Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами учебного предмета «математика»
Автор: Киселёва Наталия Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 03.04.2014
Статья просмотрена: 1488 раз
Библиографическое описание:
Киселёва, Н. А. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами учебного предмета «математика» / Н. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5308/ (дата обращения: 15.11.2024).
На пороге третьего тысячелетия в нашей стране и обществе произошли изменения во всех сферах жизни человека и общества. Сложившиеся социально-экономические условия, наступление средств массовой информации на духовные идеалы и традиционные ценности нравственного порядка, проявление устремлений к достижению материального достатка любой ценой, приводят к тому, что у молодежи формируется мировоззрение, основанное на ценностях западной культуры.
В современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Именно поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации — вот задачи, решение которых способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.
Что же такое нравственность?
В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.
Как видим, «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание — организованная и целенаправленная деятельность, вследствие которой формируются нравственные ценности у школьников, а также качества патриота и защитника Родины.
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
Реализация задач духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя. По словам К. Д. Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Следовательно, учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
В отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин предмет математика имеет объектом своего изучения количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Поэтому специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки ввоспитательных целях, труднее, чем в случае большинства других наук. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки.
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Каковы же способы и особенности математической работы, способствующей формированию духовно-нравственной личности школьника?
1. Создание проблемных ситуаций, и как следствие, научные дискуссии, споры персонального характера, связанные с развитием математики и нравственными категориями.
Это позволяет развивать в детях такие черты характера, как честность и правдивость — одно из лучших украшений нравственной личности человека, когда человек постепенно преодолевает в себе привычку — подчинять законы мышления своим личным, мелким, корыстным интересам, теоретически защищать все то и только то, что ему практически выгодно; когда он учится уважать объективную правильность аргументации как высшую духовную и культурную.
Проблемное обучение всегда вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, вызывает к жизни эмоции учеников. Проблемное обучение обладает также тем преимуществом, что оно, требуя от учащихся принятия самостоятельного решения проблемы, самостоятельных выводов, побуждает учащихся выражать свои взгляды при решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.
Одним из моментов воспитательной работы на моих уроках является использование эпиграфов, девизов к уроку. Эпиграф можно записать на доске, прочитать его в начале урока, а затем предложить ребятам обсудить смысл этого высказывания. И совсем необязательно цитаты должны быть посвящены математике.
Приведу еще несколько примеров высказываний, которые я использую в качестве эпиграфа к уроку:
“Самое полезное в жизни — это собственный опыт.” (В. Скотт)
“Человек есть дробь. Числитель это — сравнительно с другими — достоинства человека; знаменатель — это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои достоинства — не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.” (Л. Н. Толстой)
“Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования”. (Л. Н. Толстой)
Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
2. Специфика заданий.
При этом воспитывающее воздействие заданий характеризуется двумя чертами.
Во-первых, решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач. При этом у учащегося, при правильном руководстве, воспитываются соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах
Во-вторых, это присущий в значительном большинстве случаев творческий характер заданий. Т. к. решение математического задания, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится творческим актом. Тот, кто изведал благородную радость творческого достижения, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать.
Содержание многих текстовых задач дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку я стараюсь обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену в четыре раза больше деталей чем его ученик. Сколько деталей делает каждый, если они вдвоем за смену изготавливают 70 деталей?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
В каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше человек проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 0,05 кг?
—Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Задачи творческого, практического, исторического содержания всегда становятся изюминкой урока. С их помощью можно не столько проверить знания учащихся по теме, но и привлечь внимание школьников к проблемам сохранения здоровья, проблемам взаимоотношений в, обратить внимание на памятные даты в истории нашей страны. С целью эмоционального воздействия на учащихся я включаю задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края.
3. Сведения из истории развития математики и истории нашей Родины
Любовь к своей Родине начинается с проявленияэтого чувства к своему народу, к своему краю, к людям этого края. Поэтому для развития чувства патриотизма большое значение имеет и знакомство детей с историей развития народного хозяйства, культуры, науки родного государства.
Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов и высоких стремлений.
Я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.
Например, жизнь С. В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М. В. Ломоносова!
Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых, привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. С. В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма.
4. Внеклассная работа по предмету
Проведение математических олимпиад, которые способствуют развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие.
Проведение тематических праздников, конкурсов, благодаря которым формируется интерес к предмету, отражаются основные сведения из области математики, показывается роль и связь данных предметов с другими отраслями науки — все это способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и грамотная организация учебного процесса. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную, несомненно, не забывая о том, что каждый ребенок, существуя в социуме, является одновременно и отдельной личностью.
Групповая и коллективная работа учащихся возможна на уроках практически по всем учебным предметам, в том числе и по математике. Поэтому использую как групповые, так и индивидуальные, парные, коллективные виды работ. Это тесно связано с целями, задачами обучения, возрастом учащихся, другими факторами. Групповая работа формирует такие моральные качества, как уважительное и справедливое отношение к окружающим; доброжелательность, здоровое восприятие критики; умение организовать деятельность в группе; умение влиять на поведение окружающих; умение сопереживать; прийти на выручку.
Помимо этого, на своих уроках использую элементы игровой технологии, которые также способствуют духовно — нравственному воспитанию школьников. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А. С. Макаренко.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, мной ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Важно показать детям, что компьютер можно использовать не только для игры в «стрелялки» или общения в «Аське», но и для учёбы, для своего совершенствования.
На реализацию нравственного воспитания влияет оценивание работы учеников на уроке. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. Ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. Прием взаимопроверки позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Рефлексия в конце урока или на промежуточных этапах присутствует обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то учитель может и должен помочь формированию душ учащихся. Наш с вами долг, помочь им определиться в этой сложной нестабильной жизни. Ведь Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в ещё несформировавшихся нравственно детских душах.
Литература:
1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38–42.
2. Газета «Математика» издательский дом «Первое сентября» № № 2,3,4,8,9,10,14,15,16 2010г.
3. Иванова, А. П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования [Текст] / А. П. Иванова // Начальная школа. — 2008. — № 7. — С. 26–30.
4. Кондаков, А. М. Духовно — нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 13–19 Фестиваль «Открытый урок» (электронный ресурс) festival@1september.ru