Создание модели управления инновационными процессами в образовательной организации
Автор: Чертков Павел Владимирович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 24.03.2014
Статья просмотрена: 4119 раз
Библиографическое описание:
Чертков, П. В. Создание модели управления инновационными процессами в образовательной организации / П. В. Чертков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5342/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одним из приоритетных направлений развития системы образования, отраженных в «Концепции Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015годы», является модернизация самой модели управления этой системой: «В современных условиях управление образованием это, прежде всего, управление процессом его развития... Современная социально-экономическая ситуация в России и вызванная ею потребность в модернизации образования ставят новые цели и задачи перед системой образования, которая сегодня находится под пристальным вниманием государства и общества. Это связано с тем, что меняются требования к выпускникам, а значит, меняются потребности общества в целом. Удовлетворение же потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования. Необходимость планомерного внедрения новшеств в деятельность школы обуславливается также стремлением к сохранению и повышению ее конкурентоспособности, что подчас равносильно выживанию в трудных условиях рынка. А так как современное образование немыслимо без инновационных процессов, то необходимо и управление этими инновационными процессами, а в качестве важнейшей задачи рассматривается создание системы управления модернизацией как «перманентным долгосрочным процессом инновационного развития отрасли». Предусматривается изменение структуры и содержания общего образования, а также развитие новых педагогических компетенций школьных учителей. По сути, стержнем модернизации образования прямо объявляются инновационные преобразования практически во всех его составляющих.
Современный этап развития российского образования, становление рыночных отношений обусловливают необходимость изменений механизма управления образовательными системами, характеризующегося переходом от административно-командных методов управления к демократическим формам. Это выдвигает на первый план не только проблему управления, но и проблему совершенствования способов его осуществления. Управление инновационными образовательными организациями, находящимися одновременно в режиме функционирования и развития, должно быть также инновационным, включать в себя новые организационные структуры управления и выполнять новые управленческие функции.
Наиболее актуальными проблемами в общеобразовательной организации являются:
Недостаточная разработанность модели управления инновационными процессами в общеобразовательной организации;
- недостаточная разработанность оценочно-критериального аппарата деятельности образовательной организации;
- слабая проработанность организационного механизма управления инновационными процессами;
- несовершенство в определении функций управления (содержания управления) при внедрении инновационных процессов;
- структуры школы недостаточно гибкие и подвижные;
- недостаточная квалификация управленческих кадров;
- недостаточность финансирования;
- недостаточное взаимодействие составляющих структур системы управления;
Таким образом, современная образовательная организация нуждается в новой модели управления инновационными процессами.
Теоретической основойформирования новой модели управления инновационной образовательной организацией являются учения о педагогической и психологической теории управления Н. А. Витке, М. М. Поташник, В. И. Зверевой, В. С. Лазаревой, Д.Карнеги, Шамовой; теория оптимизации процесса обучения Ю. К. Бабанского и педагогические теории Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского; системная концепция нововведений Н. И. Лапина, А. И. Пригожего. Б. В. Сазонова; теория экономической динамики Йозефа Шумпетера.
Идея эксперимента:
Изменение существующего подхода к управлению инновационными процессами в образовательной организации, ориентированной на развитие и удовлетворение запросов всех участников учебно-воспитательного процесса в соответствии с их образовательными потребностями.
Замысел эксперимента.
- Введение инновационных процессов по всем направления жизнедеятельности образовательной организации (обновление содержания и методов образования, создание единого воспитательного пространства, организация профильного, компенсирующего предшкольного образования)
- Обеспечить участие всех структурных компонентов (обучающихся, родителей, педагогов, представителей общественности) в управлении через развитие школьного самоуправления, общественно-государственного управления.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности
Психолого-педагогическая поддержка должна охватывать как всех участников инновационного процесса, т. е. родителей, педагогов, учащихся на всех ступенях обучения, так и сопровождать все направления инноваций
- Развитие социального партнерства по всем направлениям инновационной деятельности;
- Обеспечить открытость жизнедеятельности образовательной организации;
- Реализация принципа обратной связи, обеспечивающего необходимый уровень
- контроля над реальными результатами;
- Обобщить и распространить опыт
Объекты эксперимента: процесс управления инновационными процессами в образовательной организации
Предмет эксперимента: система управления инновационными процессами в образовательной организации
Цель:
Педагогическая: повышение эффективности жизнедеятельности образовательной организации через обеспечение доступности качества образования всем участникам учебно-воспитательного процесса в соответствии с их образовательными потребностями.
