Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдулаева, П. З. Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении / П. З. Абдулаева, З. Э. Абдулаева, Х. С. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5305/ (дата обращения: 16.10.2024).

Статья социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению на благо Отечества, также посвящена государственному программированию как метод организации патриотического воспитания молодежи Махачкалы в современный период (2001–2014 гг).

Ключевые слова:патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Махачкалы, программирование, Государственная программа патриотического воспитания, культурное наследие.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Среди множества постановлений Правительства РФ, в качестве основного программного документа необходимо выделить Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Принятие этой программы явилось важным событием в жизни нашей страны. Был принят государственно-правовой акт, определяющий роль, место и значение идей патриотизма на современном этапе общественной жизни России, направленный на обеспечение социально-экономического, духовного и культурного подъема Российского общества. Значимость Программы заключается и в том, что она определила пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания граждан России, роль и место федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ, общественных объединений и организаций в этой системе, содержание и основные направления их деятельности в современных условиях. [1].

Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»:

«Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается. Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания. Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Программы. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан». [2].

Существует крылатое выражение «Героями не рождаются, героями становятся». Мне бы хотелось перефразировать это высказывание следующим образом: «Патриотами не рождаются, патриотами становятся». С годами всё больше убеждаюсь в том, что подрастающее поколение надо учить любить- любить близких и родной дом, окружающую природу и страну, в которой мы все появились на свет и до сих пор живём.

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Одним из главных направлений образовательной деятельности нашей школы является воспитательная деятельность. Цель воспитания в школе — целенаправленное управление процессом развития личности; развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем, главное в нем — это создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях). Как нам известно, одним из ведущих направлений воспитательной деятельности нашей школы является патриотическое воспитание. Это — важнейшая проблема национальной безопасности России. Патриотизм — фундамент общества и государства, духовно-нравственная основа их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм — исторически сложившийся тип жизненной ориентации личности, народа, интегративное качество, в рамках которого имеют место социально-мировоззренческие, идейно-психологические, практическо-поведенческие аспекты. Его воспитание возможно лишь в контексте сложной и многомерной совокупности разнообразных видов и организационных форм урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода на основе методически выверенного использования регионального компонента в содержании воспитания молодого поколения. Потенциал патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания проходит через все предметные области. Патриотическое воспитание включает систему работы по военно-патриотическому воспитанию, национально-патриотическому воспитанию, гражданскому воспитанию, гражданско-патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание направлено на формирование следующих компетенций:

представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и Республики Дагестан, гербе города Махачкалы;

представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Дагестана;

стремление активно участвовать в делах академии, группы, семьи, своего села, города;

любовь к академии, своему поселку, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

представления о правилах поведения в академии, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в группе, академии, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин).

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения кураторских часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин).

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, с правами гражданина.

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, академии ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей согласно. Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы. Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи основывался, прежде всего, на приоритетности патриотического и культурного наследия республики Дагестан, его традиций и преемственности в воспитании, направленности на развитие личности гражданина — патриота.

Литература:

1.                  Вестник ФГБОУ ВПО «Государственного университета управления» — Рецензируемое издание ВАК РФ — Издательского дома: ГУУ № 22. М.: 2013г. с. 256.

2.                  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации»: утв. Постановлением РФ от 5 октября 2010г. — № 795.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание граждан, процесс бесед, государственная программа, Российская Федерация, воспитательная деятельность, дальнейшее развитие, жизненный опыт, просмотр кинофильмов, социально-педагогическая деятельность.

Ключевые слова

культурное наследие, программирование, культурное наследие., патриотическое и государственно-патриотическое воспитание молодежи Махачкалы, Государственная программа патриотического воспитания

Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Специфика становления гражданской позиции обучающихся среднего профессионального образования

В статье раскрываются приемы, методы становления и формирование гражданской позиции обучающихся в системе среднего профессионального образования на примере Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский аг...

Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и школьников начального звена в современном мире

В статье актуализируются проблемы нравственно-патриотического воспитания растущего поколения в современном мире; описаны пути решения проблемы преемственности в нравственно- патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой; рассказыва...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Педагогические принципы воспитания студентов в военно-патриотическом духе

В данной статье дана информация о том, что чувство Родины является священным чувством, о формировании и воспитании у молодежи любви к Родине, о том, что патриотизм является общечеловеческим чувством, и об использовании таких методов, как убеждение, Н...

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Специфика становления гражданской позиции обучающихся среднего профессионального образования

В статье раскрываются приемы, методы становления и формирование гражданской позиции обучающихся в системе среднего профессионального образования на примере Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский аг...

Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и школьников начального звена в современном мире

В статье актуализируются проблемы нравственно-патриотического воспитания растущего поколения в современном мире; описаны пути решения проблемы преемственности в нравственно- патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой; рассказыва...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Педагогические принципы воспитания студентов в военно-патриотическом духе

В данной статье дана информация о том, что чувство Родины является священным чувством, о формировании и воспитании у молодежи любви к Родине, о том, что патриотизм является общечеловеческим чувством, и об использовании таких методов, как убеждение, Н...

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...