Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования
Автор: Разенков Иван Васильевич
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 28.03.2014
Статья просмотрена: 25675 раз
Библиографическое описание:
Разенков, И. В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования / И. В. Разенков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5358/ (дата обращения: 19.12.2024).
Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.
За последние 20 лет произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже. Значительно вырос процент курильщиков и алкоголиков среди молодежи. Этому способствуют не только такие факторы как распространение алкоголя, сигарет, наркотиков, но и пропаганда аморального образа жизни, который является сюжетом многих современных «произведений искусства». Главные герои современного искусства — это буржуазные дельцы, убийцы, воры, диверсанты, параноики, человеконенавистники, люди, лишенные совести и чести. Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием, противозаконием; в книгах такие сюжеты встречаются тоже довольно часто. А все потому что сейчас деятели искусства работают за деньги; осталось мало тех кто преследует идею.
В наше время нет героев... точнее есть, но о них мало кто знает. Подрастающему поколению не на кого равняться. Это связано с тем, что средства массовой информации в настоящее время не направлены на пропаганду людей, совершивших подвиг. Раньше дети, подрастая, уже знали, кем они хотят стать — космонавтом, пожарным, милиционером — им было на кого равняться: Ю. А. Гагарин, Г. Жуков, милиционер Анискин, дядя Степа и т. д. Современное же поколение, выбирая профессию, думает в первую очередь о материальной выгоде, забывая о морали, нравственности, доброте, любви, заботе о ближнем.
Классическое искусство, формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно является антагонизмом современному и воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки [1].
«Красота спасет мир» — фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю — красоту духовную. В своих черновиках писатель называет главного героя «князь Христос», тем самым себе напоминая, что он должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит герой произведения (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Эти же принципы прослеживаются в классической музыке и изобразительном искусстве [2].
Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека. Оно возникло 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита и сохранилось в виде наскальных рисунков — абстрактные и линейные изображения. Учеными доказано, что древние художники воспроизводили образы, пришедшие к ним в состоянии транса — свои иллюзии. Мир искусства — это мир иллюзий. Но человек не может нарисовать то, чего никогда не видел, а значит, он изображает то, что действительно существует, но со своей точки зрения. В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.
Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. Во время обучения в начальной школе, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, творческими заданиями, походами в театры, музеи, на выставки. Однако с переходом детей в средние классы значение творческого и духовного развития уходят на второй план. Здесь то и возникает необходимость дополнительного образования. Одним из видов учреждений дополнительного образования является художественная школа.
В процессе обучения детей в художественной школе решаются важнейшие задачи образования — формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру [5].
Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре: обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом присутствуют как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.
Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.
Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.
В программе предметов художественного цикла сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая сегодняшним днем, где на конкретных примерах дети видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.
На уроках используется личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым учеником лично. При построении уроков учитываются три вида мотиваций:
1. Во-первых, социальная. Не надо жалеть похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.
2. Во-вторых, прагматическая мотивация. Проявляется в усилении внимания к предмету, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление — искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайн).
3. В-третьих, при работе с сильными и одаренными учащимися необходимо направлять основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также учащиеся вводятся в проблемные ситуации или устраиваются парадоксальные демонстрации, например, выставка истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. Одним из важнейших направлений можно считать стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, надо пытаться способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Хотя и считается, что все дети талантливы, но лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы [4].
Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяют уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений.
Литература:
1. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб.: Алетейя, Государственный эрмитаж, 2000 -800 с.
2. Достоевский Ф. М. Идиот. — М.: Эксмо, 2009–640 с.
3. Ильин И. А. История искусства и эстетика: Избр. Статьи / Предисл. Сост. и общ. ред. Мих. Лифшица. — М.: Искусство, 1983–288 с.
4. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998–640 с.
6. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/proektnaya-deyatelnost-v-rabote-pedagoga-psikhologa [Доступ 24.03.2014г.]