Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» в медицинских училищах и колледжах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 02.04.2014

Статья просмотрена: 11109 раз

Библиографическое описание:

Гаврилюк, Л. В. Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» в медицинских училищах и колледжах / Л. В. Гаврилюк. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5413/ (дата обращения: 16.10.2024).

Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» в медицинских училищах и колледжах.

Ключевые слова: дети, подростки, девиантное поведение, социальная педагогика, воспитание, медицинский колледж.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию структуру и план работы (с указанием лиц ответственных за выполнение данного плана) со студентами «группы риска». Всем известно, что работа с такой категорией студентов требует большого внимания и особой четкости. Работая по нижеприведенной программе, мы добились положительной динамики, результатами которой я хочу поделиться с вами!

Социальная педагогика- это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с детьми в процессе их развития, воспитания, социального становления. В центре внимания социального педагога в колледже находится социализация студента, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. Для этого социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся, при этом он выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности, по охране жизни и здоровья обучающихся.

Работу социального педагога в медицинском колледже можно разделить на несколько направлений:

-          Учебно-воспитательная работа со студентами колледжа

-          Социальная защита студентов

-          Адаптация студентов нового набора и сохранение контингента

-          Взаимодействие с муниципальными социальными службами, органами опеки попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и т. д.

-          Профилактика правонарушений

-          Организация работы со студентами «группы риска».

На последнем направлении я хотела бы остановиться поподробнее и поделиться опытом работы со студентами, относящимися к категории «группы риска» в медицинском колледже № 5.

В колледже существуют определенные критерии, на основании которых студенты ставятся на внутриколледжный контроль и впоследствии чего относятся к группе риска:

1.         Учебная дезадаптация:

-       проблемы, связанные с посещаемостью занятий (прогулы, опоздания);

-       проблемы, связанные с успеваемостью (трудности в обучении, низкая мотивация к обучению).

2.         Отклоняющееся поведение:

-       бродяжничество;

-       пьянство, алкоголизм;

-       токсикомания, наркомания;

-       другие формы девиантного поведения: агрессивность, жестокость, предрасположенность к суицидальному поведению (суицидальные попытки).

3.         Также на внутриколледжный контроль ставят студентов, которые:

-       имеют частые нарушения дисциплины на учебных занятиях и в ходе проведения внеаудиторных мероприятий (на основании докладных преподавателей, классного руководителя, дежурного администратора);

-       совершили правонарушение или преступление;

-       унижают человеческое достоинство участников образовательного процесса;

-       допускают грубые или неоднократные нарушения Устава колледжа.

Студенты могут быть сняты с учета социальным педагогом в течение учебного года по ходатайству классного руководителя или по решению совета профилактики.

Структура работы со студентами данной категории выглядит следующим образом:

1.         Выявление студентов данной категории;

2.         Диагностирование таких студентов, изучение их проблем;

3.         Составление определенной программы работы со студентами;

4.         Воплощение программы в жизнь;

5.         Подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Основываясь на эту структуру, в колледже разработан план работы со студентами группы риска. В соответствии с этим планом, работа делиться на несколько основных направлений и осуществляется в комплексе педагогов.

План работы со студентами «группы риска»

Организационные мероприятия

1.         Составление социального паспорта группы (классный руководитель, социальный педагог)

2.         Составление характеристик на студентов группы «риска» группы (классный руководитель, социальный педагог, педагог — психолог)

3.         Выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации (классный руководитель, социальный педагог, педагог — психолог)

4.         Организация встреч студентов с представителями КДН и ЗП, ПДН (социальный педагог)

5.         Организация досуга и кружковой деятельности (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе)

6.         Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ПДН и др. службы (социальный педагог)

7.         Осуществление связи с КДН, ПДН и соц. службами (социальный педагог)

Работа со студентами

1.         Контроль посещаемости занятий (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, заведующий отделением)

2.         Контроль текущей успеваемости (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, заведующий отделением)

3.         Вовлечение студентов в кружки, секции и праздничные мероприятия колледжа (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе)

4.         Проведение профилактических бесед (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением)

5.         Посещение занятий с целью наблюдений за студентами (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог, заведующий отделением)

6.         Направление на консультацию к психологу или к врачам (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением)

7.         Проведение психодиагностики (педагог — психолог, социальный педагог)

8.         Разбор конфликтных ситуаций (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением)

9.         Содействие в трудоустройстве (заместитель директора по практической работе)

Работа с родителями студентов

1.         Проведение консультаций для родителей (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением, заместитель директора по практической работе)

2.         Приглашение родителей и студентов группы «риска» на УВК и педагогические советы (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением)

3.         Посещение семей группы «риска» (социальный педагог, педагог — психолог, заведующий отделением)

4.         Выступление на родительских собраниях (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением, заместитель директора по практической работе)

5.         Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания между детьми и родителями (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог, заведующий отделением).

