Знакомство будущих педагогов с понятиями «психологическое здоровье» и «социальное благополучие дошкольников»
Авторы: Дмитриева Ольга Ивановна, Носова Татьяна Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 30.03.2014
Статья просмотрена: 574 раза
Библиографическое описание:
Дмитриева, О. И. Знакомство будущих педагогов с понятиями «психологическое здоровье» и «социальное благополучие дошкольников» / О. И. Дмитриева, Т. А. Носова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5395/ (дата обращения: 15.11.2024).
При подготовке специалистов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование» предъявляются требования к умениям: выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников; к знаниям: знать основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации [4].
Обучая студентов психологии дошкольника, прежде всего, обращается внимание на понятие «психологическое здоровье». Оно было введено в научный лексикон И. В. Дубровиной. «Психологически здоровый человек — это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией» [3, с.286–287]. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за свои поступки на себя самого и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.
Внимание студентов обращается на то, что «ключевым» для описания психологического здоровья являются слова «гармония» или «баланс». Это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, но также это гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс развития, совершенствования. Студенты при изучении данной темы должны показать, что в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость его поведения, то есть возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. По мнению И. В. Дубровиной, в понятие «психологическое здоровье» следует включить и духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей» [3, с.286–287].
Психологическое здоровье тесным образом связано с физическим. В качестве иллюстрации для студентов приводятся результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 85–90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
Обязательным при изучении данной темы является показ влияния психологического здоровья на физическое здоровье. Студенты должны знать, что у дошкольников нарушения психологического здоровья очень часто проявляются в различных болях (болит живот, голова), в отказе от еды или повышенном аппетите, в утомляемости и слабости, в необъяснимом подъёме температуры, недержании мочи, нарушении сна, в аллергических состояниях. Нередко могут возникать панические расстройства: сердцебиение, боли в области сердца, тошнота, ощущение жара или холода. Такой ребёнок начинает всё больше прислушиваться к себе, к своим ощущениям, всё меньше интересоваться окружающим. Формируется личность, которой будет трудно вырваться из замкнутого круга истинных и мнимых страданий. Иногда психологическое нездоровье становится первопричиной нейродермита, бронхиальной астмы, язвы желудка, колита, мигрени…
Студенты должны понимать, что в настоящее время российские дети требуют серьёзной психологической поддержки. Они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов: экономическая, политическая и ценностная нестабильность, возрастающий информационный поток, распад многих социально-культурных механизмов, задававших специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или городском дворе).
При изучении темы, обращается внимание на формирование «Я» ребёнка. Студенты делают анализ методов и приемов становления позитивной эмоциональной представленности «Я» к концу первого года жизни. У ребенка возникают предпосылки самоуважения и первичного образа окружающего мира, к которому испытывается базовое доверие. Студенты делают вывод, что главная роль здесь принадлежит матери. Через прикосновения, разговоры, но в первую очередь через своё собственное положительное эмоциональное состояние мать обеспечивает ребёнку чувство безопасности, любви и принятия, служит прообразом внешнего мира. Далее проводится анализ раннего возраста. К концу раннего возраста у ребёнка появляется возможность самостоятельно совершать различные действия и добиваться определённых результатов, а также формируется способность подчиняться общественно принятым нормам, следовать некоторым «можно» и «нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самому одеться, убрать разбросанные кубики).
При проведении анализа дошкольного детства студенты должны выявить упрочение и осознание качественных характеристик «Я»: какой я — плохой или хороший. Студенты определяют значение для стабилизации «Я» процесса идентификации с родителем своего пола. И это не просто подражание, а появление возможности чувствовать себя сильным, уверенным. Обучаемые доказывают, что расширяется сфера общения дошкольника за счёт включения в неё сверстников и воспитателей — «чужих значимых взрослых». Также постепенно формируется эмоциональная децентрация — умение ребёнка принимать во внимание чувства и мысли других людей. Возрастает волевая регуляция поведения, развивается саморегулируемость, принятие себя и окружающих, рефлексия, потребность в саморазвитии. Всё чаще проявляются у ребёнка попытки преодоления трудностей. Образ «Я» усиливается за счёт возможности проявлять инициативу, выполнять действия с опорой на собственную фантазию.
На следующем этапе изучения темы проводится анализ социально благополучной среды дошкольника. Говоря о среде, следует иметь в виду микро — и макросреду. Микросреда — это семья. Социально благополучной считается полная семья с несколькими детьми, где нет пьянства и прочих вредных привычек и пороков, насилия, унижения, оскорблений, где каждый член семьи имеет свой статус и признаёт статус всех других членов семьи, где каждый чётко выполняет свои социальные роли, несёт ответственность за их выполнение и получает вознаграждение в виде признания и благодарности. Социально благополучная семья должна иметь свою законную территорию (дом, квартиру), где для каждого члена семьи будет выделено собственное пространство и общесемейное пространство для всей семьи. Социально благополучная семья — это семья с достаточными для жизнедеятельности материальными ресурсами, позволяющими иметь хорошее питание, устроенный быт, разумный гардероб, возможности для осуществления досуга, отдыха, оздоровления, удовлетворения духовных потребностей и интересов каждого члена семьи и свободное время для общения, взаимодействия, а также личное свободное время.
