности, а также возможности и качество достижения победы в игре (регби).
3. Принцип включения личности в условия получения непрерывного профессионального образования:
- принцип своевременного профессионального самоопределения личности;
- принцип построения и реализации, оптимизации и верификации модели профессионального роста и мастерства спортсмена, включенного в условия полисистемных и мультисредовых отношений;
- принцип единства моделей социализации и самореализации личности через спорт, науку, искусство и культуру;
- принцип учета индивидуальных особенностей личности спортсмена, занимающегося регби;
- принцип единства образования, обучения, развития и воспитания как ресурсов и продуктов, механизмов и моделей становления личности в структуре ведущей деятельности;
- принцип пролонгации в структуре детерминации и оптимизации специфики и возможностей профессионального обучения и образования как процессов, определяющих приоритеты и возможности устойчивости и востребованности личности и ее результатов деятельности.
4. Принцип оптимального подбора методов и упражнений, форм и средств, методик и технологий общей физической подготовки (ОФП).
5. Принцип верификации и детализации специфики и возможностей специальной физической подготовки (СФП) в структуре занятий регби.
6. Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), объективной картины мира и научного мировоззрения, пропаганды необходимости физической культуры и спорта в здоровом и своевременном становлении личности:
- принцип распространения возможностей и качества формирования потребности в оптимальном, индивидуально подобранном двигательном режиме;
- принцип верификации готовности к включению в тренировочный процесс спортсмена-регбиста в качестве тренера по регби или педагога по ФК;
- принцип гибкости и тактичности в реализации идей педагогической и социально-педагогической поддержки личности;
- принцип ситуативного, гуманно-личностного управления способностями и форами самовыражения и самореализации личности спортсмена, занимающегося регби;
- принцип соблюдения режима дня и потребления своевременного, здорового питания личностью спортсмена;
- принцип единства умственной, физической и духовной составляющих становления и развития в структуре ведущей деятельности и хобби;
- принцип своевременного отдыха и восстановления организма спортсмена, психологической разрядки и поддержки личности в здоровом коллективе (команде спортсменов-регбистов).
7. Принцип учета нормального распределения способностей и приоритетов выделения и достижения «акме» в различных направлениях деятельности и общении:
- принцип формирования самостоятельности в контексте определения уровня сформированности культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры и общей культуры, регламентирующей и сохраняющей границы гуманно-личностных основ социального и социально-профессионального взаимодействия;
- принцип расширения кругозора и возможностей личности в структуре ведущей деятельности и общении (в нашем случае — в структуре занятий регби).
8. Принцип инновационной профессионально-педагогической практики в управлении качеством определения и решения дихотомически модифицируемых противоречий в модели учета традиционной и инновационной составляющих любой профессиональной деятельности, отдыха и досуга:
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив, т. е. управления командным духом и способами, формами и механизмами достижения победы на соревнованиях разного уровня;
- принцип демократизации основ управления и комплексной подготовки спортсменов к соревнованиям;
- принцип исторического и инновативного учета возможностей планирования и организации тренировочного и соревновательного процессов;
- принцип обогащения личности и коллектива продуктами сотрудничества и сотворчества, науки и искусства, спорта, культуры и эзотерических основ понимания сохранения цивилизации и ноосферы.
Различные модифицированные системы принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочной-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби, реализуется в структуре подготовки спортсменов в СДЮСШОР по регби «Буревестник». Такого рода работа не однократно обсуждалась на научно-практических конференциях будущими педагогами по ФК и тренерами-преподавателями по регби. Данного рода работа являлась частью проводимого научно-педагогического эксперимента, база которого в структуре общепедагогического знания закладывается в различных учебных предметах педагогического цикла, построенного в соответствии с ФГОС второго поколения (специалитет) и ФГОС третьего поколения (бакалавриат и магистратура).
Качество детерминации и соблюдения основ моделированной системы принципов управления или социально-педагогического взаимодействия зависит от объективных и субъективных факторов, от множества ситуативных возможностей и ограничений, располагающих неограниченными полисистемными способами соотнесения условий педагогически модифицируемых процессов и явлений в профессиональном становлении и самореализации.
Литература:
1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.
2. Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 627 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–226–3.
3. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студ. пед. спец. /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007.– 209 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–309–7.
4. Козырева, О. А. Основы профориентологии: курс занятий для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»» /О. А. Козырева.– Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 307 с. [+ прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–290–8.
5. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
6. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2012. — 113 с. — ISBN 978–5-85117–675–3.