Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Лукьянова Светлана Александровна, Сосункевич Ольга Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 04.04.2014
Статья просмотрена: 4172 раза
Библиографическое описание:
Лукьянова, С. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / С. А. Лукьянова, О. В. Сосункевич. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5416/ (дата обращения: 15.11.2024).
Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества [1].
Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня [5].
Следовательно, можно сделать вывод, что, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. В подтверждение приведем слова К. Д. Ушинского: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Другим важным моментом, который следует учитывать педагогу в процессе развития способностей у детей, является комплексный подход, который предполагает одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, практически нельзя [4].
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [3].
Одним из таких перспективных методов, является проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Сегодня метод проектов активно совершенствуется и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем. Рассмотрим его подробнее.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В его основе лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [1].
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В работе можно объединить различные области знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [2].
Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Говоря о практической стороне вопроса, в качестве примера хотим привести реализованный нами в рамках подготовки празднования 75-летия Северодвинска информационный проект «Город мой — Северодвинск». На этапе предварительной беседы с детьми было выявлено, что их знания о родном городе и его достопримечательностях носят отрывочный и бессистемный характер. В качестве метода педагогической работы нами была выбрана проектная деятельность, поскольку она позволила бы решить сразу несколько стоящих перед нами проблем, а именно, данная форма работы позволяет заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать патриотические чувства. Все это не только облегчает процесс познания, но и активизирует у детей мыслительные процессы, развивает познавательные и творческие способности, а также доброе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ниже кратко приведем содержание реализованного нами проекта:
Информационный проект «Город мой — Северодвинск»
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: 3 месяца
Цель проекта: Дать детям знания о родном городе и его истории, развивать познавательные и творческие способности детей, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о городе Северодвинске, его истории и достопримечательностях;
- активизировать познавательный интерес у детей и родителей к социальным объектам, стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме;
- закрепить умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
- воспитывать чувство гордости за свой город
- Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание ребенком достопримечательностей, улиц своего микрорайона, их истории и в честь кого названы;
- Умение детей ориентироваться в своем микрорайоне;
- Умение рассказать, о своем доме, улице, памятниках с помощью наглядного материала;
- Умение передавать в рисунках и в конструктивной деятельности свои впечатления от прогулок и экскурсий по городу;
- Развитие познавательных способностей, чувства гордости за свой город, желания узнать что-то новое о нем.
Этапы работы:
1. Постановка проблемы.
Беседа с детьми, мониторинговые исследования выявили низкий уровень знаний детей нашей группы о своем городе. Перед детьми была поставлена проблема: «Как мы можем больше узнать о нашем городе, который отмечает свой 75-летний юбилей»
2. Разработка проекта
- Были определены участники проекта;
- Составлен перспективный план мероприятий;
- Определили с детьми пути поиска информации: книги; компьютер; родители; телевидение; музеи;
- Составлен план взаимодействия с родителями и педагогами;
- Был объявлен конкурс рассказов «Моя улица»
3. Реализация проекта
Раздел Программы |
Формы и методы работы с детьми |
Познавательное развитие |
1. Цикл экскурсий по улицам города (расположение улиц, домов, общественных зданий, памятники) 2. Экскурсия в краеведческий музей «Город прежде, город сейчас» 3. Посещение музея военно-патриотического клуба «Эдельвейс» 4. Просмотр видеофильмов «С высоты птичьего полета», «Поездка на теплоходе Н. В. Гоголь» 5. Цикл бесед с детьми о прошлом и настоящем нашего города, о людях, которые прославили Северодвинск 6. Рассматривание альбомов и фотографий о нашем городе |
Речевое развитие |
1. Составление рассказов на тему «Что интересного я увидел по дороге от дома до детского сада», «Расскажи о своем дворе», «Моя улица» 2. Составление описательных рассказов-загадок о социально-значимых объектах и достопримечательностях нашего микрорайона. |
Игровая деятельность |
1. Дидактические игры: «Узнай улицу по описанию», «Угадай, куда пришел турист», «Проложи по карте дорогу от садика до дома», «Подбери слова к заданной схеме» 2. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автобусе по городу», «Мы идем в магазин», «Отдыхаем в Ягринском бору», «Такси», «Семья», «Больница», «Мы поисковики» |
Работа с родителями |
1. Беседа с родителями о важности ознакомления детей с городом. 2. Помощь родителей в организации экскурсий, прогулок, подборе научно-популярной, художественной литературы, иллюстрированного материала и видео материала поданной теме. 3. Участие родителей и детей в конкурсе рассказов «Моя улица», 4. Участие родителей в акции «Посади дерево» 5. Проведение итогового мероприятия «Город мой Северодвинск» |
Продуктивная деятельность |
1. Рисование на темы «Моя улица», «Что я видел в музее» 2. Участие в конкурсе рисунков, посвященному юбилею города 3. Создание макета улицы 4. Конструирование из бумаги на темы: «Многоэтажные дома», «Транспорт» 5. Конструирование из мелкого строителя на тему: «Улицы города» |
4. Презентация проекта
- Выставка детских рисунков:
- Макет улицы «Город будущего»
- Фотовыставка «Любимые места отдыха в нашем городе», «Мы в музее»
- Альбомы «Моя улица», «Памятники нашего города»
Этапы реализации и презентации проекта были представлены в виде итогового мероприятия с участием родителей гостей, в ходе которого были решены все задачи, сформулированные на этапе разработки. Практическим итогом нашего информационного проекта следует в первую очередь считать активизацию познавательного интереса у детей, получение ими новых знаний о родном городе и его достопримечательностях. Разнообразие форм деятельности, задействованных в процессе реализации данного проекта, позволяет говорить о его комплексном влиянии на развитие способностей детей (познавательных, музыкальных, художественных, конструкторских и т. д.)
Таким образом, в данной работе на конкретном практическом примере мы показали, что метод проектной деятельности, используемый в условиях дошкольного образовательного учреждения, позволяет комплексно развивать индивидуальные способности детей.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. //М: Мозаика- Синтез, 2008. — 112 с.
2. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№ 4.-с.11–13
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ.// Ребенок в детском саду. — 2010 № 2 — С.7
4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.
5. http://www.psychologies.ru/glossary/dict/31/