Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Зубанов Владимир Петрович, Горбунова Ирина Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 164 раза
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования / О. А. Козырева, В. П. Зубанов, И. А. Горбунова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5256/ (дата обращения: 16.11.2024).
Непрерывность современного профессионального образования иллюстрирует истинную природу ноосферного, антропологически обусловленного мышления личности, включенной в процесс осознания, детерминации и продуцирования благ и ценностей личной практики и общения, групповых и коллективных отношений, а также преобразования социальных и социально-профессиональных отношений и ресурсов, средств и продуктов жизнедеятельности.
Одним из средств доказательства продуктивной профессионально-педагогической деятельности является самостоятельно продуцированный профессионально-педагогический кейс, иллюстрирующий, например, у педагога по ФК в структуре наполнения различных направлений (1) спорт; 2) учеба, наука; 3)педагогическая практика, деятельность и мастерство) возможность и результат (уровень) личностного и профессионального становления и самореализации.
Под профессионально-педагогическим кейсом понимают в широком смысле совокупность достижений педагога в различных направлениях профессионально-педагогической деятельности и их подтверждения различными грамотами, сертификатами, медалями, кубками, листами, дипломами, номинированными премиями и ГРАНТ-ами и пр., визуализация системного представления которых выполнена в программах демонстрации или презентации данных, оптимально сочетающих способы и возможность создания и просмотра, сохранения и изменения, модификацию и ретрансляцию того или иного педагогически обусловленного ресурса и накопления мультисредовой практики обобщения и уточнения, расширения и апробации педагогических и профессионально-педагогических инноваций.
Примерами продуцированных профессионально-педагогических кейсов могут выступать профессионально-педагогические кейсы студентов Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецкого училища олимпийского резерва, иллюстрирующих возможности профессиональной деятельности, личностного становления и своевременного использования программно-педагогического обеспечения в такого рода деятельности [1, 5, 6]. Профессионально-педагогический кейс (ППК) студента-педагога по ФК составляется по итогам социально-педагогического взаимодействия за весь период обучения в Кузбасской государственной педагогической академии, а в Новокузнецком училище олимпийского резерва — по итогам изучения педагогики. Необходимо понимать важность продуцирования и оценки ППК в структуре подготовки личности к профессионально-педагогической деятельности, так функционально-педагогические особенности ППК (создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога), могут быть при объективной оценке — стимулом к дальнейшему профессионально-педагогическому росту или фактором некоторой деструкции при непринятии норм культуры и этики, прав и обязанностей, нарушения законодательства в области получения образования, оказания образовательных и медицинских услуг и пр., решения задач по оказанию социальной помощи и педагогической поддержки личности, попавшей в трудные социальные условия жизни и т. д. Данная особенность имеет место быть в любых образовательных и другого рода деятельности учреждениях [7]. Несомненно — практика верификации и объективной оценки результатов труда всё ставит на свои места, но длительный эволюционный процесс деления на своих и чужих — например, персонажи сказок «Золушка», «Морозко», «Дюймовочка» и пр., иллюстрируют явление распределения благ и их переоценки через определенные события и продукты деятельности. Такой опыт описан в практике и высшей школы, и аспирантуры, и докторантуры — состоятельность идей объективизации продуктов жизнедеятельности попрекается и деформируется — отсюда и множество асоциальных последствий. Нет уникальнее средства сравнения и верификации способа и процесса распределения благ и ценностей, как устойчивое, нравственное становление личности и продуцирование собственных (личных), а не заимствованных и купленных, ворованных или фальсифицированных творений. Исключение представляет собой лишь медицинская этика, не позволяющая говорить тяжело больным об их состоянии здоровья. Итак, в профессионально-педагогическом кейсе студентам педагогам по физической культуре рекомендовано [1, 6] отражать: — свои достижения в различных направлениях научно-методического и социально-педагогического взаимодействия (констатация результатов, например, дипломы, благодарственные письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия); — самоанализ деятельности (рефлексия) за 5 лет обучения и содержания педагогической практики III, IV, V курсов с отражением позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам, которым еще предстоит пройти педагогическую практику; — планы на будущую профессионально-педагогическую деятельность (где планирует студент работать).