Цель экспериментальной деятельности:
Разработка и апробация модели управления инновационными процессами в образовательной организации.
Задачи:
1. Разработать нормативно-правовое обеспечение деятельности всех структур управляющей системы
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность управления инновационным общеобразовательной организацией по предложенной модели.
3. Освоить современные технологии управления инновационной деятельностью
4. Повысить профессиональную компетентность педагогических кадров по вопросам инновационной деятельности
5. Создать систему мониторинга эффективности инновационной деятельности и управления инновационной деятельностью
6. Обобщить и распространить опыт педагогов по заявленной проблеме.
Гипотеза изменение педагогического, психологического, управленческого, организационного, экономического и правового компонентов системы управления обеспечит доступность качественного образования всем участникам учебно-воспитательного процесса в соответствии с их образовательными потребностями
Диагностический инструментарий:
Анкеты, тесты, контрольно-измерительные материалы, результаты конкурсов, олимпиад. Уровень профессионализма педагогов и администрации, социальной активности всех участников УВП.
Этапы эксперимента:
1. Подготовительный этап.
- Анализ проблемы на местном уровне и изучение опыта экспериментальной работы по данной проблеме. •Определение целевой группы участников эксперимента.
- Мониторинг ресурсов ОЭП.
- Разработка новой модели управления инновационными процессами в образовательной организации; •Организация службы социально-психологического сопровождения инновационных процессов
- Разработка локальных нормативно-правовых актов и Положений;
- Разработка стратегии и тактики внедрения инноваций;
2. Практический этап.
- Реорганизация структуры научно-методической службы, подбор специалистов и определение функционала).
- Повышение уровня профессиональной компетентности целевой группы.
- Апробация разработанной модели управления, методик, программ и форм работы.
- Создание системы мониторинга ожидаемых результатов.
3. Аналитический этап
- Обобщение опыта экспериментальной деятельности.
- Анализ результатов эксперимента.
- Внедрение результатов эксперимента в практику.
Состав участников эксперимента и функциональные обязанности: В эксперименте принимают участие педагогический коллектив, обучающиеся на всех ступенях обучения, члены семей в сетевом взаимодействии с социальным окружением (СМИ, государственные общественные организации, заинтересованные частные лица).
Директор и заместители директора, руководители творческих групп, ЦПППУ — разработка модели управления, координация работы по внедрению модели, проведение диагностических работ;
Психологи, медицинский работник школы и соц. педагог — обеспечение медико-психологического сопровождение инновационных процессов;
Библиотекарь -формирование теоретической базы данных по эксперименту.
Педагоги — осуществление инноваций по всем направлениям жизнедеятельности ОУ;
Обучающиеся, родители, представители общественности- участники эксперимента, независимая экспертиза
Управление деятельности осуществляют:
- Совет ОЭП при Департаменте образования;
- Совет ОЭП при образовательной организации.
Тип эксперимента: поисково-формирующий.
Форма представления результатов эксперимента — статьи, отчеты, методические
Рекомендации
Ресурсная база
Научно-методическая
«Концепции Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015годы»
- Закон РФ «Об образовании»
- Положение о службе практической психологии в системе образования
- Устав образовательной организации
- Положение об управляющем совете
- Положение о научно-методическом совете
- Положение о совете обучающихся
- Ресурсы Интернет,
- журнал «Классный руководитель», Н. И. Дереклеева «Справочник завуча» 5–11 классы, М. ВАКО 2012 г.,
- Н. Ф. Дик «Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении», Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.
- Журнал «Директор школы»
- Журнал «Практика» приложение к журналу «Директор школы»
Материально-техническая
Помещения: 39 кабинетов, 2 компьютерных класса, спортивный зал, актовый зал, столовая, стоматологический кабинет. ТСО: компьютеры — 25 штук, мультимедийный проектор — 4 шт., экран -2 шт., интерактивная доска-2шт. телевизор — 3 шт., видеомагнитофон — 1 шт., сканер — 3 шт., принтер — 3 шт., ксерокс — 3 шт., цифровой фотоаппарат — 2 шт., музыкальный центр — 1 шт. Выход в Интернет. Школьная библиотека Школьная спортивная площадка. Школьный тир. ЛФК.
