Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 10.04.2014

Статья просмотрена: 428 раз

Библиографическое описание:

Бакулина, Ю. Б. Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия / Ю. Б. Бакулина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5422/ (дата обращения: 19.12.2024).

Целью настоящей статьи является рассмотрение основных, принятых в современной педагогике подходов к трактовке понятия «поликультурное пространство»; следует отметить, что данная работа ни в коей мере не претендует на всестороннее, подробное освещение этого вопроса в связи с обширностью материала, иллюстрирующего подобного рода проблемы.

Важно, что исторические корни вопроса восходят ещё к работам русских философов М. М. Бахтина и Н. А. Бердяева, которые считали основной задачей педагогики «приобщение личности воспитанников (обучающихся) к ценностям той или иной культуры» [6].

Позднее были разработаны педагогические концепции В. С. Библера и С. Ю. Курганова («школа диалога культур»), Е. В. Бондаревской («культурологическая концепция образования»), Н. Б. Крыловой, делавшей акцент на «культурных ценностях образования» [2, 41].

Понятие «поликультурное пространство» в современных педагогических трудах отличается многогранностью трактовки; его можно рассматривать и в синхронном аспекте (как пространство диалога культур народов современности), и в диахроническом (как континуум диалога культур народов различных исторических эпох).

Вопросу моделирования современного образовательного континуума как поликультурного пространства посвящён ряд педагогических и теоретико-методологических работ О. С. Газмана, В. В. Гукаленко, Г. В. Дмитриевой, М. Н. Кузьминой, З. А. Мальковой, М. М. Плоткиной, Е. М. Рыбинского, А. С. Ткаченко, В. Т. Фоменко.

«Поликультурное пространство образовательного учреждения рассматривается как объективно существующая система межкультурных, социальных и образовательных взаимоотношений, способствующая интериоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования» [3, 67], — пишет М. В. Колоколова в диссертации «Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся». И это типичное для работ по поликультурному пространству замечание, которое показывает, что анализируемое понятие обусловлено социальными факторами, аксиологическими и образовательными.

Компонентами поликультурного пространства образовательного учреждения выступают

1)      субъекты деятельности (ученики, учителя),

2)      их ценностные и духовно-культурологические ориентации,

3)      культура народов мира,

4)      диалогические отношения, возникающие в процессе образования и воспитания.

Говоря о ценностной составляющей поликультурного пространства образования и воспитания, нельзя обойти вниманием такое понятие, как толерантность. Так, в своей статье «Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения» учитель Е. В. Бурцева говорит о том, что сейчас «образование всё более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как … культурная деятельность» [1], направленная на формирование терпимости и уважения к представителям других культур, эмпатии и взаимного понимания.

Становится очевидным, что при моделировании учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурного пространства на первое место выходит диалог, участники которого «…осваивают и усваивают ценности иных культур на основе собственного опыта, а также определения дидактического сопровождения, которое позволяет инициировать толерантность, соучастие, сотрудничество и эмпатическую составляющую» [4, 44].

Построению поликультурного образовательного континуума способствуют следующие факторы:

1)      участие в фестивалях этнических культур,

2)      общение с представителями иной культуры (совместные мероприятия),

3)      внедрение различного рода факультативных, элективных и специальных курсов этнического характера в программу образовательного учреждения.

Говоря о формировании поликультурного пространства, педагоги и философы, в первую очередь, акцентируют внимание на личностно ориентированном подходе к образованию и принципах педагогики сотрудничества, когда основной задачей учебной деятельности служит раскрытие личностных способностей, «удовлетворение духовных и культурных запросов каждого ребёнка» [6].

В любом случае построение поликультурного пространства образовательной среды во многом основано на «формировании представлений о многообразии культур и их взаимосвязи, осознании важности культурного многообразия для самореализации личности» [3, 84] через воспитание позитивного отношения к культурным различиям.

Итак, моделирование поликультурного образовательного континуума связано с такими его аспектами, как аксиологический, культурологический и социальный, а структурными компонентами этого пространства выступают субъекты деятельности, их ценностные и духовно-культурологические ориентации, культура народов мира, диалогические отношения, возникающие в процессе образования и воспитания. Современная педагогическая ситуация диктует нам необходимость пересмотра принципов построения образовательного процесса как поликультурного пространства, ориентированного на сотрудничество различных культур, их диалог, развитие толерантности, личной инициативы и доброжелательности по отношению друг к другу.

Литература:

1.         Бурцева Е. В. Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения // http: // wikipedia. org.

2.         Газман О. С., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М.: Инноватор, 1995.

3.         Колоколова И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся: дисс. канд. пед. наук. — М., 2001.

4.         Кузьмина М. Н. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Свет, 1971.

5.         Мудрик В. А. Социализация и воспитание. — М.: Сентябрь, 1997.

6.         Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Просвещение, 1984.

7.         http: // yandex.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное пространство, образовательное учреждение, воспитание, культура, культура народов мира, поликультурный образовательный континуум, процесс образования, субъект деятельности.

Похожие статьи

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Современные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Концепты этничности и гражданской нации: дискуссионные аспекты

Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Семантические трансформации в рекламном дискурсе (на материале англоязычной рекламы пищевых продуктов)

Когнитивно-ресурсологические аспекты концепта: к постановке проблемы

Интегрированный урок как средство формирования межпредметных компетенций

Похожие статьи

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Современные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Концепты этничности и гражданской нации: дискуссионные аспекты

Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Семантические трансформации в рекламном дискурсе (на материале англоязычной рекламы пищевых продуктов)

Когнитивно-ресурсологические аспекты концепта: к постановке проблемы

Интегрированный урок как средство формирования межпредметных компетенций