Профессиональный и личностный рост учителя музыки как цель и результат опытно-экспериментальной работы педагога (из опыта роботы)
Автор: Макаева Эльмира Рахманкуловна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 31.03.2014
Статья просмотрена: 898 раз
Библиографическое описание:
Макаева, Э. Р. Профессиональный и личностный рост учителя музыки как цель и результат опытно-экспериментальной работы педагога (из опыта роботы) / Э. Р. Макаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5389/ (дата обращения: 15.11.2024).
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
В. В. Путин. [1.]
Стремясь создать «профессиональное государство», Президент РК Н. А. Назарбаев в «Послании к народу Казахстана» [2, с.91]. последовательно развивает идею о формировании новой стратегия образования в Казахстане. Предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы формирование творческой, конкурентно-способной «интеллектуальной элиты Казахстана», которая будет «обладать критическим мышлением и будет способна ориентироваться в информационных потоках» [3, с.25].. Современные информационно-коммуникационные средства и Интернет требуют от учителя и ученика специальных знаний и навыков.
Выступая на научно-практической конференции в 2009 г мною были указаны назревшие проблемы в преподавании предмета «Музыка». В частности указывалось: «что в условиях модернизации образования и обновления структуры и содержания общеобразовательных предметов, такой предмет как музыка, стал утрачивать свою значимость, и отходить на второй план. Это может отрицательно сказаться на формировании культурнодуховно развитой личности. Ведь через предметы области «Искусство» закладывается фундамент эстетического мировоззрения, видение и понимание прекрасного» [4]. Поэтому очень важно, что бы урок музыки, учил детей ориентироваться в современном мире информации, помогал в выборе достойных эстетических шедевров, не подвергал психику детей интернет — насилию, и зависимости. Учил выплескивать эмоции не кулаками, а творчеством. И это касается не только урока, но и внеклассных мероприятий, где ребенок раскрывает себя, получает положительные отзывы на свое творчество, становится успешным и самодостаточным, ведь современный ребенок, видит себя, в современном мире, а это значит, что в его понимании его окружают современные технические средства. Это для него дает полноту ощущений и удовлетворение. В связи с этим мной была сформулирована цель ОЭР: «Развитие информационно — технологических, коммуникативных и общекультурных компетенций, через использование икт на уроках музыки». Цель — вскрыть потенциал компьютерных технологий в процессе активизации музыкального развития школьников. На современном этапе работы можно сказать, что:
1. Практически все уроки проходят с компьютерной поддержкой.
2. Работа на уроке стала более продуктивной, иллюстративной, помогающая эмоциональной разгрузке учащихся.
3. Накоплен готовый продукт в виде презентаций, флипчартов, тестов, фонограмм, видеофильмов, караоке, мини-проектов учащихся. На данном этапе работы идёт обработка и систематизация накопленного материала.
Первое, с чего я начала работу над проблемной темой, это самообразование. В связи с этим мной была сформулирована цель профессионально-личностного роста: расширение общепедагогических и технических компетенций с целью расширения и совершенствования технологий обучения, через использование ИКТ на уроке музыки и во внеурочной деятельности.
Я ясно понимала, что работа над ОЭР не будет успешной, если при этом сам педагог не развивается, не оттачивает свое мастерство, не расширяет знания по общепедагогическим и техническим компетенциям.
А для того, чтобы это осуществилось пришлось обогащать свои знания достижениями современных методик, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди от своих воспитанников в освоении информационно-компьютерных технологий.
Для этого сегодня в школе есть все возможности: большой выбор научной и методической литературы, Интернет-ресурсы, совершенствование технической базы школы — это и акустическая система, микшер, микрофоны, усилители, интерактивная доска, проектор... В связи с этим мне предстояло решить следующие задачи:
1. Определить место ИКТ в развитии компетенций субъектов образования
2. Обобщить опыт ведущих специалистов в области развития информационно — технологических, коммуникативных и общекультурных компетенций средствами ИКТ.
3. Провести ОЭР по внедрению ИКТ в учебный процесс и внеклассную работу.
4. Обобщение собственного опыта в СМИ и Интернете
5. Разработать рекомендации по внедрению ИКТ на уроках музыки и внеклассной работе.
