Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 05.04.2014

Статья просмотрена: 4423 раза

Библиографическое описание:

Нечкина, С. Р. Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет / С. Р. Нечкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5457/ (дата обращения: 15.11.2024).

Введение.

Известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом [1]. Принято считать, что наиболее благоприятным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13–14 годам показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку [2]. Кроме того, к 15–16 годам наблюдается значительный прирост в показателях способности сохранять равновесие тела при действии сбивающих факторов в виде вестибулярных нагрузок [3]. Тем не менее, обнаруженные при анализе специальной литературы сведения о возрастных особенностях развития способности к равновесию у детей 6–7 лет носят, как правило, фрагментарный характер.

Ряд авторов [4] отмечают, что специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека.

Укачивание в транспорте — это нарушение функции вестибулярного аппарата. Оно может быть врожденным или приобретенным — возникнуть после инфекций (гайморитов, отитов) или других причин (стресс, нарушения пищеварения и др.) расстройства (слабость) вегетативной нервной системы. Непереносимость транспорта называют еще болезнью движения («морская болезнь») [5].

Хороший спортсмен никогда не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездок на транспорте. А для физически «отсталых» людей это порой настоящий бич. Нередко им приходится отказываться от путешествий на автомобильном, воздушном или морском транспорте. Объясняется это тем, что недостаточно тренированный вестибулярный аппарат под действием изменяющейся скорости, рывков, покачивания приходит в состояние раздражения: учащается пульс, появляется тошнота, головокружение — ухудшается самочувствие. Слабая вестибулярная устойчивость может быть и врожденной. Однако — и это доказано практикой — в любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке.

Актуальность темы. Координационное совершенствование направлено на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

1.                 быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

2.                 точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

3.                 прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

Новизна. Исследование заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений, применяемых в развитии способности к равновесию для школьников 10–12 лет. Предпринята попытка построений элективного комплекса упражнений для развития равновесия и включение его в уроки физкультуры учащихся 10–12 лет.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать равновесия в основании программного материала за минимально короткий промежуток времени.

Объектом исследования являются учащиеся 10–12 лет в количестве 10 человек, родители учащихся

Предметом исследования является методика развития координационных способностей (способности к равновесию) у детей школьного возраста 10–12 лет.

Цель исследования. Развитие и совершенствование координационных способностей у детей 10–12 лет в общеобразовательной школе посредством специальных физических упражнений.

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

1.                 Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.

2.                 Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

3.                 Обосновать результаты эксперимента.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

1.                 Изучение научно-методической литературы для грамотного обоснования проблемы

2.                 Изучение результатов медицинского осмотра и антропометрических данных учащихся 5–6 классов для понимания сути проблемы в ОУ и определения направления практических действий.

3.                  Анкетирование учащихся 5–6 классов с целью выявления проблемы непереносимости поездок в транспорте и на аттракционах, выявило:

4.                 Анализ результатов анкетирования родителей учащихся показал, что:

 из этого просматривается прямая зависимость устойчивости вестибюлярного аппарата к перемещению в пространстве от укачивания малыша в младенчестве на руках, езды на велосипеде в возрасте 3-х лет и систематическими занятиями подвижными играми до поступления в школу.

5.                 Проведение родительского собрания с целью озвучивания проблемы Планируемый результат: привлечение родителей к решению проблемы.

6.                 Проведение беседы с учащимися на классном часу. Планируемый результат: заинтересованность учащихся в решение проблемы.

7.                 Анкетирование с целью анализа результативности применения элективного комплекса упражнений для развития равновесия и включение его в уроки физкультуры учащихся 10–12 лет.

8.                 Медицинское обследование с целью выявления положительной динамики в здоровье учащихся. Планируемые результаты: улучшение здоровья учащихся.

Используемые методы:

1.                  Использовались методы проблемного обучения. Перед учащимися была поставлена задача: как улучшить свое здоровье, а учащиеся предлагали свои средства и методы решения задачи.

2.                  Методы воспитания:

-       Убеждение основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

Осуществлялся на протяжение всего проекта.

3.                  Методы контроля:

-       визуальный контроль осуществлялся на практическом этапе проекта, учитель наблюдал за настроением учащихся, их внешнем видом;

-       самоконтроль осуществлялся самими учащимися (оценивали свое самочувствие);

Краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта:

1.                 Улучшение физического и психического здоровья учащихся

2.                 Повышение мотивации к самостоятельным занятиям ФК во внеучебное время.

Оценка эффективности реализации проекта

При помощи анкетирования по завершении проектно-исследовательской работы было выявлено: увеличилось с 50 % до 60 % количество детей, способных без затруднения переносить перемещения в транспорте, снизилось с 30 % до 20 % количество детей, которые не переносят транспортные перемещения и 20 % детей испытывают кратковременные неудобства во время поездок в транспорте Результаты медицинского обследования показали, что у 20 % учащихся повысился уровень здоровья (на основании мониторинга пульсометрии и АД наблюдаются стабильные показатели).

.

Заключение

Элективный комплекс специальных упражнений включает в себя различные гимнастические элементы (кувырки, повороты, перевороты) и специальные, так называемые вращательные упражнения: круговые движения головой, повороты на месте кругом (поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу). Начинать следует с 6–8 вращательных упражнений, а затем, постепенно увеличивать количество повторений на 1–2 движения каждую неделю. Заниматься целесообразно 3–4 месяца. Именно за этот срок при систематических тренировках можно достаточно хорошо развить вестибулярный аппарат. Неплохо развивает вестибулярный аппарат качание на качелях. Очень хорошо развивается вестибулярный аппарат при прыжках на батуте. Как правило, систематические тренировки заставят «морскую болезнь» отступить.

Литература:

1.         Багаутдинов Р. М. Взаимосвязь устойчивости вестибулярного анализатора с развитием двигательных качеств и навыков при скоростно-силовой мышечной тренировочной работе: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Казань, 1972. — 23 с.

2.         Байченко И. П. и др. Спорт и вестибулярный аппарат / И. П. Байченко, JI. H. Крестовников, И. Н. Лозанов; Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культ. -Л.: ЛНИИФК, 1935. 34 с.

3.         Безруких М. М. Каких детей называют медлительными, и отчего им трудно учиться? М.: Новая шк., 1994. — 56 с. — (Сер. «Поможем детям учиться» / Под ред. М. М. Безруких).

4.         Белоусова И. В. Тренировка вестибулярного анализатора в синхронном плавании // Тренажеры для вестибулярной тренировки и методы объективного педагогического контроля: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Стрельца; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1988. — С. 46–51.

5.         Бенсон Алан. Дж. (Benson Alan J) Болезнь движения (укачивание) // Головокружение: Пер. с англ. / Под ред. М. Р. Дикса, Дж.Д. Худа. 2-е изд., стереотип. — М., 1989. — Гл. 19. — С. 389–425.

Основные термины (генерируются автоматически): вестибулярный аппарат, развитие равновесия, ребенок, медицинское обследование, научно-методическая литература, планируемый результат, развитие способности, решение проблемы, урок физкультуры учащихся, элективный комплекс упражнений.