Развитие коммуникативных УУД через работу со словами с непроверяемыми безударными гласными в корне
Автор: Федярина Анжелика Евгеньевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 14.03.2014
Статья просмотрена: 422 раза
Библиографическое описание:
Федярина, А. Е. Развитие коммуникативных УУД через работу со словами с непроверяемыми безударными гласными в корне / А. Е. Федярина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5303/ (дата обращения: 15.11.2024).
В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по четвертый классы.
Современная начальная школа видит одну из главных задач обучения — развитие речи и мышления младших школьников.
На начало обучения, проанализировав данные психолого-логопедических служб у учащихся 1 класса 72 % (19 чел.) речевое развитие не соответствовало возрастной норме. У данной категории детей были не достаточно сформированы фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связная речь, а также слуховая и зрительная память.
В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы за основу была взята методика П. С. Тоцкого, в частности, прием — орфографического чтения.
Конечно, абсолютно грамотных людей нет и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. И готовых методик, дающий 100 %-ый результат в этой области тоже нет. Но проблема существует, и поэтому учителям необходимо делиться своими находками для того, чтобы добиться каких — либо успехов.
Мы знаем одну звуковую форму слова — орфоэпическую, т. е. разговорную. К такой речи мы привыкли и любим ее, потому что она удовлетворяет нас в устном общении. Зато сколько такая речь доставляет хлопот, когда мы вынуждены распутывать ее с помощью правил, чтобы написать правильно слово. Значит, одно и тоже слово может быть произнесено по — разному: орфографически и орфоэпически.
При орфографическом чтении цель направлена на четкость произношения, на запоминание состава звуков в каждом слове. Артикуляция работает с напряжением, выговаривая каждое слово. Так на чем же движется наша орфография? Ответ один в орфографическом произношении, звуковая графическая форма слова навсегда останется в памяти, если слово произнесено многократно.
С чего же начать обучение орфографическому чтению? Хорошо начинать чтение по алфавитному словарю советует П. С. Тоцкий. Я начала свою работу над орфографическим чтением по орфографическому словарю для начальных классов, т. е. с одной и той же буквы (перед каждым уроком — орфографическая разминка), что облегчает детям чтение начала слова. Затем эту систему применила для работы над словами из словаря.
Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе планируемая на каждый урок. Все слова для изучения я разделила на смысловые блоки (по 5–7 слов). Работу начинаю с повторения уже изученных слов группы. Ежедневно ввожу по одному новому слову из словаря. После того как спустя неделю все слова будут изучены, работаю над их запоминанием.
1-й день (каждый день от 1 до 3 новых слов). Слово прочитывается орфографически, с постановкой ударения, по слогам. Записывается в словарик (у каждого учащегося) с выделением орфограмм, делением на слоги, постановкой ударения.
2-й день. Предъявляю детям для записи на карточках эти же слова «с дырками». Это эффективный прием формирования орфографической зоркости.
3-й день. Провожу предметно — картинный словарный диктант, сопровождающийся орфографическим произнесением слов.
4-й день. Предлагаю ученикам интеллектуально — лингвистические упражнения со словами изученной группы.
5-й день. Проводится проверочный диктант, в который включены изученные орфограммы, или осложненное списывание.
Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими (знакомыми словами) не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям интересные задания, например:
- образуйте от данных слов однокоренные слова;
- составьте предложение с любим из слов;
- выпишите только трехсложные (двусложные) слова;
- выпишите самое длинное (короткое) слово к схеме;
- выпишите слово на загадку;
- какое слово было самое трудное, произнесите шепотом, задайте слову вопрос, порадуйтесь слову.
Нам надо помнить, что существует процесс забывания слов, поэтому предлагаю систему повторения, например:
- прочитайте по «цепочке»;
- прочитайте весь словарь хором;
- читаем в паре, т. е. один — орфоэпически, другой — орфографически;
- прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово;
- прочитайте двусложные (трехсложные) слова;
- из данного блока назовите слова с безударной а (о,е);
- прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог;
- назови последнее слово (второе, третье и т. д.) не смотря на блок слов, назови его соседей.
Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Орфографическое чтение проводится на каждом уроке, каждый предмет имеет свою специфическую лексику (в математике — задачи, в чтении — стихотворения, в русском языке — письмо по памяти или списывание).
Фрагмент словарной орфографической работы на уроке во 2 — м классе.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи:
- предъявление слова:
Сфрхкороваждмасинчаппихжисобакахин
Дети: Здесь написаны слова корова и собака.
- лексическое значение слова:
Учитель: В чем смысловое сходство слов корова и собака?
Дети: Корова и собака — домашние животные.
Учитель: В чем их различие?
Дети: Корова — травоядное животное, дает молоко, собака — из семейства хищных, сторожит, с ней охотятся.
Учитель: Что обозначает слово корова?
Дети: Корова — домашнее молочное животное с большими рогами.