На первой стадии погружение в тему ОЭР я уделила большое внимание знакомству с нормативными документами РК о внедрении ИКТ в учебный процесс. Знакомству с психолого-педагогическими особенностями современных младших школьников, знакомству с российскими и зарубежными методиками использования ИКТ на уроках музыки и во внеклассной работе [5 c 88]. Проведенные срезы в младших классах показали готовность учащихся к восприятию новых информационных технологий. Согласно этому мною были разработаны основные критерии и нормативы внедрения ИКТ в урок музыки (исходя из здоровьесберегающих технологий), были обозначены темы внедрения, и решено начать работу по созданию «мультимедийной копилки» по предмету музыка, для использования данного материала на уроках в начальных классах. Однако я столкнулось с рядом трудностей, которые были связаны в первую очередь с отсутствием интерактивного оборудования в кабинете, хотя были и телевизор и видеомагнитофон и ДВД, но время уже сделало шаг вперед и актуальным средством стала интерактивная доска и её возможности. Но тут возникла вторая проблема, я не была готова к использованию данного оборудования, так как владела компьютером на достаточно низком уровне, не была знакома с рядом популярных программ для создания и использования их ресурсов на своем уроке.
Мною были пройдены дистанционные курсы по «Разработке мультимедийного пособия» в ходе которых, я освоила такие программы как:Power Point, Movie Maker, графические редакторы Paint, средство для записи звука, оболочки для создания интерактивных тестов, AutoPlay Menu Builder и многое другое…
А так же преподаватель ВКГУ им. С.Аманжолова доцент Ананьев Ю.Д провел ряд консультаций по работе с Adobe Audition — музыкальным редактором для корректировки фонограмм, обрезке музыки, и других специфических работ используемых при работе с фонограммами, во внеклассных мероприятиях.
В ходе работы над ОЭР, я поняла, что технологии в преподавании то же не стоят на месте они развиваются. Передо мной встал вопрос об освоении современных образовательных технологий. В этот период мною были пройдены дистанционный курс по изучению «Современных образовательных технологии» из которых были выделены следующие технологии: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, здоровьесберегающие технологии. Благодаря заданиям дистанционного курса, все технологии были апробированы на учащихся начальных классах. А так же это подвигло меня на участие в городском конкурсе флипчартов «Игровые технологии на уроках», который проводился в два этапа ресурсным центром г. Усть-Каменогорска. Пройдя во второй этап я участвовала в защите своего игрового флипчарта, и моя работа вошла в «Сборник «Лучшие флипчарты на тему: Игровые технологии на уроках» 2012г. Осваивая современные проектные технологии, вместе с учащимся тогда еще 5 класса Макаевым Даниилом, приняла участие в городском конкурсе НОУ школьников «Зерде» 2012г, в котором пройдя несколько отборных этапов Даниил занял 3 место с проектом «Любят ли животные музыку?»
В ходе использования новых современных образовательных технологий, значительно повысился процент усвоения учащимися теоретического и музыкального материала, а так же увеличился объем даваемой информации на уроке, Уроки стали яркими и наглядными, вызывая у учащихся, чувства радости, творческого подъема, тем самым стала повышаться их активность и включаемость в урок, что способствовало подтверждению гипотезы по ОЭР– если в урок музыки будут внедрены компьютерные и информационно — коммуникационные технологии, то оптимизируется учебный процесс (то есть за тот же отрезок времени будет достигнут более высокий результат), вследствие чего, повысится эффективность музыкального развития учащихся, интенсивно будут развиваться творческие способности учащихся.
Если до 2012 г. уроки проводились в мультимедийном кабинете не систематически, то с установкой в кабинете музыки интерактивной доски, занятия приобрели системный характер. И стало возможным создание дидактического интерактивного приложения к каждому уроку. В форме презентаций, видеоматериала, интерактивных проверочных заданий. А это в свою очередь, было решение одной из задач ОЭР. Но для решения данной задачи, от учителя потребовалась усиленная подготовка к уроку. Ведь нужно было не только написать конспект, но и используя интерактивное оборудование, и опыт работы в различных программах, сделать урок ярким и запоминающимся.
ПРИМЕРЫ:
К сожалению, за 2009–2014 уч. г два раза произошла смена государственного стандарта РК. Каждый последующий стандарт значительно отличается от предыдущего, в плане тематического планирования уроков музыки. В связи с этим, наполняемость дидактическим интерактивным материалом, приходится каждый раз начинать практически с нуля. Но это в свою очередь, дает возможность мне, открывать для себя новые горизонты, и расширять свой кругозор получать массу новых впечатлений от изучения нового музыкального, теоретического и технического материала.
