Родители, не оставляйте без ответов детские вопросы! | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Каверина, Е. М. Родители, не оставляйте без ответов детские вопросы! / Е. М. Каверина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 229-230. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5365/ (дата обращения: 19.12.2024).

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость.

Ж. Ж. Руссо

Детские годы нельзя вернуть назад. Они уйдут навсегда, одновременно оставив у ребенка большой след на всю дальнейшую жизнь. Гармонично развитая личность даст ребенку «крылья», с помощью которых он будет «парить» как птица в небе и в садике, и в школе над знаниями, а не нести тяжкий груз «бремени» во время учебы.

Порой взрослые уверены, что развитие ребенка происходит само собой: малыш растет, становится крепче, умнеет, незаметно усваивает знания и навыки. Такое заблуждение может привести к непониманию своих детей, а следствием этого будут проблемы в семье, садике, школе.

Ошибка родителей кроется в том, что они не осознают важность общения со своим ребенком. Простые детские вопросы могут оставить без внимания. Порой их вопросы могут удивлять, ставить в тупик, притомлять, раздражать. Ребенок в ответ на вопрос может услышать: «Отстань, замучил своими вопросами: «зачем?», «почему?», «когда?». А ведь именно в ходе ответов на вопросы возникает общение — одна из социальных потребностей ребенка [2]. Ученые давно доказали, что в результате общения ребенка с родителями будут преодолеваться эмоциональные трудности, развиваться любознательность, возникать потребность к новым знаниям. Но зачастую вопросы детей, оставленные, без внимания и правильного ответа могут, «затушить» детскую любознательность, стремление понять окружающий мир. Не будем забывать и о сознании ребенка, которое формируется при помощи ответов взрослых. Через детские вопросы можно понять, как развивается кругозор ребенка, что его интересует, волнует, какие трудности возникают, какое влияние оказывают взрослые на ребенка. Из-за узкого кругозора и понятий ребенок и прибегает к помощи взрослых через вопросы, пытается понять взрослых, окружающих, сверстников, мир в целом.

Родителям необходимо понять значения вопросов для детей и научиться верно, отвечать на них, так как зачастую взрослые не умеют этого делать.

Так как же отвечать на детские вопросы?

Для начала нужно внимательно выслушать, вникнуть в суть вопроса, попытаться понять, что интересует ребенка [3]. Ответ должен быть простым, не следует рассказывать о недоступных и сложных вещах. Никогда не смейтесь над вопросом. Это обидит ребенка, и он будет стесняться спросить что-либо [5]. Дети часто спрашивают о том, что видит вокруг, о новых людях, незнакомых вещах: «Это кто?», «Это что?», «Для чего нужно это?». На простые ответы даем не сложные ответы, но обязательно отвечаем, так как не забываем то, что для нас просто, для ребенка очень важно.

Ребят дошкольного возраста наиболее часто интересуют взаимоотношения между взрослыми и детьми, нормы поведения. Дошкольники задают вопросы о труде взрослых «Что делают окружающие люди?», «Зачем они создают предметы?». Бесконечные вопросы о природе «Почему небо и звезды не падают?», «Почему деревья качаются?», «Почему листья желтые?», «Откуда берутся облака?». Отвечаем на эти вопросы поверхностно, объясняем связи между явлениями природы. Иногда придется сказать, что необходимо много учиться, чтобы много знать. Лучше один раз показать явление и поиграть в изображение явлений природы, это хорошо развивает воображение детей.

Есть и такие вопросы, которые вгоняют в краску взрослых и ставят в тупик. Это вопросы о рождении человека: «Как я появился на свет?», «Где я был до рождения?». Для начала не стоит паниковать и придумывать про капусту и аиста. Ребенку пяти лет будет достаточно сказать, что из маминого животика. С детьми старшего дошкольного возраста или уже школьного придется объяснить, что папа с мамой занимались любовью: лежали вместе, обнимались, целовались и появился прекрасный малыш. Это может произойти только с взрослыми. Но это еще не конец, готовьтесь услышать вопрос «Как я выбрался из животика?». Вот тут будьте аккуратнее с ответом. Скажите, что у мамы внизу живота есть отверстие, через которое он выбрался на свет при помощи докторов. Если любопытный малыш захочет взглянуть на это отверстие, объясните ему, что у любого человека есть секретные места, которые можно показывать только докторам и мамам [1]. Любопытство ребенка можно умерить просмотром познавательного фильма про кенгуру: малыш увидит, как растет и развивается кенгуренок в сумке мамы кенгуру. Если последует вопрос «А у меня будут дети?». Ответьте да, когда ты станешь взрослым.

На вопросы о животных достаточно почитать ребенку или посмотреть фильм. Поиграть после просмотра в повадки животных, сходить в цирк или зоопарк.

Еще одна категория вопросов о смерти. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четвертого года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится уверить себя, что сам он «вовеки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процессию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь» [6].

Есть вопросы, на которые ребенок мог бы и сам ответить, не торопитесь с ответом, пусть ребенок сам подумает и даст ответ, это развивает мышление и логику [4].

На ряд вопросов о дереве, бумажном кораблике, снеге, сосульках лучше чтобы ребенок раз увидел, чем сто раз услышал. В этом случае помогут опыты, которые дети очень любят.

Из выше сказанного складывается золотое правило: «Никогда не торопитесь давать ответ, подумайте: «Что значит для ребенка ваши слова?», ведь вы являетесь примером, проводником в дальнейшую взрослую жизнь и являетесь главным человеком в его маленькой детской душе».

Литература:

1.                  Аудариня А., Путниньш М. Откуда берутся дети. — М.: Советский фонд милосердия и здоровья, 1989.

2.                  Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, 2003. — 240 с.

3.                  Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? — М.: АСТ, 2008. — 256 с.

4.                  Научите ребенка думать / Мирна Шуэ. — М.: Эксмо, 2012. — 368 с.

5.                  Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.

6.                  Чуковский К. И. Собр. соч. в 6 томах. Т. 1. — М.: Худ. лит., 1965.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ответ, взрослый.