Музыкальная акварель
Автор: Перминова Татьяна Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 15.04.2014
Статья просмотрена: 428 раз
Библиографическое описание:
Перминова, Т. А. Музыкальная акварель / Т. А. Перминова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5520/ (дата обращения: 15.11.2024).
Настоящее методическое пособие — результат длительного практического опыта, накопленного за время работы в дошкольном учреждении с учащимися 1-ш класса, а в дальнейшем с детьми старшего дошкольного возраста. Оно адресовано музыкальным руководителям дошкольных учреждений и родителям.
Игра представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Наблюдения за детьми в детском саду и практика работы с ними показывают, что игра — это и любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет удовольствие и радость, но, являясь активным видом деятельности, развивает и воспитывает его.
В игре формируется личность ребенка, она помогает ребенку понимать окружающий его мир. Одновременно с этим в игре развиваются интеллектуальные чувства, вызванные мыслительной деятельностью (чувства удивления, радости, любопытства), фантазию и творческие способности.
У детей чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами их жизни. А музыка, обладая силой эмоционального воздействия и источником духовной энергии, совместно с игрой развивает, формирует и воспитывает эти чувства. Поэтому музыкальные игры, представленные в данной работе, развивают у детей эмоциональное восприятие, слуховую сосредоточенность, стимулирующие музыкальное развитие, способствующие развитию музыкальных способностей каждого ребенка.
Эмоциональное восприятие детей идет от простейших различий ярких звуков к восприятию красоты гармоничности их сочетаний. Дети, вслушиваясь в музыку, угадывают ее, воспроизводят ритм, чисто интонируют, импровизируют музыкально — ритмическими движениями.
Практика и опыт работы с детьми показывают, что, играя с большим количеством детей, педагог не имеет возможности уделять внимание каждому ребенку. А ведь активное внимание со стороны взрослого в процессе музыкальных игр имеет для детей решающее значение: развивается детская музыкально-игровая фантазия и музыкальность.
Чтобы шло развитие детской фантазии и музыкальности, провожу короткие встречи с подгруппами детей 5–7 человек. Эти встречи наиболее эффективны, чем продолжительные музыкальные занятия, отстоящие друг от друга по времени.
Кроме музыкальных встреч с подгруппами детей провожу музыкально-игровые занятия и со всей группой детей, но провожу их значительно реже, и, в основном, с детьми младшего дошкольного возраста.
Регулярные музыкальные встречи с подгруппами детей направлены на знакомство с новым или же на повторение хорошо знакомого музыкального материала. Для этого была оформлена музыкальная папка, в которую вошли карточки (ритмические интервалы — «животные», ключи скрипичный и басовый, ноты разной длительности, пауза, форте, пиано, диез, бемоль), нотный стан, столбица (устойчивые, неустойчивые ступеньки).
Интерес и стремление детей быть активными участниками музыкальных встреч зависят от репертуара. Поэтому весь репертуар был тщательно отобран, обновлен и проверен в работе с детьми. В репертуар включены музыкальные произведения русских, зарубежных советских и современных композиторов.
Сочетания музыки с игровыми действиями, позволяют выявить музыкальные задатки детей, развить музыкальные способности, певческие и двигательные навыки. Интересные по содержанию игры дают возможность каждому ребенку подумать, высказаться, проявить свою фантазию в движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Каждая музыкальная встреча с детьми должна быть увлекательной, поэтому игры варьируются так, чтобы ребятам было интересно играть и рассказать о них своим родителям.
Стараюсь перенимать все новое в музыкальной педагогике дошкольников, ищу возможности сделать процесс музыкального развития, воспитания и обучения детей разнообразным, интересным и радостным.
Внедрение данного практического пособия в работу с детьми будет способствовать активному продвижению детей в музыкальном развитии, воспитании и обучении детей, дает возможность деятельно — творческому самовыражению каждого ребенка, приобщать детей к музыкальной грамоте и традициям музыкальной культуры прошлого и настоящего.
Звуковая игра «Послушай и выложи»
Цель: Поддерживание интереса к музыкальной игре; развитие слухового внимания и музыкального слуха.
Игровой материал: большой конверт с изображениями цветных геометрических фигур; малые разноцветные конверты; цветные квадраты и прямоугольники (либо большие и малые камешки, пуговицы, стеклянные бусы, длинные и короткие нити), жетоны с картинками и словами.
Ход игры: Предлагаю детям назвать геометрические фигуры, изображенные на большом конверте, заглянуть в большой конверт и выбрать себе малый цветной конверт.
Дети садятся на ковер, из малого конверта вынимают цветные квадраты и прямоугольники, готовятся к слушанию. Проигрываю на свистульке (пианино, свирель или аккордеон) различные сочетания звуков — длинных и коротких.
