Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях
Автор: Стекленева Светлана Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 14.03.2014
Статья просмотрена: 2345 раз
Библиографическое описание:
Стекленева, С. Ю. Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях / С. Ю. Стекленева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/4928/ (дата обращения: 15.11.2024).
Экологическое воспитание включает в себя такие категории, как: мировоззрение, отношение, ценности, поведение.
Экологическое воспитание должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребёнка. Практика работы и опыт убеждают в том, что лозунги даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания.
Человек растёт, в нём пробуждается особый интерес к миру, к определённой области знаний. Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе маленького человека. Профессия учителя сложна и многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и должен воспитать других, творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия, быть примером.
Наиболее важным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией: «Глобальные проблемы человечества», «Загрязнение и охрана окружающей среды», «Географическая оболочка», «Биосфера», «Природные условия и природные ресурсы».
География позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо» — «плохо». Для каждой темы придумываю систему творческих заданий, направленных на анализ деятельности людей, её результатов и последствий для природы. Например: творческое задание на уроке: заполнить таблицу: создание водохранилищ на Волге.
Положительные аспекты (хорошо) |
Отрицательные аспекты (плохо) |
Задания такого рода помогают формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Цели и задачи экологического воспитания:
- обучение детей правилам общения с природой, познания её;
- развитие потребностей в общении с природой;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды её многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка презентаций);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала).
А партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога с учащимися порождают совершенно новые отношения и ценности, способствуют формированию мировоззренческих позиций относительно самого себя и окружающего мира.
Экологическое воспитание — непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ. В школе экологическое образование носит междисциплинарный характер. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «биосфера», «ноосфера».
Большое внимание в формировании экологической культуры учащихся играет учебный кабинет. Правильное ухаживание за цветами в кабинете способствует бережному отношению детей к диким растениям в природе. Экологические проекты, поделки из природного материала, доклады, композиции, фотовыставки, рисунки, участия в конкурсах — способствует расширению и углублению знаний учащихся, повышает интерес к предмету. Всегда интересной является выставка работ «Красота родной природы», «Мой образ мира», «Охраняемые животные и растения области»- в рамках организации и проведения недели по географии. Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют развивать самостоятельное обучение: ученик ищет ответ на поставленный вопрос, собирает необходимые сведения. На каждом уроке желательно обращать внимание школьников на проблемы малой родины, либо — большой, показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины и частью земного шара. Экологические наблюдения позволяют лучше узнать свой край.
В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.
Курс географии можно разделить на 3 этапа:
1 этап — начальной географии, 6 класс — необходимо формирование культуры природопользования, формирование у школьников представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей — оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), расширение знаний о компонентах природы. На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды. Основные формы работы: урок, практические работы.
Пример: При изучении темы «Горные породы» рассматриваю вопросы о последствиях добычи полезных ископаемых людьми, стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг.
При изучении темы «Гидросфера» изучается Мировой круговорот воды в природе. Учащиеся понимают, что примерно в течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся вода Мирового океана обновляется и какая она возвращается назад. Основной вид деятельности — усвоение чётко заданного образца.
2 этап — география природы 7–8 классы. На этом этапе необходимо развивать навыки исследовательской деятельности, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы. В среднем звене школы, когда формируется абстрактное мышление, он осознает необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек — природа», последствия этих отношений.
Изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем, как начинаю беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменение климата, предлагаю ответить на следующие вопросы: Как изменился состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязнённый воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Почему загрязнён воздух, который удалён от источника загрязнения? Какой из этого делается вывод? Ответы учащихся по мере необходимости надо корректировать. В 8 классе провожу мониторинг: «Подсчёт количества машин, проходящих за час около школы».
3 этап — хозяйство, природопользование, 9–11 классы — в старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т. д., учащиеся могут оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основные отрасли хозяйства. На уроках рассматриваются проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, выполняем практические работы.
Экологическое воспитание детей должно осуществляться с раннего возраста. Это должен быть целенаправленный, непрерывный процесс, цель которого — сделать каждого человека экологически грамотным. Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения имеют такие темы как, например: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры борьбы с их загрязнением»; «Глобальные проблемы человечества» и многие другие. В курсе физической географии 6 класса начинается формирование представления о географии как науки о Земле и обществе. В процессе его изучения закладываются основы ценностных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой. В курсе физической географии России получают своё дальнейшее развитие основные направления экологического образование: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды. Система знаний в географии России — хозяйство и географические регионы, занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. Одной из главных особенностей экологического воспитания в курсе экономической и социальной географии мира(10 класс) является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов и требующих совместных действий всех государств.
Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, тематические проекты, которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов. Ребята с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях по географии, в школьных и районных олимпиадах, конкурсах с экологической направленности.
Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся, предупреждая утомление и перегрузку, сберегая их здоровье.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания.
Выделяют:
- урок как традиционная форма (вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
- специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
- внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
- лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
- различные виды экскурсий.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней. Главное — всем нам жить дружно.
Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. Исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.
Литература:
1. Казимирова И. Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.
2. Кашлев С. С. Диагностика экологической культуры. — Мн., Беларусь, 2003.
3. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-urokah-geografii [Дата обращения: 26.01.2014г.]
4. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/statya-ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-shkolnikov-na-urokakh-geogr [Дата обращения: 26.01.2014г.]