Профессионально-педагогический кейс является одной из обязательных составляющих содержания заданий педагогической практики студентов V курса (специалитет), для бакалавров итог представляется после IV, а не после V курса обучения в Кузбасской государственной педагогической академии (продуктивность такого рода деятельности объективна, но не всегда, к сожалению, из-за соревнований можно собрать результаты деятельности студентов-педагогов по ФК сразу после прохождения педагогической практики, т. к. индивидуальный учебный план и гибкий график прохождения педагогической практики создают сложности в подведении итогов будущей педагогической деятельности студентов сразу после ее нормативного прохождения, и только к маю на пятом курсе можно объективно отследить и проанализировать всю генеральную совокупность моделированных ППК студентов-педагогов по ФК), а профессионально-педагогический кейс студента-педагога, обучающегося в Новокузнецком училище олимпийского резерва, представляет собой рефлексию и объективную, верифицированную самодетерминацию профессионально-педагогической и досуговой деятельности за период обучения в училище олимпийского резерва (I-III курсы), где осуществляется средне-профессиональная подготовка будущих педагогов по ФК к реализации идей непрерывного профессионально-педагогического образования, сводимого к модели «образование через всю жизнь», обеспечивающей всесторонне развитие личности и педагога, и его воспитанника (обучающегося, студента, слушателя, аспиранта, докторанта и пр.) на протяжении всей жизнедеятельности, в том числе и продолжения получения высшего профессионально-педагогического образования в Кузбасской государственной педагогической академии.
ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА [1] — наглядное, структурно-содержательное, объективное, субъектно ориентированное отражение результатов деятельности и общения студента-педагога или педагога-профессионала, объективно раскрывающего результаты и перспективы профессионально-педагогической и социально-педагогической работы, характерно доказывающей в доступном, прямом и косвенном видах состоятельность моделей социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации, осуществляемых в микро-, мезо-, макромасштабах планирования и организации рефлексии и верификации продуктов жизнедеятельности педагога по ФК.
Опыт сбора моделированных ППК в Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва проходит через заочную, студенческую научно-практическую конференцию, являющуюся итогом изучения предмета или прохождения педагогической практики, или обучения в целом.
Таблица 1
Уровни моделирования профессионально-педагогических презентаций студентами-педагогами по ФК 1 курса (RP-технологии педагогического взаимодействия)
Уровень моделирования ППП |
2007/2008 уч.год |
2008/2009 уч.год |
2012/2013 уч.год |
2013/2014 уч.год |
||||
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
|
Высокий уровень |
30 |
40,6 |
36 |
52,9 |
29 |
72,5 |
27 |
90 |
Средний уровень |
44 |
59,4 |
32 |
47,1 |
11 |
27,5 |
3 |
10 |
Допустимый уровень |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Низкий уровень |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
За последние два учебных года — после выхода учебного пособия [1] — качество работ студентов повысилось как в Кузбасской государственной педагогической академии, так и в Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва. Кроме того, работа по RP-технологии педагогического взаимодействия и технологии системно-педагогического моделирования уже на первом курсе даёт свои результаты — первый уровень-срез о сформированности личности в структуре самовыражения, самодетерминации, наличия продуктов самосовершенствования и самореализации, выявляемых с использованием презентации «Я — профессионал».
Таблица 2
Уровни моделирования профессионально-педагогических презентаций студентами-педагогами по ФК 1 курса (сравнительный анализ использования технологий пед. взаимодействия, фасилитирующих продуцирование педагогических средств и инноваций)
Уровень моделирования ППП |
2012/2013 уч.год |
2013/2014 уч.год (PR-технология педагогического взаимодействия) |
2012/2013 уч.год (технология системно-пед. моделирования) |
|||
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
Абс. рез., чел. |
Отн. рез., % |
|
Высокий уровень |
29 |
72,5 |
38 |
74,5 |
47 |
92,2 |
Средний уровень |
11 |
27,5 |
13 |
25,5 |
4 |
7,8 |
Допустимый уровень |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Низкий уровень |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приведем в качестве доказательства данные двух таблиц (табл.1 и табл. 2), иллюстрирующих возможность и качество моделирования презентаций будущими педагогами по ФК на первом курсе. Такого рода анализ для 4 курса (бакалавриат) и 5 курса (специалитет) можно будет провести только в мае месяце, что качественно уже видно и в настоящий момент — результаты продуктивного самовыражения выше (по количеству и качеству выполненных работ), нежели в 2007/2008 и 2008/2009 уч. годах. Продуктивность моделирования и состоятельность педагогической практики — ресурс верификации и модификации разрабатываемых педагогических средств как в средней, так и в высшей школе. От вузов и системы переподготовки кадров зависит и качество начального и среднего образования, и возможности высшего профессионального образования, поставляющего своих выпускников в вузы, аспирантуры, докторантуру и пр.
Литература:
1. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. /И. А. Горбунова, О. А. Козырева.- Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+прил. на DVD].
2. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 121 с. [+прил. на DVD].
3. Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов /О. А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 627 с. [+прил. на CD].
4. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студ. пед. специальностей /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 359 с. [+прил. CD].
5. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ.пед.вузов /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010.- 97 с. [+прил. на DVD].
6. Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 — «ФК» (пед. компонент): учеб. пособ. для студ. спец. 033100- «ФК», квалификации- «педагог по ФК» /Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова.- Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 65 с. [+прил. на CD].
7. Козырева, О. А. Особенности моделирования в ресурсах культурологического подхода и условиях непрерывного профессионально-педагогического образования / О. А. Козырева // Культура и образование. — 2014. — № 1. — 12 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1252