Сравнительный анализ особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник»
Авторы: Хоменко Сергей Михайлович, Козырева Ольга Анатольевна, Завьялова Янина Евгеньевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Хоменко, С. М. Сравнительный анализ особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» / С. М. Хоменко, О. А. Козырева, Я. Е. Завьялова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5473/ (дата обращения: 15.11.2024).
Теория и практика сравнительного анализа в структуре детерминации и исследования педагогически обусловленных единиц и компонентов определяется через формирование и реализацию потребности педагога-исследователя в объективном выявлении субъектных и групповых различий тех или иных педагогически верифицируемых процессов и явлений. В нашем случае — это будет исследование и сравнительный анализ особенностей социализации подростов в СДЮСШОР по регби «Буревестник».
Под социализаций подростков в СДЮСШОР по регби «Буревестник» будем понимать многомерный процесс включения личности подростка, занимающегося регби, в систему социальных отношений, прямо и косвенно связанных с игрой регби, располагающей личность к всестороннему анализу социальных и межличностных отношений, приоритетами которых являются нравственность, гуманизм, здоровьесбережение, высокие достижения в спорте и активный образ жизни, от качества формирования которых зависит и благополучие личности, и состоятельность практики, и социальное процветание в первую очередь команды и, как следствие, общества в целом.
Под самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать ресурс становления и развития личности, определяющийся через продукты ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, непосредственно связанного с игрой регби, располагающего личность подростка к всестороннему анализу достигнутого уровня и определения и модификации перспектив самосовершенствования и саморазвития, социализации и акмепроектирования, акместановления и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах.
Под саморазвитием подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс самостоятельной постановки и верификации способов и форм, методов и условий поиска возможных решений субъектно-средовых противоречий, приводящих к качественно-количественным изменениям в структуре социального опыта, знаний, навыков, компетенций и разнообразных способов преобразования объективной реальности и идеальных форм материи.
Под самосовершенствованием подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс и результат формирования культуры самостоятельной работы, располагающий потенциалом верификации способов и форм, методов и условий объективного изучения и позитивного изменения реальности и внутреннего мира личности, непосредственно связанных с процессами социальных отношений и игрой в регби, где все идеальные формы (представления о будущем результате) иллюстрируют возможность повышения уровня сформированности или развития того или иного качества, свойства, чувства и прочих внутренних аспектов личностного генеза, определяемых и модифицируемых в системе многовариативных способов выявления решений и их реализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Под культурой самостоятельной работы спортсмена, занимающегося регби, будем понимать процесс самостоятельной реализации уровневой модели становления личности в условиях непрерывного профессионального образования, характеризующейся через возможные продуктивные решения выявляемых противоречий — уровень объектный (решение на уровне использования различных способов фиксации информации, использования анализа и синтеза в структуре изучения всех интересующих аспектов игры в регби), индивидуальный (добавляется метод моделирования, обеспечивающий создание нового средства решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с игрой и соревнованиями по регби), субъектный (в личной практике добавляется метод распространения удачных способов и форм, методов и средств постановки и верификации решений субъектно-средовых противоречий, связанных с игрой и соревнованиями по регби), личностный уровень (создание собственной школы по тренировке, подготовке регбистов).
Для определения различий и возможностей социализации личности юного спортсмена, занимающегося регби, мы будем использовать анкету, фасилитирующую возможность выявления определенных данных о личности, включенной в тренировочный и соревновательный периоды занятий регби в СДЮСШОР по регби «Буревестник», кроме того, данная анкета может быть использована за пределами образовательного учреждения (ОУ), а в перспективе обобщения возможность и тенденция выявления уровня и качества социализации личности подростка в регби, где будет проанализирована и системно отображена тактика формирования возможности включения личности в социальные отношения через продукты ее жизнедеятельности, а на основе получения позитивного результата в структуре тренировок и соревнований — определенного одобрения социума в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношениях, являющегося качественным результатом социализации личности в структуре межличностных и межгрупповых отношений.
Анкета обучающегося, занимающегося регби, состоит из следующих вопросов:
1. Расскажите — что подтолкнуло, или кто помог Вам сделать выбор занятий регби?
2. Перечислите в хронологическом порядке тренеров, у которых Вы занимались и занимаетесь.
3. Какими видами спорта Вы занимались до регби?
4. Есть ли друзья у Вас в команде регбистов (перечислите их)?
5. Что для Вас представляет команда занимающихся регби?
6. Какие увлечения (хобби) у Вас есть?
7. Что Вас привлекает в структуре занятий и соревнований по регби?
8. Как часто у Вас проходят тренировки?
9. Что Вам не нравится в тренировочном процессе? Или что бы Вы хотели изменить в структуре тренировок?
10. Как давно Вы начали заниматься регби?
11. Какие успехи у Вас есть в спорте (перечислите в последовательности их получения, указывая год)?
12. Что Вы знаете об истории СДЮСШОР «Буревестник»?
