Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта
Автор: Коршунова Ольга Сергеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 13.03.2014
Статья просмотрена: 7342 раза
Библиографическое описание:
Коршунова, О. С. Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта / О. С. Коршунова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5295/ (дата обращения: 15.11.2024).
В работе определены пути и возможности повышения квалификации, перепрофилирования, получения дополнительного образования специалистов в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, переподготовка специалистов.
Расширение возможностей общества в целом и личности в частности — должна быть образовательной политикой государства, технологией социального развития и становления. Образование, полученное на всех этапах обучения: начальное, среднее, высшее — предусматривает дополнительное профессиональное развитие. В среднем звене обучения, дополнительное повышение уровня знаний, может быть в рамках программы учебных заведений, в высшей школе, должно приобретать личный характер для развития собственных компетенций. Индивидуальность повышения профессионализма обусловлена осмысленным отношением к уровню своего профессионального образования к перспективе применения полученных знаний в построении карьеры, повышению квалификации, собственной значимости и востребованности в выбранной сфере.
Понятия «переподготовка» и «повышение квалификации» закреплены в Законе «Об образовании» и имеют общее название «дополнительное профессиональное образование» (ДПО) Таковым является профессиональная переподготовка кадров, повышение квалификации, развитие культурных и творческих способностей личности путем самосовершенствования и саморазвития.
Переподготовку кадров с высшим физкультурным образованием осуществляют университеты, академии, колледжи и институты физической культуры (физического образования), а так же специализированные факультеты педагогических университетов и институтов, классических университетов, подготовка в которых отличается своим содержанием. [2]
Быть высококвалифицированным специалистом в области физической культуры и спорта востребованная потребность современного общества. Динамически развивающаяся отрасль требует стремительного развития высокого уровня тренерско-педагогических ресурсов, научно-методологической и научно-информационной основы для роста и развития профессионализма в этой сфере. Последние зимние олимпийские игры 2014 показали, эффективность вложения материальных средств, научно-технических прогрессивных методик в подготовку спортсменов высокого класса. Материально техническое сопровождение спорта высоких достижений на современном международном уровне способствовало высоким результатам, показанным нашими спортсменами. Построенные современные спортивные сооружения для высокотехничных видов спорта: санно-бобслейные трассы, горнолыжные комплексы и т. п. незамедлительно дали свой результат. Наибольшее количество спортсменов, завоевавших медали самого высокого достоинства оказались не из прогнозируемых списков по отдельным видам спорта. Таким образом, развитие науки в физкультурно-спортивной отрасли, повышает престиж нашей страны на международной арене. Объединяет народ внутри страны, развивает дух патриотизма и гордости за свое отечество. Спортивные секции, клубы, команды пополнились новыми начинающими спортсменами, стремящимися повторить успех своих кумиров, которых они приобрели после олимпиады в Сочи. А человеческий ресурс в нашей стране неисчерпаем, важно грамотно выстроить систему: вертикаль подготовки спортсменов. От спортивно массовых и физкультурных занятий до спорта высоких достижений.
Образование специалистов в области физической культуры и спорта всегда являлась самостоятельной сложившейся отраслью профессионального образования в нашей стране. В настоящее время в России выделяется три уровня базового физкультурного образования: начальное (училища олимпийского резерва) среднее (колледжи и техникумы) и высшее (бакалавр, магистр). Многоуровневая многокомпонентная система подготовки специалистов физической культуры и спорта была взята за образец многими странами и принесла свои плоды в виде спортсменов самого высокого уровня, победителей крупных международных соревнований. В современное время (по данным Министерства образования Российской Федерации) в нашей стране более чем 1100 образовательных учреждений по этому профилю. Из них: 14 академий, 14 межотраслевых институтов, 52 региональных центра, 119 специализированных институтов. В которых проходят обучение и получают образование более миллиона человек. И намечается тенденция к повышению этих показателей. Но получение специализированного профессионального образования не гарантирует успеха и роста в карьере без постоянного повышения квалификации. Развитие науки на международном уровне и внутри страны очень динамично. Правительством РФ выделено 48 мрд рублей на период 2014–16 год для развития фундаментальной науки, в том числе и в сфере физического воспитания, образования и спорта. Это создаст для российских ученых дополнительные возможности для творческой реализации, позволит ставить новые, более амбициозные цели, делать открытия и добиваться признания не только в России, но и в мире.