Учитель: Что обозначает слово собака?
Дети: Собака — домашнее животное из семейства хищных.
- графическое обозначение слова — слоговое письмо:
Учитель: Что еще можно сказать о данных словах?
Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.
Учитель: Напишите слова корова и собака в тетрадях. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.
- введение слов в активный словарь учащихся:
Первый вариант:
Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово корова или собака, подходящие по смыслу. Объясните данные выражения:
Как … языком слизала.
Сидит, как на … седло.
… лает, ветер носит.
… на сене.
Бодливой … Бог рог не дает.
Маленькая … до старости щенок.
С … не сыщешь.
Второй вариант:
Учитель: Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.
Варианты ответов:
Корова и собака — домашние животные, а лисица — дикое животное.
Лисица и собака — хищные животные, а корова — травоядное.
У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.
Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления ребенка.
Первый способ — сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.
Учитель: Сравните между собой слова карандаш и пенал. Найдите общие существенные и несущественные признаки.
Варианты ответов:
1. Карандаш и пенал могут изготавливаться из дерева.
2. Карандаш и пенал — школьные принадлежности.
3. Карандаш и пенал не тонут в воде.
Второй способ — поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, усвоения навыков первичного анализа так же, как и совершенствования речи учащихся.
Учитель: Соотнесите по смыслу написанное слева и справа.
Голодать. Скудно питаться. |
Медвежий угол. |
Отдаленное глухое место. |
Сосать лапу. |
Отсутствие музыкального слуха. |
Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено. |
Попытка сделать что — либо хорошее с плохим результатом. |
Медвежья услуга. |
Делить шкуру неубитого медведя. |
Медведь на ухо наступил. |
Третий способ — поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи; они учатся видеть окружающий мир под непривычными для нас углом зрения, у них развивается нестандартное мышление.
Учитель: составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединялись бы между собой с помощью любого третьего слова.
Варианты ответов:
Ученик взял тетрадь.
Ученик пишет в тетради.
Тетрадь находиться у ученика.
Ученик спрятал тетрадь.
Четвертый способ — исключение лишнего слова из трех возможных — способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.
Учитель: Составьте предложение со словами петух, воробей, сорока, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.
Варианты ответов:
Петух и сорока — крупные птицы, а воробей — маленькая птица.
Сорока и воробей живут в природе, а петух — рядом с человеком.
Пятый способ — поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьникам слова и два слова, изученных на данном уроке. Существенное отличие этого способа от третьего состоит в том, что в данном случае четыре основных слова должны быть существительными.
Учитель: Составьте предложение, в котором слова город и деревня соединяли бы между собой два других слова из словарика.
Варианты ответов:
(Можно использовать слова человек и одежда)
В деревне живет человек и носит одежду, изготовленную в городе.
(Можно использовать слова корова и молоко)
В деревне корова дает молоко, которое отвозят в город.
Шестой способ — составление предложения с одновременным включением в него двух — трех изученных слов.
Седьмой способ — нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета — развивает речь и творческое мышление.
Учитель: Скажите, как можно использовать пальто в жизни. Ответьте полным предложением.
Варианты ответов.
Пальто надевают в холодное и прохладное время года.
Пальто можно укрыться вместо одеяла.
Пальто можно подстелить, чтобы было теплее и мягче.
Пальто можно использовать как перегородку.
Пальто можно применить в дождь как зонтик. и т. д.
Учитель: Придумайте примеры фантастического характера.
Варианты ответов:
Пальто можно использовать как ковер — самолет.
Из пальто можно соорудить скатерть — самобранку.
С помощью электрических деталей можно создать пальто — электрогрелку. и т. д.
Восьмой способ — сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование интеллектуальных способностей учащихся, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.
Практическое применение на уроках всех способов позволяет систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуются рассуждение, доказательство и конкретное решение. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.
Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично — поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Их внедрение начинается при ознакомлении с первыми грамматическими понятиями, орфографическими, пунктуационными и другими правилами в 1 — м классе и продолжается при дальнейшем изучении русского языка в начальной школе.
Литература:
1. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. — М.: Просвещение АО Учебная Литература 1996. — 207 с.
2. Волина В. В. Этимологический словарь. — М.; АСТ — Пресс, 1997.
3. Ераткина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям.//Начальная школа. — 1992. — № 7,8. — с. 13–17.
4. Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями.//Начальная школа. — 1994. — № 1. — с. 23–27.
5. Жедек П. С., Тимченко М. И. Списывание в обучении правописанию.//Начальная школа. — 1989. — № *. С. 23–28.
6. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. — 1993. № 11. — с. 53–56.
7. Золотых Н. А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка.//Начальная школа. — 2001. — № 3. с. 9–16.
8. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.// Начальная школа. — 1993. — № 6. с. 4–9.
9. Тоцкий П. С. Орфография без правил. — М.: Просвещение — 1991 г.