Человек есть то, что он любит и ценит. Всё в этой жизни начинается с любви. В ритме современных скоростей мы разучились любить, а значит, и радоваться жизни. Любовь к своим близким — главный дефицит нашей сегодняшней жизни. Её не хватает и взрослым, и детям. Вот небольшая выдержка из книги Е. В. Бачевой «Мой путь к себе»: «…наши здания выше, но терпение короче; мы тратим больше, но имеем меньше; мы покупаем больше вещей, но меньше ими наслаждаемся. Наши квартиры становятся большими, а семьи меньшими; у нас больше удобств, но меньше времени. Мы приумножили свою собственность, но уменьшили свои ценности. Мы говорим слишком много, любим слишком редко, ненавидим слишком часто. Мы освоили внешний мир, но не внутренний; мы очищаем воздух, но загрязняем душу. У нас выросли доходы, но упала нравственность; мы гонимся за количеством, но теряем качество. Наше время — это время большого количества развлечений, но меньших радостей, большого разнообразия пищи, но неполноценного питания. Наши дома выглядят красочно снаружи, но в них живут разбитые семьи»» [1]… Что отдашь — то и получишь. Бумеранг нелюбви, брошенный во времени, обязательно вернётся к тому, кто его бросил. А значит, стремление радовать близких должно стать нормой поведения каждого человека.
Студенты открывают для себя, что для детей большое значение имеют традиционные спутники детства: книги, пластилин, краски, карандаши и т. п. Но самое важное для ребёнка — это игрушки. Многие игрушки ребёнок одушевляет, считает живыми, даже полагает, что ночью они живут своей необычной жизнью. Нередко у ребёнка складываются непростые взаимоотношения с игрушками, он может обижаться, злиться на них или быть слишком привязанным к ним. Для каждого ребёнка существуют игрушки первого круга (более значимые), а также игрушка других иерархических позиций. Каждая игрушка должна занимать своё место, и определять это место должен ребёнок. Нужно бережно относиться к его чувствам. Недопустимо хранение игрушек в коробах насыпью, ибо отношение ребёнка к игрушкам проектирует его отношение к людям, животным и предметам, окружающим ребёнка.
Микросреда открывает ребёнку путь в макромир, поэтому родители — главные проводники ребёнка в «большую» жизнь. И здесь очень важно научить ребёнка уважать себя, тех людей, с которыми ему предстоит общаться и взаимодействовать. Это можно осуществлять и в ходе бесед, чтения художественной литературы, а также на примере взаимоотношений родителей между собой, отношений их к представителям старшего поколения, к своим и чужим детям, приятелям, соседям, коллегам по работе. Окно в мир человеческих отношений открывается детям и с экранов телевизоров. Очень важно для социального благополучия детей сформировать интерес к общению со сверстниками (самый сензитивный период для этого: 1 год 8 месяцев и 2 года 8 месяцев). Если ребёнок до 4–5 лет растёт только среди взрослых, трудностей и проблем в общении со сверстниками ему не избежать.
Иногда некоторые действия взрослых (завышенные требования к ребёнку, суровые наказания, постоянные обвинения и критика, угрозы, безразличие и раздражение, эмоциональное отвержение ребёнка, оскорбление, унижение, запрет на общение с определёнными сверстниками и некоторыми близкими взрослыми людьми, их критика и негативная оценка) очень опасны для психологического и социального благополучия ребёнка. Поэтому перед будущими педагогами стоит задача быть чуткими к эмоциональному состоянию и настроению детей, проводить профилактическую и просветительскую работу с родителями. Также следует оказывать социально-психологическую помощь семьям группы «риска», повышать педагогическую компетентность в вопросах оказания социально-психологической поддержки дошкольникам.
Формирование навыков правильного реагирования на различные эмоциональные проявления детей закрепляются студентами в практическом игровом тренинге. Тематика осуществляемых перечисленных форм работы со студентами логично взаимосвязана. В итоге студенты знакомятся с критериями эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья. Ими выступают следующие нормы здоровьесберегающего поведения дошкольников [2]:
- умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения;
- умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку;
- умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей;
- умение словесно выражать свои желания, чувства;
- умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина);
- умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям;
- умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.
Литература:
1. Бачева Е. В. Все начинается с любви. — Пермь, — 2006. — 52с.
2. Винокурова И. С. Программа «Здоровый малыш»/ для детей старшего дошкольного возраста (5–6лет). [Электронный ресурс] URL: www.conf.sfu-kras.ru/uploads/Vinokurova.doc.
3. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
4. ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование»/ Министерство образования и науки Российской Федерации, зарегистрирован в Минюст России 08 декабря 2009 г. N 15423.
Похожие статьи
Знакомство с современными технологиями и роботами в детском саду
В статье автор исследует необходимость знакомства детей дошкольного возраста с современными профессиями и технологиями в рамках получения знаний о профессиях.
Похожие статьи
Знакомство с современными технологиями и роботами в детском саду
В статье автор исследует необходимость знакомства детей дошкольного возраста с современными профессиями и технологиями в рамках получения знаний о профессиях.