Методологическая база для ДПО должна соответствовать всем современным уровням и международным стандартам. Исследования и научные разработки должны в кратчайшие сроки быть применены в практической деятельности специалистов в области физической культуры, воспитания и спорта. Программы обучения с использованием инновационных технология должны быть доступны широкому кругу специалистов ФВиС. Повышения квалификации может проходить в различной форме: с отрывом от производства, на онлайн курсах, самостоятельно, и т. п. Важно, чтобы в основе концепции системы повышения квалификации, лежала идея поступательного роста специалиста как личности и как профессионала. Чтобы этот процесс осуществлялся на протяжении всей его практической деятельности.
Особое место в силу специфики обучения взрослых занимают проблемы обеспечения компетентными преподавателями системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. К ним предъявляются повышенные требования с учетом сложности в работе со слушателями: разный возраст, педагогический стаж, уровень квалификации. В целом, вся система умений и знаний в процессе повышения квалификации? интегрируется вокруг потребностей трудовой практики. [2]
В «Законе об образовании» РФ говорится: «Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества…» [1] Социально-экономические и политические изменения в нашей стране определяют стратегию педагогического развития и требуют его радикальной реформы. Но, не смотря на обилие постановлений и организационных изменений в структурах, явных перемен в сфере ДПО не происходит. Программ, положительно влияющих на мотивацию преподавателей самостоятельно повышать свою квалификацию, в данное время не достаточно или они не эффективны. Нужны конкретные, значимые социальные заказы на специалистов, востребованных на данном временном этапе. Стартовой чертой могут стать крупнейшие международные мероприятия и состязания, итоги их проведения, результаты выступления спортсменов, на всех уровнях от детских и юношеских, до спортсменов высокого класса. Зачастую, решение проблемы у нас находят «на поверхности», путем снятия наставника, тренера команды, показавшей низкий результат. Но, как правило, это не является верным шагом по пути возникновения проблемы, которая остается и под новым руководством. Воспитание специалистов грамотных, эффективных, амбициозных — вот задача для средних и высших отечественных специализированных учебных заведений. Но обучение молодежи должно идти силами уже имеющихся специалистов. Вот они и должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, шагать в ногу со временем и впереди него. На предложенной схеме видно, специалисты, любого уровня могут пройти повышение своей квалификации или перепрофилироваться на другую специальность, более востребованную.
Схема возможного дополнительного образования для специалистов ФКиС
Переход к новой системе обучения переподготовки, должен повлечь за собой структурные изменения в органах, на которые будет возложена задача ДПО и повышения квалификации. Возможность привлечения специалистов высокого класса из числа профессорско-педагогического состава отечественных и зарубежных учебных заведений. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации»: физическая культура часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека…». [3]. Одним из последних шагов государства по поддержке образования в области физической культуры и спорта стало открытие Российского международного олимпийского университета (РМОУ) в сентябре 2013г. в городе Сочи. На его открытии Президент России В. В. Путин отметил, что у страны есть большие и серьезные планы в области спорта и физической культуры и это один из приоритетов социальной политики государства.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ)
2. Николаева Н. И. Современные системы подготовки специалистов в области спорта /Н. И. Николаева / Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения. М.: издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС.-2011.
3. Федеральный закон Российской федерации «О физической культуре и спорте в Российской федерации» (от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ)
Ключевые слова
повышение квалификации, образовательные программы, дополнительное профессиональное образование, переподготовка специалистовПохожие статьи
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ
В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...
Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»
В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...
Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре
В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...
Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу
Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.
Обучение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования
Рассмотрены группы населения по подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, основные виды и цели обучения населения, методика обучения безопасности жизнедеятельности по программам дополнительного профессионального обра...
Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»
В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...
Похожие статьи
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...
Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ
В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...
Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»
В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...
Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре
В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...
Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу
Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.
Обучение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования
Рассмотрены группы населения по подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, основные виды и цели обучения населения, методика обучения безопасности жизнедеятельности по программам дополнительного профессионального обра...
Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»
В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...