Работа с педагогическим коллективом

1.         Консультации по результатам психодиагностики (педагог — психолог, социальный педагог)

2.         Выработка рекомендаций по работе со студентами группы «риска» (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением)

3.         Выступления с сообщениями на заседаниях школ педагогического мастерства, педсоветах и совещаниях (классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог — психолог,заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением, заместитель директора по практической работе)

4.         Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе со студентами группы «риска» (педагог — психолог, социальный педагог).

Данная программа была разработана и вступила в силу в медицинском колледже с 2009 года. За период с 2009 по 2012 учебные годы, количество студентов, находящихся на внутриколледжном контроле, значительно уменьшилось.

Рис. 1. Диаграмма: кол-во студентов находящихся на контроле в колледже.

Настоящее положение разработано для организации целенаправленной работы как со студентами находящимися в состоянии дезадаптации и требующими повышенного внимания, так и с его непосредственным окружением. Если следовать плану работы, своевременно и в составе определенных педагогов осуществлять мероприятия, направленные на работу с самим студентом, с его родителями и непосредственно с педагогами колледжа, то положительный результат не заставит себя ждать.

В будущем мы планируем расширить эту программу и осваивать новые пути решения данной проблемы

Литература:

1.         Райкус Д., Хьюз Р., Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие:В4т.ТII. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. -СПб. Питер, 2009. 256с.:ил.

2.         Устюгова И.А, Сухогузова И.Г, Басуева Л.А, Комылятова И.В, Работа с подростками девиантного поведения. 5–11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги — Волгоград: Учитель, 2013–148с.

Основные термины (генерируются автоматически): заместитель директора, социальный педагог, классный руководитель, воспитательная работа, учебная работа, педагог, психолог, медицинский колледж, план работы, практическая работа.

Похожие статьи

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью. Проанализировано состояние этой проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыты различные теоретические подходы к по...

Основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских организаций

В статье анализируются правовые основания специальной программы обучения мерам пожарной безопасности руководителей и специалистов медицинских организаций, сформулированы основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских ...

Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога

В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и ...

Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов

В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...

Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

В статье рассматриваются технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационная грамотность» для подготовки рабочих по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования

В статье авторы предлагают рабочую программу дисциплины «Информационная грамотность», предназначенную для подготовки рабочих из числа выпускников школ-интернатов и общеобразовательных школ VIII вида, коррекционных классов общеобразовательных школ по ...

Экологическая подготовка студентов педагогических специальностей в условиях образовательного кластера «колледж — вуз»

Показывается возможность ее осуществления в условиях педагогического кластера «колледж — вуз». Приводятся данные, полученные в результате анкетирования студентов педагогического факультета, подтверждающие важность личного отношения будущих учителей н...

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в контексте реформирования современной системы образования

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в контексте реформирования современной системы образования. Проанализировано состояние проблемы подготовки будущих педагогов-п...

Похожие статьи

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью. Проанализировано состояние этой проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыты различные теоретические подходы к по...

Основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских организаций

В статье анализируются правовые основания специальной программы обучения мерам пожарной безопасности руководителей и специалистов медицинских организаций, сформулированы основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских ...

Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога

В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и ...

Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов

В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...

Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

В статье рассматриваются технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационная грамотность» для подготовки рабочих по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования

В статье авторы предлагают рабочую программу дисциплины «Информационная грамотность», предназначенную для подготовки рабочих из числа выпускников школ-интернатов и общеобразовательных школ VIII вида, коррекционных классов общеобразовательных школ по ...

Экологическая подготовка студентов педагогических специальностей в условиях образовательного кластера «колледж — вуз»

Показывается возможность ее осуществления в условиях педагогического кластера «колледж — вуз». Приводятся данные, полученные в результате анкетирования студентов педагогического факультета, подтверждающие важность личного отношения будущих учителей н...

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в контексте реформирования современной системы образования

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в контексте реформирования современной системы образования. Проанализировано состояние проблемы подготовки будущих педагогов-п...