Проблемы реализации системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования
Авторы: Седых Наталья Николаевна, Низамбеева Руфия Гилмухановна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 11.03.2014
Статья просмотрена: 246 раз
Библиографическое описание:
Седых, Н. Н. Проблемы реализации системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования / Н. Н. Седых, Р. Г. Низамбеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5267/ (дата обращения: 15.11.2024).
В системе Российского образования, в Республике Татарстан на современном этапе развития общества происходят существенные изменения. Основной фигурой при реализации на практике ведущих нововведений является педагог. Для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.
Инновационная деятельность занимает особое место в процессе профессионального развития педагога. Очевидно, что организация инновационной среды образовательного учреждения может способствовать повышению профессиональной компетентности и личностного роста участников воспитательно-образовательного процесса [4, c. 144].
Традиционные подходы к воспитанию, обучению и организации жизни детей в таких специализированных учебно-воспитательных учреждениях, как наша школа-интернат, невозможны.
Подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с ДЦП) к полноценной общественной жизни требует целенаправленной коррекционно-развивающей системы. И в достижении этой цели немаловажную роль играет культурное, эстетическое воспитание ребенка с помощью средств инклюзивного образования по развитию мелкой моторики детей [5, c. 89]. К средствам инклюзивного образования по развитию мелкой моторики детей относятся:
1. Сказкотерапия.
2. Песочная терапия.
3. Метафорическя и фольклорная терапия.
4. Рисуночная терапия.
5. Лечебная мандала (рисуночная, аппликация, мозаика, тесто-пластика и т. д.).
6. Музыкотерапия.
7. Логоритмика.
8. Терапия декоративно-прикладного характера.
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Артикуляционная гимнастика.
11. Терапия двигательно-хорового припева.
12. Кукольный театр.
13. Теневой театр.
14. Дыхательная гимнастика.
В нашем классе обучается 9 детей с проблемами умственного и физического развития. У детей разные формы ДЦП. Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен или понижен тонус мышц, движения [7, c. 381]. Эти дети нуждаются в специальных инклюзивных условиях воспитания и обучения.
Реализация системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образованиянаправлена на:
1. Развитие основных приемов самообслуживания.
2. Приобретения определенных трудовых навыков, необходимых для социализации.
3. Повышения мотивации, желания и потребности учиться, работать, создавать.
4. Создание ситуации, при которой ребенок может проявить активность.
5. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной организации занятий, т. е. использование игровых моментов, особенно для детей младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств инклюзивного образования.
Дети с ДЦП, как и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют движения, которые в другой ситуации не выполняют [3, c. 101].
Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, все действия ребенок проговаривает. В этот момент у ребенка одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно-пространственное восприятие, схема тела и схема движения [9, c. 149]. Малоподвижные игры (например, шашки, шахматы, домино и т. д.) применяются для тренировки внимания и координации.
В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентации и точки движений [8, c. 581].
Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, ксилофон, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, ногой, топанье. Педагог вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить в том же ритме.
Возможность повысить самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению дает периодическое приглашение здоровых сверстников как для общения, так и для возможности видеть другие «здоровые стереотипы» [10, c. 224].
Цель представляемой системы работы — научить детей культуре общения, вселить в них веру в себя, помочь найти достойное место в обществе, привить определенные трудовые и в тоже время некоторые профессиональные навыки.
В соответствии с целью работы уделяется серьезное внимание сохранению, возрождению культуры и этнической истории, лучших традиций и обычаев татарского, русского народов [2, c. 47]. В классе регулярно организуются культурные мероприятия, проводятся фольклорные классные часы, тематические беседы, конкурсы декоративно-прикладного творчества, смотры художественной самодеятельности, целенаправленные уроки чтения, студийные занятия по интересам, способствующие через развитие мелкой моторики руки ребенка улучшить состояние эмоциональной и волевой сфер, психики ребенка [1, c. 21].
На уроках стремятся вызвать у ребят такие эмоции, чтобы пробудить их воображение, приблизить их к более духовному самовыражению через пластические, музыкальные интонации с обязательными сопутствующими образными пояснениями. Это элементы простейшего сценического насыщения. Затем можно усложнить и довести те или иные элементы до музыкально-игровых этюдов-рисунков («лесная поляна», «осенняя кладовая», «зимнее царства Снежной Королевы», «волшебный голубой вагон», «танцующие роботы»…), аппликаций. С помощью пластиковых этюдов, аппликации, пальчикового театра, теневого театра, музыкальных моментов можно поговорить о любом времени года, его примечательных цветах и красках. На занятиях декоративно прикладного характера используются элементы пластической ритмики [6, c. 77]. Именно пластика и музыка выполняют функции психической и соматической релаксации. Такие уроки обязательно дополняются тематическими беседами по искусствоведению, музыкальной культуре (например, из истории балета и характерного танца), беседы об особенностях и оттенках классических музыкальных произведений и современных музыкальных спектаклях, так же посещение с детьми театра оперы и балета. Приобщаясь к музыкальной культуре, дети дополнительно получают навыки эстетического поведения, умение вести себя (знают, как пригласить на танец, как проводить, при этом оказывают сопутствующие мимические, двигательные знаки внимания как мальчики, так и девочки), получают навыки достойного поведения. Изготавливая поделку, предмет, вещь, игрушку своими руками следовательно, развиваются физические и психологические творческие, житейскобытовые, а так же частично профессиональные способности ребенка.
Итак, при упорядоченной системеработы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования у ребенка расширяется его кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность. Ребенок учится решать свои проблемы сам, используя умственные и физические возможности. Возникает адекватная самооценка.
Литература:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. — М. «Айрис-пресс», 2008
2. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2000 г.
3. Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — М.: Изд-во «Книголюб, 2008. — 160 с».
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005
5. Интегрированное и инклюзивное образование в образовательном учреждении. Инновационный опыт: авторы-составители: Соколова В. Р., Седегова А. И., Наумов А. А. — М: Изд-во «Учитель», 2013.- 147 с.
6. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/ Авторы-сост: С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица. Под редакцией С. В. Астраханцевой. — Ростов н/Д» Феникс, 2006
7. Большой Психологический словарь/ Авторы-состав.: Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма- Пресс, 2004.- 459 с.
8. Популярная медицинская энциклопедия/ гл. ред Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1997.- 704 с.
9. Панов А. М. Актуальность и практическая значимость решения социальных проблем детей, больных детским церебральным параличом/ А. М. Панов// Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М., 2007. — 200с.
10. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIV Межд. науч. практ. конф. В 6 ч.Ч.2/ Межд. академия наук пед. образования; Челябинский институт перепод. и повыш. квал. работ. образ.; отв. Ред. Д. Ф. Ильясов. — М.; Челябинск: ЧИППКРО, 2013. — 284 с.