13. Что Вы знаете об истории регби?
14. Какие учебные дисциплины (предметы) в школе Вам интересны?
15. Какие предметы школьной программы вызывают сложности или неприязнь по какой-либо причине (причину указать)?
16. Как Вы видите своё будущее в спорте? Это будет Вашей профессией или только увлечением?
17. Где Вы планируете учиться после окончания школы?
18. В каких профессиях получаемые в регби и спорте в целом знания и подготовка могут Вам помочь?
19. Поясните правила проведения соревнований по регби.
20. Какие перспективы Вы ставите на тренировках?
21. Посоветовали бы Вы своим друзьям заниматься регби? Обоснуйте ответ.
Структура обработки данных анкетирования будет сводиться в первую очередь к установлению гендерной принадлежности юного спортсмена, занимающегося регби, и анализу способов и форм самореализации личности в регби, где немаловажную роль играет личный пример тренера по регби (данная зависимость может быть установления методом наблюдений, а также использования в структуре анализа портфолио обучающегося СДЮСШОР по регби «Буревестник», профессионально-педагогического кейса тренера-преподавателя по регби).
Первый вопрос анализируется в контексте особенностей личностного выбора занятий регби. Можно выделить несколько групп, в структуре которых будет вестись статистический анализ исследуемого качества. Например, — 1) самостоятельный выбор по случайному стечению обстоятельств (увидел рекламу на телевидении, баннер и пр.), 2) самостоятельный выбор, который сделан путем наблюдения за знакомыми, тренирующимися в команде регбистов, 3) по настоятельной рекомендации друзей, знакомых; 4) по рекомендации тренера или педагога по ФК (здесь возможен переход из другого вида спорта); 5) родители и родственники заставили или помогли сделать такой выбор. Далее необходимо определить количество и относительный результат в выборке.
Второй вопрос нам даст дальнейшее понимание качества и возможностей социализации и самореализации личности в спорте (регби). В структуре анализа учитывается — как формулируются подростком мысли, а также — какой в памяти остался или есть от тренера психоэмоциональный, сопутствующий фон, — если обучающийся, занимающийся регби, с трудом может назвать имя, отчество педагога — то и опыт деятельности, полученный в такого рода взаимодействии не представляет высокого качества, стимулирующего его и познавательные, и здоровьесберегающий, и способности, а также способности самовыражения и самореализации.
Третий вопрос анализируется в модели учета 1 и 2 вопроса, а также возможностью включения личности подростка в структуре перехода из одного вида спорта в другой и выявления уровня сформированности тех или качеств, достижения того или иного уровня овладения выбранного вида спорта.
Четвертый и пятый вопросы анализируется в структуре знаний социологии спорта, определяющих приоритеты и возможности личности в постановке и решении противоречий самодетерминации, самореализации и саморазвития.
Вопросы № 6, 7, 14, 15 анализируются в ресурсах личностного восприятия определенных личностно-гносеологических аспектов становления подростка, в структуре анализа будет произведено (также, как и в первом вопросе) разделение ответов на группы, т. е. построение шкалы наименования, по которой будут проанализированы результаты проводимого исследования качества и возможностей социализации личности в регби.
Вопросы 7–13, 19–21 определяют принадлежность и качество социализации обучающегося, занимающегося регби.
Вопросы 16–18 направлены на изучение специфики самореализации и самоопределения личности спортсмена, занимающегося регби, в контексте идей социализации и самосовершенствования.
Вопросы 6 и 14 анализируются вместе, определяется шкала интересов и предметов, проводится анализ распределения у всей совокупности тестируемых СДЮСШОР по регби «Буревестник».
Практика анкетирования должна опираться на свободное выражение мысли обучающимся, занимающимся регби, — без данного положения все результаты, получаемые в, так называемых, деформированных условиях, не могут выделить и определить особенности и возможностей социализации как педагогически важной составной целостного педагогического процесса. Количество анкетируемых не должно быть меньше 100 человек, т. к. в выборке подростков необходимо проанализировать возможность принятия той или иной позиции, которую они считают верной или допустимой для себя, а практика распространения социологического знания в исследовании возможностей детерминации и коррекции педагогически обусловленных процессов будет использовать параметрические и непараметрические методы математической статистики для доказательства истинности заявленных условий и выдвинутых гипотез проводимого исследования.
Литература:
1. Дерксен, Л. А. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия /Л. А. Дерксен, О. А. Козырева, Я. Е. Завьялова //Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междунар. науч. конфер. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 151–153.
2. Нагдиев, Т. Х. О. Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, как социально-педагогическая проблема / Т. Х. О. Нагдиев, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева // Педагогическое мастерство: матер. IV Междунар. науч. конфер. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 165–167.
3. Солдаткина, Н. В. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре занятий женским регби /Н. В. Солдаткина, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева //Приоритетные направления развития науки и образования: сб.стат. Междун. заоч. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 47–48.