Гендерные особенности копинг-стратегий у школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 1082 раза

Библиографическое описание:

Мункуева, К. К. Гендерные особенности копинг-стратегий у школьников / К. К. Мункуева, И. И. Смирнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5462/ (дата обращения: 15.11.2024).

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинг) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин «копинг» (англ. coping) впервые появился в психол. литера-туре в 1962 при изучении преодоления детьми кризисов развития [2]. Под «копингом» (от англ. to cope — справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними [4].

В исследовании мы использовали копинг-тест Лазаруса. Респондентам предлагалось ответить на 50 вопросов (см. приложение), по которым определялись копинг-стратегии, такие как:

1.      Конфронтация;

2.      Дистанцирование;

3.      Самоконтроль;

4.      Поиск социальной поддержки;

5.      Принятие ответственности;

6.      Бегство-избегание;

7.      Планирование решения проблемы;

8.      Положительная переоценка.

Профильное обучение в МАОУ СОШ № 26 г. Улан-Удэ практикуется с 2010 года, когда был организован путем аменационного отбора 9 класс с углубленным изучением математики.

Исследуемые 9-е классы были сформированы в текущем учебном году и к моменту исследования копинг-стратегий дети обучались вместе 3 месяца. В этом случае рано говорить о сформировавшихся коллективах, однако первый адаптационный период пройден.

Психологический климат в классах благоприятный. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений учениками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

В математический класс дети поступили по результатам внутришкольных экзаменов по математике и среднего балла по предметам. Учитывались также желания и склонности, однако, обучение в профильном классе считается престижным, и дети стремятся попасть туда, не всегда отдавая себе отчет об уровне ответственности за успешную учебу, высокие показа-тели.

По данным исследования копинг-стратегий профильного математического 9 М класса мы выявили, что у 48,2 % испытуемых преобладает конфронтационный копинг, у 45,4 % испытуемых — дистанцирование. У большинства 64,5 % — самоконтроль, принятие ответственности преобладает у 59,9 % испытуемых, у наименьшего числа преобладает бегство-избегание — 40,1 %. Высокие показатели и по планированию решение проблемы — 62,3 % испытуемых и 46,7 % испытуемых — положительная переоценка.

Первое место по численности испытуемых использующих данную стратегию поведения занимает — самоконтроль. Эта стратегия характеризуется регулированием своих чувств и действий.

По данным нашего исследования 48,2 % испытуемых используют для совладания конфронтационный копинг. Достаточно высокий показатель характерен для подростков. Этот копинг отличается агрессивной установкой человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить или уничтожить. Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие. Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта. Однако же имеются не всегда эффективно использовать данную стратегию: именно вследствие применения этой стратегии человек нередко и сам преступает закон, действуя по принципу «око за око». Второе негативное последствие данной стратегии в том, что если угроза не персонифицирована, то применение подобной стратегии превращается в бесполезную трату внутренних ресурсов.

Планирование решение проблемы является наиболее эффективной стратегией совладающего поведения, ее используют 62,3 % испытуемых нашей выборки. Это может быть детерминировано тем, что у успешных школьников достаточно навыков, для использования данной стратегии. Однако же, на этот копинг тратится гораздо больше внутренних ресурсов человека, чем на другие. Эта стратегия состоит в выработке четкого плана по устранению или решению проблемы, и четкому следованию ему. Но когда ситуация находится вне наших пределов возможности ее контролировать эта стратегия является неэффективной.

Большое число испытуемых используют для совладания со стрессом стратегию принятия ответственности. Данная стратегия совладания предполагает принятие своих ошибок и дальнейший их анализ и учет. Эта стратегия совладания доступна далеко не каждому, так как для ее применения необходимы такие качества как самокритичность, умения прогнозировать и анализировать, а также некоторая зрелость и сила характера. Эта копинг-стратегия имеет и свои недостатки. Используя ее, человек может увлечься и брать на себя ответственность за абсолютно все события, происходящие вокруг него, что приведет лишь к истощению внутренних ресурсов организма и как следствию — депрессии.

Из всего выше сказанного мы видим, что наиболее используемыми стратегиями совладания со стрессом являются стратегии направленные на разрешение самой проблемы. Мы можем предположить, что такие результаты детерминированы в первую очередь успешностью испытуемых выборки. Учащиеся престижного математического класса не пытаются изменить свое отношение к проблемным ситуациям. Они в большинстве своем уверены в том, что справятся с возникшими трудностями, и таким образом, застрахованы от еще больших стрессоров. Предпринимая действенные шаги по разрешению стрессовых ситуаций, успевающие школьники находятся на пути к повышению своей самооценки.