Финансовая
Муниципальный бюджет, спонсорские взносы, доходы от платных образовательных услуг и аренды зданий.
Кадровая
Педагогический коллектив
Организационная
Созданы попечительский, управляющий советы, совет обучающихся, творческие группы, Центр психолого-педагогической поддержки учащихся, методические объединения, проведен педсовет по данной проблеме, разработана программа развития школы «Создание единого инновационного пространства». Открыты профильные классы, ККО, сформированы группы предшкольного обучения. Разработан план повышения квалификации педагогов на школьном, муниципальном, областном, региональном, федеральном уровнях.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование системы управления инновационными процессами в школе;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, родителей, других работников в сфере «Специальная педагогика и психология»;
«Современные педагогические технологии»;
«Единая воспитательная среда и ученическое самоуправление»;
«Компьютерная грамотность педагогов»
- Адаптация инновационных технологий, внедряемых в УВП;
- Положительная динамика качества образования и социальной активности всех участников УВП
- Совершенствование комплексной медико-психолого-педагогической и консультативной службы;
- Обобщение и распространение опыта экспериментальной деятельности;
- Создание пакета диагностических методик и методических рекомендаций.
Программа нацелена на педагогов начального, основного и среднего общего образования образовательной организации, родителей обучающихся, в сетевом взаимодействии с социальным окружением (СМИ, государственные общественные организации, заинтересованные частные лица и др.).
Критерии оценки ожидаемых результатов:
1. Результативность деятельности учебного заведения (качество знаний, уровень обученности учащихся, уровень социальной активности, уровень социализации учащихся)
2. Организация управленческого труда
3. Развитость профессионально-значимых качеств руководителей
Прогноз возможных негативных последствий
Изоляция вновь созданных структур системы управления
Не все участники образовательного процесса положительно воспримут введение инновационных процессов.
Недостаточное финансирование
Недостаток квалифицированных педагогов, обеспечивающих внедрение инновационных процессов.
Недостаточная сформированность материальной базы.
Способы корректировки.
Четкое определение функционала всех структур управления, подробное инструктирование. Четко продуманная и открытая система морального и материального стимулирования. Высокий уровень информированности всех участников образовательного процесса о положительных итогах инноваций. Развитие сети социального партнерства. Привлечение спонсорских средств.
Литература:
1. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования — М.: Новая школа, 2010. — 352 с.
2. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. Поташника М. М., Лазарева В. С.. — М.: Новая школа, 2009. — 464 с.
3. Управление современной школой. Пособие для директоров школы. Под ред. чл. -корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М. М. Поташника — М.: АПП ЦИТП. 1992.- 168
4. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
5. Шатух О.Н., Игра в аспекте внутришкольного управления //Проблемы образования: теория и практика. — Балашов: Изд-во БГПИ. — 2000. -. 1. — С. 98–100.
6. Шатух О.Н., Нормативно-правовые основы управления инновационным учебным заведением //Проблемы воспитания обучаемых: направления и пути его совершенствования в современных условиях. — Научное издание. — Саратов: Аквариус, 2000. — С. 46–48.
7. Шатух О.Н.,Теоретические основы программ управления инновационным учебным заведением //Проблемы воспитания обучаемых: направления и пути его совершенствования в современных условиях. — Научное издание. — Саратов: Аквариус, 2000. — С. 130–132.
8. Гузеев В. Инновационная модель контроля потребностей школы / Народное образование № 7 2009 г.
9. Дарагулия К. И. Инновационные процессы в школе: аспект управления / Вестник РГПУ № 1 (6) 2010 г.
10. Красношлыкова О. Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения. / Завуч № 7 2009 г.
11. Курганский С. М. Управление школой в «режиме развития» / Школьные технологии № 2 2010 г.
12. Орлова Т. Н. Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений / Завуч № 6 2000 г.
13. Шамова Т. И. Системный подход к управлению образованием в школе / Завуч № 8 2002г.
14. Моисеев А. М., Функции управления развитием школы и инновационными процессами http://www.direktor.ru/products/praktika/articles/2004–5/moiseev.doc
15. Мотырева М. Е., Управление процессом инновационного преобразования ОУ. http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/ced1–71–4.htm