Так же на этом этапе мною были изучены рекомендации по подготовке и проведению праздников в РК, опираясь на нормативные документы я не однократно принимала участия в конкурсе методических разработок для пришкольных лагерей, к которым прилагалось красочное оформление или презентация, а так же продумывались музыкальные номера и оформление. Подготовленные мною к городским конкурсам «Звонкие голоса», «Я талант» учащиеся демонстрировали умение владеть не только вокальными данными, но и техническими средствами — микрофонами, что давало преимущество перед другими участниками. Для школьных внеклассных мероприятий был разработан блок презентаций это такие праздники, как: «Последний звонок», «День независимости РК», «Международный женский день» и многие другие. Это сделало внеклассные мероприятия яркими, зрелищными и запоминающими. На современном этапе саморазвития, обобщая, знания о внедрении ИКТ в учебный процесс, мною подготовлен «готовый продукт» по теме «Казахские музыкальные инструменты» для первых классов, в который входят: презентации, видеоматериалы, кроссворды, музыкальные викторины, контрольные тесты по данной теме. (К сожалению, современные казахстанские программисты очень мало уделяют внимание созданию интерактивных приложений к урокам музыки, а это досадно! Поэтому приходится делать все самим.)
В целях повышения своей квалификации, мною были прослушаны курсы по теме: «Особенности музыкального образования в современных социокультурных условиях»
Обобщение опыта было представлено в совместной работе с Ефремовой О. М. «Развитие информационно-технологических, коммуникативных и общекультурных компетенций, через использование ИКТ на уроках музыки» в марте 2013 г на виртуальной научно-практической конференции учителей города. По итогам мартовской конференции доклад выдвинут на Международную методологическую и научную конференцию «Иновационные тенденции в образовании в контексте реализации программы «Казахстан 2050», а затем и опубликован в сборнике ВКГУ им. С.Аманжолова «Инновационные технологии в образовании» Казахстан 2050.
Также на сегодня имеются публикации:
1. Республиканский журнал «Открытая школа» № 8 за октябрь Азбука безопасности мероприятие для начальной школы (линейка),
2. Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе» 6–2013г. — «Путешествие в страну Читалию».
3. Печатные работы на сайте Коллеги http://collegy.ucoz.ru/– педагогический журнал Казахстана — разработка игры путешествия «Мой герб, мой флаг» для младших школьников,
4. Российских педагогических сайтах: http://infourok.ru — презентация к уроку «Струнные щипковые инструменты симфонического оркестра, http://videouroki.net — презентация к уроку «Какой инструмент звонче?», Российский сайт архивных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/ — «Линейка к празднику 8 марта» внеклассное мероприятие
5. Утверждено на КЭС Электронное дидактическое пособие по «Казахским музыкальным инструментам» с рекомендацией использования на уроках музыки школ города.
В перспективе:
1. Продолжение, работы по созданию мультимедийной копилки по предмету «Музыка»,
2. Представление работы по Электронному Дидактическому пособию во 2 классах на КЭС
3. Обобщение опыта в СМИ и сети Интернет.
4. Презентация сайта электронного портфолио учителя музыки — с целью обобщения опыта работы за данный период.
В ходе работы над ОЭР я поняла, что успешность решения ОЭР напрямую зависит от профессионально-личностного развития учителя. Развиваясь сам, учитель помогает и развиваться тем, кто рядом с ним. Ведь любому педагогу хочется, чтобы его ученики стали личностями. Педагог и ребенок зависимы, друг от друга. Ведь от развития педагога, зависит формирование перспективного развития его учеников.
Мудрый Сократ говорил: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить». И свое выступление мне хотелось бы закончить этим небольшим видео роликом, ведь только Сила Открытого Сердца позволяет нам преодолевать дистанцию между Старым и Новым Мирами, между третьим и пятым измерениями в нашем Сознании.
Фильм «Мир открытых сердец»
Спасибо за внимание!
Литература:
1. http://ria.ru/politics/20070913/78574372.html
2. «Послание президента республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана». — Өскемен к 2007.
3. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. — Астана, 2006г. — 42 с.
4. http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas4.html
5. Панюкова С. В. «Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности» //Информатика и образование, 2003г., № 10, с. 88–95.