Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Авторы: Малинина Лариса Витальевна, Воронова Елена Геннадьевна, Харлампиева Светлана Яковлевна, Шейко Наталья Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 25.03.2014
Статья просмотрена: 1361 раз
Библиографическое описание:
Малинина, Л. В. Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» / Л. В. Малинина, Е. Г. Воронова, С. Я. Харлампиева, Н. А. Шейко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5363/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данное дошкольное учреждение, ориентированное на детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми затихающими формами туберкулеза и для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи имеющих туберкулезную инфекцию. Наши воспитанники помимо соматической ослабленности имеют сопутствующие нарушения психических процессов, как память, внимание, логическое мышление, воображение и речь.
Основываясь на результатах логопедической диагностики, было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.
Проблема: не совершенство образовательной деятельности. Не созданы оптимальные условия для развития у детей связной речи.
Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: от степени сформированности умений и навыков связной речи, зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.
При разработке проекта мы основывались на авторскую методику Воробьёва В. К. «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи». Она говорила, что работа по развитию связной речи будет эффективной, при использовании наглядного оформления в виде картинно-графических схем, которые будут для детей неким планом построения связного высказывания, способствующие развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.
Реализация данного проекта позволяет развивать у детей интерес к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте; значительно расширять активный словарь; способствовать усвоению ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний; улучшению монологической и диалогической речи.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие связной речи детей через использование возможностей предметной-дидактической среды с картиннографией.
Задачи работы:
- Пополнить базу картинно-графическими моделями и схемам.
- Знакомить детей с приёмом картиннография.
- 3.Развивать связную речь, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
- Обучать грамоте.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
Деятельность по реализации проекта
Основным средством для достижения цели является систематизированное использование в коррекционной работе наглядных картинно-графических схем, применяя различные формы организации детей: непосредственно-образовательная деятельность, игра, экскурсии, наблюдения.
Была выстроена система работы с детьми по моделированию плана высказывания. Разработаны графические способы представлений информации в форме условных обозначений, схематических рисунков.
Этапы работы:
Iэтап: Преобразование предметной- дидактической среды картиннографией.
1. Анализ предметной — дидактической среды.
2. Изучение, освоение опыта работы В. К. Воробьёвой, Т. А.Ткаченко по формированию связной речи у дошкольников.
3. Разработка собственных картинно-графических схем.
IIэтап: Внедрение опыта работы в образовательную деятельность с детьми.
1. Знакомство детей с картинно-графическими схемами для составления описательных, повествовательных рассказов и для разучивания стихотворений.
Нами были разработаны картин-графические схемы по разделам:
- Схемы для составления описательных рассказов по темам:
времена года; животные домашние, дикие, жарких стран и севера; птицы домашние, перелётные, зимующие; транспорт; посуда; мебель; овощи, фрукты, ягоды, грибы; спорт; комнатные растения.
- Схемы для составления повествовательных рассказов цепной организации предложений.
- Схемы для разучивания стихотворений.
Описательный рассказ
1. Знакомство детей со значением символов.
2. Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.
3. Составление целого связного рассказа.
Повествовательный рассказ
1. Беседа по прочитанному произведению.
2. Выбор детьми предметных картинок и составление на панно рассказа цепной организации предложений.
3. Итоговое рассказывание детьми по картинно-графической схеме.
Для усложнения рассказа распространенными предложениями, были введены модели «красивые слова» для употребления детьми качественных прилагательных; «слова действия» — глаголов.
Незаменимое место отводиться моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости.
Заучивание стихотворений
1. Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.
2. Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
3. Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.
4. Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми (взрослый оказывает подсказку только двигательными образами).
2. Обучение грамоте детей через использование картинно-графических схем.
В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография, компьютерные развивающие игры по обучению грамоте.
Нами были разработаны картин-графические схемы по разделам:
- Звуко-буквенные домики для изучения звуков и букв родного языка.
- Буквенные игры-схемы, для закрепления навыка чтения.
- Графические модели слов и предложений, для знакомства детей со словами предметами не живыми, и неживыми, словами действиями, признаками, с маленькими словами — предлогами.
«Волшебные звукобуквенные домики».
Данные схемы облегчают детям усвоить материал по грамоте, помогают в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.
Буквенные игры-схемы чудо книжки «Игры со звуками и буквами
Дети по схемам — таблицам чудо книжки разгадывают несложные ребусные задания, которые помогают развить фонематическое восприятие, логику, мышление.
Данные игровые задания знакомят детей с элементарными правилами правописания: «Жи-ши — дружит только с буквой И», «Ча и ща — не играет с хвастунишкой буквой Я» и т. д.
Графические модели слов и предложений.
Дети учатся по моделькам составлять предложения, знакомятся с правилами правописания его.
Результаты внедрения педагогической инициативы.
Работа по развитию связной речи через картиннографию осуществлялась с детьми 6–7 лет с общим недоразвитие речи. Анализ результатов сформированности связной речи у детей на 2012–2013 учебный год показал: начало учебного года — 42 %, середина года — 80 %, и конец учебного года — 96 %. Динамика развития выросла на конец учебного года 54 %.
Для сравнительного анализа нами была проведена диагностика развития языковых средств общения детей 6–7 лет с нормой речевого развития. С данной категорией детей педагоги не использовали в работе картиннографию. Анализ результатов сформированности связной речи у детей на 2012–2013 учебный год показал: начало учебного года — 48 %, середина года — 68 %, и конец учебного года — 82 %. Динамика развития выросла на конец учебного года 34 %.
Вывод: Сравнительного анализа диагностики языковых средств общения показал, что сформированность связной речи у детей с общим недоразвитием речи выше на 20 %, чем у детей с нормой речевого развития. Следовательно, использование предметной — дидактической среды с картиннографией помогает общему речевому развитию дошкольника.
Литература:
1. Развитие речи детей в ДОУ (в таблицах и схемах). Носенко Н. П.
2. Издательство: М.: Центр педагогического образования. 2009г.
3. Формирование и развитие связной речи: альбом дошкольника. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Ткаченко Т. А. Издательство: Гном и Д. 2005г.
4. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Волкова Ю. С. Издательство: Сфера. 2010г.
5. Подготовка дошкольника к обучению грамоте. Триггер Р. Д. Издательство: Владос. 2010г.
6. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4–6 лет. Ткаченко Т. А. Издательство: Ювента. 2007г.
7. Игры со словами для развития речи. Картотека игр для детей дошкольного возраста. Кирьянова Р. А. Издательство: КАРО. 2010г.
8. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Воробьева В. К. Издательство: М.: ACT: Астрель: Транзиткнига. 2006г.
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.