В ходе исследования у школьников базового обучения в 9 Б классе также была выявлена наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: самоконтроль. Однако, в данной группе показатели ниже, чем в 9 М. На втором месте также находится копинг планирование решения проблемы, но, занимающее в математическом классе третье место принятие ответственности в этой выборке отодвигается на предпоследнюю позицию. Предположим, что это объясняется меньшей психологической зрелостью школьников, не обремененных повышенными требованиями к успешной учебе.

Базовый класс не является в целом отстающим по учебе, учеников нельзя назвать не-успешными. Тем не менее, показатели дистанцирования и бегства-избегания здесь выше, чем в предыдущей группе. На 4,6 % больше испытуемых в 9 Б используют копинг-стратегию бегство-избегание. Это может быть детерминировано тем, что школьники, не встречая особого давления ответственности за решение проблем, позволяют себе избегать их. Испытуемые, использующие эту стратегию совладания, регулируют свое эмоциональное отношение к проблеме, избегая ее, что в свою очередь не приводит к разрешению стрессовой ситуации.

Дистанцирование используют 52,2 % испытуемых нашей выборки. Этот копинг отличается от бегства-избегания тем, что учащиеся, использующие его, не отрицают наличия проблемы, но отгораживаются от нее, и наблюдают как бы со стороны. Использование дистанцирования школьниками можно объяснить теми же причинами, что и использование бегства-избегания. Девятиклассники базового обучения направляют свои действия на регулирование своего эмоционального состояния, для того чтобы на пути решения реальной проблемы не возникло еще больших проблем, с которыми они будут не в силах справиться.

47,6 % испытуемых используют конфронтационную стратегию совладания. Этот показа-тель немного ниже, чем в математическом классе. Конфронтационный копинг отличается своей агрессивностью. Школьники могут использовать этот копинг как средство защиты. Направляя свою агрессию на тяжелые жизненные обстоятельства, подростки не решают своих проблем, но таким образом регулируют эмоциональное состояние, получая разрядку.

Нами проведен анализ гендерных особенностей совладания со стрессом у подростков, обучающихся в профильном математическом и непрофильном базовом классе.

Замечено, что различия копинг-стратегий между мальчиками профильного класса и мальчиками базового класса, а также девочками разных классов, не особенно выражены. Это объяснимо, скорее всего, тем, что гендер не влияет на проявление математических способностей, и не является определяющим в выборе траектории обучения.

У мальчиков наиболее предпочитаемыми копинг-стратегиями остаются самоконтроль и планирование решения проблемы (61,1 % и 60,0 % испытуемых соответственно), принятие ответственности и положительная переоценка находятся на втором месте (50,3 и 50,8 % испытуемых). Бегство-избегание и дистанцирование занимают последние позиции по 36,2 и 39,1 %. Это говорит о том, что им свойственны произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме, признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения, усилия по регулированию своих чувств и действий.

У девочек предпочитаемой оказалось планирование решения проблемы (61,1 % испытуемых), тогда как самоконтроль снизился по сравнению с данными без учета гендера (55,6 % испытуемых), и стал ниже, чем у мальчиков — 61,1 %, а также соответствующий показатель непрофильного класса в целом — 57,1 %. Возможно, сказывается возрастная повышенная эмоциональность, возбудимость девочек.

Следующая по предпочтительности копинг-стратегия девочек — принятие ответственности, и этот показатель резко превышает таковой у мальчиков: 59 % — девочки, 50 % — мальчики. Известно, что психологическое взросление девочек подростков опережает развитие мальчиков. Им присуще чувство ответственности за успешную учебу, они умеют принимать эту ответственность, более тщательно выполнять задания, и, зачастую, именно в этом заключается совладание со стрессом.

Поиск социальной поддержки, дистанцирование и бегство-избегание у девочек также значительно выше, чем у мальчиков. Это говорит о том, что девочкам в этом возрасте менее свойственны проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме; усилия по регулированию своих чувств и действий; усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки; признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Литература:

1.                  Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. — МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007.

2.                  Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. — Л., 1970.

3.                  Либина А. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190–204.

4.                  Фролова С. В., Сенина Т. В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях/ Проблемы социальной психологии личности. — Саратов, 2005. — С. 10–18.

Основные термины (генерируются автоматически): испытуемый, принятие ответственности, планирование решения проблемы, математический класс, положительная переоценка, решение проблемы, стратегия, стратегия совладания, успешная учеба, эта.