Воспитательный потенциал игры на уроках литературного чтения в начальной школе
Авторы: Рулева Светлана Геннадиевна, Сергалиева Динара Даулетовна, Айрумян Гаянэ Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 03.04.2014
Статья просмотрена: 1395 раз
Библиографическое описание:
Рулева, С. Г. Воспитательный потенциал игры на уроках литературного чтения в начальной школе / С. Г. Рулева, Д. Д. Сергалиева, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5477/ (дата обращения: 15.11.2024).
Играя, учимся читать, читая, учимся жить. Можно жить и быть счастливым, не овладев физикой, математикой или экономикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения,-не воспитанный человек, нравственный невежда. Существует мнение о том, что именно учитель начальной школы должен развить у ребёнка основные учебные навыки и умения, в том числе и умение читать.
Самой активной «помощницей» в этом становится игра, потому как даже в младшем школьном возрасте она продолжает оставаться одним из наиболее значимых видов деятельности детей, через который не только формируется личность, обогащается её внутреннее содержание, но и осваивается красота родного языка, звучащего слова, появляется эмоциональная отзывчивость на каждый поступок героя, переживание за него.
В своё время В. А. Сухомлинский заметил: «Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». Ведь в душе маленького человека только то оставляет след, что прошло через его чувства.
Мы, учителя начальных классов, считаем актуальным использование игровых методов на уроках чтения, так как «Школа правильно руководимой дидактической игры открывает ребёнку окно в мир шире и надёжнее, нежели простое монотонное чтение…». Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Л. Данилова, А. В. Запорежец, Ф. Фребель и др. свидетельствуют о том, что игра содержит в себе огромный воспитательный потенциал, содействуя обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, упрочнению его интересов, развитию речи и имеет полное право на присутствие в жизни младшего школьника. Однако значительная часть учителей начальной школы относятся к игре с недоверием, настороженностью и опасением, будучи не готовыми и не умея играть, считая, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребёнка.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать своё развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определённую цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, выбору альтернатив, взвешиванию шансов на успех.
Главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка Л. С. Выготский [2, стр.41] на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.
Ребёнок в раннем детстве весь поглощён предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребёнка от взрослого и ребёнок замечает, что он действует как взрослый. Ребёнок ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально — действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.
Обобщённость и сокращённость действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определённое отношение с их стороны, деятельность.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
П. Я. Гальперин [6, стр.61] выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:
- этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;
- этап формирования того же действия в плане громкой речи;
- этап формирования собственно умственного действия.
Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. Дж. Брунер [1] высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идёт речь о свободном, не связанном решением какой-либо определённой задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.
Игра имеет значение для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на своё основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребёнка, на становление его личности.
Как сделать уроки чтения наполненными мыслью, чувствами? Как повести ребёнка 6–9 лет в мир сопереживания герою? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства; и уроки чтения, наряду с уроками русского языка, математики, также могут быть уроками развития логики, мышления, причём даже в большей степени, ибо математическими способностями одарены далеко не все, а стать читателем, «следовать за мыслями великого человека» доступно всем детям.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека» [3,с.120]
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблема основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [3,стр.170].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребёнка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладеют простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объёме и усложнилось по всей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [4, с.352].
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учёбе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
По словам К. Д. Ушинского, «чтение — это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения — нравственное, становление ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Раскрыть замысел автора, то есть выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод — над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», — это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объёму, они закладывают в него нравственную, научно — познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
В условиях игровых отношений ребёнок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребёнка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают своё осуждение нарушителю. Если ребёнок не подчинится мнению большинства, то ему придётся выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребёнок учится считать с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от её участников умения действовать по правилам. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А. С. Макаренко.
Эстетическое воспитание — важная часть становления личности, развития ребёнка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) — без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой — цель педагогического процесса.
В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача учителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство учителя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучше чувства.
Таким образом, проблема применения игровых методов обучения на уроке чтения является узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке к преподаванию в начальной школе. Выбор игры в качестве первоочередного объекта творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.:1968.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка// Вопросы психологии:-1966.-№ 6.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение,1983.
4. Дроздовский В. П., Спадарщ В. И., Данильченко Н. И. «Преодолеть пропасть», М-Просвещение,1989.
5. Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении» — М.:-Просвещение, 1992.
6. Янковская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение,1974.