Обучение фразеологии русского языка учеников 7-х классов (на материале интернет-сайтов)
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 11.03.2014
Статья просмотрена: 663 раза
Библиографическое описание:
Носкова, Н. Ю. Обучение фразеологии русского языка учеников 7-х классов (на материале интернет-сайтов) / Н. Ю. Носкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 137-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5283/ (дата обращения: 19.12.2024).
Свободное владение русским языком предполагает, в первую очередь, наличие достаточного словарного запаса учащихся. Изучение фразеологической системы языка выступает необходимым условием в усвоении родного языка. Не вызывает сомнения тот факт, что умелое использование фразеологизмов в коммуникации придает речи говорящего своеобразие, красочность, экспрессию.
Однако учеными-методистами и учителями подчеркивается, что в практике школы данный важный аспект изучения родного языка недооценивается. Так, Л. И. Лебедева в статье «Работа со словом на уроке русского языка» указывает: «Самым распространённым видом работы по фразеологии является семантизация фразеологизмов: установить значение фразеологизмов, подобрать лексические синонимы. В результате такого положения не только обедняется речь учащихся, но страдает и изучение литературы, так как многочисленные устойчивые сочетания, которые в художественном произведении выполняют определенные стилистические функции, не воспринимаются учащимися, не усваиваются ими» [2, с. 1].
Некоторые учебные комплексы вводят понятие «фразеологическая единица» уже в начальной школе, другие — знакомят школьников с идиомами в 5 классе. Активная работа по усвоению фразеологической системы русского языка начинается в 6 классе. Однако, как показал мониторинг исследовательских работ, учащиеся редко используют фразеологизмы в своей речи или вовсе их не употребляют. Ученые констатируют печальный факт — зафиксирована тенденция убывания или полного исчезновения фразеологизмов к 11 классу.
В. В. Гаврилов в работе «Обучение фразеологии на уроках русского языка в 6 классе средней общеобразовательной школы на основе освоения фразеологически связанных (символических) значений» также указывает, что ученики редко используют фразеологизмы в собственной речи, «не учитывают стилистические (аксиологические) особенности фразеологизмов и не умеют варьировать фразеологизмы в тексте, без чего невозможно свободное употребление фразеологизмов в речи» [1, с. 8].
С целью успешного освоения фразеологии русского языка и актуализации коммуникативных умений школьников нами была разработана методическая система, учитывающая возрастные особенности учащихся. Для школьников 7 класса предлагается комплекс заданий и упражнений с использованием Интернет-сайтов для детей и подростков.
В рамках научного исследования нами был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 7-х классов общеобразовательной средней школы.
Учащимся было предложено 3 задания:
1. Подобрать как можно больше фразеологизмов со словами рука, нога, голова, сердце;
2. Дать толкование фразеологизмам;
3. Найти фразеологические единицы в художественном тексте.
Результаты эксперимента показали, что учащиеся 7-х классов легко справились с двумя последними заданиями. Однако распространенной ошибкой среди тестируемых стал выбор в качестве фразеологического оборота словосочетания или основы предложения.
Работы школьников позволяют сделать вывод, что к 7 классу дети забывают фразеологизмы, не могут привести примеры, зато достаточно успешно вычленяют фразеологические сочетания из художественного текста и дают толкование фразеологизмов.
Методическая система, разработанная нами в целях актуализации коммуникативных умений школьников, поможет учащимся заполнить пробел в знании фразеологии русского языка.
Учащиеся в возрасте 12–13 лет (7 класс) проявляют все больший интерес к Интернет-ресурсам. Мы предлагаем, учитывая этот интерес, разнообразить роки русского языка при помощи подростковых сайтов.
Проведя анализ существующих Интернет-сайтов для подростков, мы пришли к выводу, что практически на каждом из них представлены художественные и стихотворные произведения с фразеологизмами, что может послужить материалом для работы с фразеологическими единицами русского языка. Упражнения и задания на нахождения фразеологизма в тексте, составление собственного текста с фразеологическими оборотами, создание стихотворных произведений предлагается выполнять учащимся на занятиях в классе. Упражнения и задания на работу с материалами Интернет-сайтов даются в качестве домашней работы.
Опыт показывает, что предложенная методика демонстрирует положительную динамику в освоении фразеологии русского языка.
Во-первых, учащиеся с интересом выполняют задания, связанные с созданием собственных текстов и поиском фразеологических единиц на Интернет-сайтах.
Во-вторых, реализуется принцип «Обучение через развлечение»: школьники включены в творческий процесс, развивается творческий потенциал ребенка.
Таким образом, методическая система, предложенная нами в обучении школьников фразеологии русского языка, способна аккумулировать уже имеющийся наработанный опыт ученых-методистов и новые подходы, обеспечивающиеся обновление образования и актуализирующие новые знания.
Литература:
1. Гаврилов В. В. Обучение фразеологии на уроках русского языка в 6 классе средней школы на основе освоения фразеологически связанных (символических) значений [Электронный ресурс]: ав. дисс… к. п. н. — М., 2001. 258 c. — http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–02/dissertaciya-obuchenie-frazeologii-na-urokah-russkogo-yazyka-v-6-klasse-sredney-shkoly-na-osnove-osvoeniya-frazeologicheski-svyazannyh
2. Лебедева Л. И. Работа со словом на уроке русского языка [Текст]/Межрегиональная конференция школьников и учителей «Энциклопедия одного слова». — 2010.