Дети выкладывают квадраты (короткие звуки) и прямоугольники (длинные звуки). Поощряю жетонами детей, правильно выполнивших задание. Затем каждый ребенок пропевает короткие звуки ти-ти и длинные звуки та-та, указывая указательным пальцем на квадраты и прямоугольники.
В конце игры дети рассказывают, что изображено на жетонах, читают. Считают свои жетоны.
Победитель начинает подвижную игру «Колечко» С. Насауленко.
Ритмическая игра «Послушай, покажи, прохлопай, простучи»
Цель: развитие слухового внимания чувства ритма музыкальной памяти
Игровой материал: ритмические карточки игрушка, жетоны
Ход игры: Дети сидя на ковре достают из музыкальной папки ритмические карточки. Когда игра разучивается, открываются две карточки потом их количество увеличивается.
Играю на свирели звуки короткие и длинные. Дети находят карточку с этим ритмическим рисунком показывают ее. За правильные ответ получают жетон. Затем каждый ребенок прохлопывает короткие звуки ти-ти и простукивают по коленям длинные эвуки та-та.
Педагог играет на фортепиано отрывок знакомой детям песни без слов Дети угадывают песню, поднимают ритмическую карточку, прохлопывают и простукивают ритм. Дети поют угаданную игровую песню.
Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает и простукивает ритмический рисунок для каждого из детей, дети повторяют. За правильно выполненное задание получают жетон, считают жетоны.
Победитель оставляет жетоны себе на память.
Ритмическая игра «Выбираю и играю»
Цель: развитие чувства ритма, правильное звукоизвлечение.
Игровой материал: ритмические карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, жетоны.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать ритмическую карточку, взять музыкальный инструмент, изображенный на ней. Все дети тренируются, проигрывая на инструменте ритмический рисунок своей карточки. Затем каждый ребенок называет свой музыкальный инструмент и проигрывает на нем ритмический рисунок. За правильное выполнение получают жетон.
Подвижная игра «Оркестр», музыка народная, обработка В. Полевого, сб. «Музыкальные минутки для малышей», СПб, 1998
С окончанием игры самые быстрые и ловкие дети получают жетон. Дети считают жетоны. Победитель оставляет жетоны себе на память.
Звуковая игра «Угадай-ка»
Цель: развитие умения вслушиваться в звучание двух звуков, чувства ритма, музыкальной памяти, способностей к импровизации в музыкально-ритмических движениях, чистое интонирование, звукоподражание.
Игровой материал: карточки с изображением животных, символизирующих интервалы: еж, кукушка, ворона, медуза, олень, осел, жираф; музыкальные молоточки, перчаточная игрушка Еж, жетоны.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть. Читает: — Стали звуки дружно в ряд, На зверей, они глядят — Нас узнай — говорят
Педагог играет на фортепиано интервалы — два звука вместе и по — отдельности, предлагает сочетанию звуков дать название (на кого из животных по звучанию они похожи). Дети, вслушиваясь и фантазируя, дают свои названия.
Затем дети достают из «Музыкальной папки» карточки с изображением животных. Педагог снова проигрывает на фортепиано все интервалы, читая:
- Два звука рядышком стоят, колят как иголочки острые ежа.
- В лесу поет кукушка: «Ку — ку — ку».
- Сидит ворона на суку, поет: «Кар — кар — кар».
- Прозрачная медуза плавает, жидкая такая — форму меняет, жалит.
- Осел стоит и не идет, а поет: «Иа — иа».
- А олень все скачет, скачет, не догнать его ни как.
- А жираф такой красивый, шею тянет высоко.
На первых встречах дети закрывают все карточки, оставляя открытыми две карточки с изображением ежа и жирафа.
Педагог снова проигрывает секунду (еж), дети слушают, ищут карточку.
Затем проигрывается в разной последовательности октаву (жираф) — секунду (еж). За правильные ответы — жетоны.
Далее педагог исполняет песню «Еж» И. Пономарева без слов. Дети угадывают песню, поют ее, звукоподражание и имитация в движениях — пыхтят, показывая иголки ежа пальцами.
Педагог проигрывает на фортепиано «Еж» Д. Кабалевский. Дети импровизируют в музыкально — ритмических движениях образ ежа.
Подсчет жетонов. Победитель надевает на руку перчаточную игрушку «Еж»., остальные дети берут музыкальные молоточки и начинается музыкальная игра «Догонялка» Хорошко.
На второй встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию (кукушка).
Дети импровизируют полет кукушки в музыкально — ритмических движениях., звукоподражание «Ку — ку — ку — ку — ку — ку».
На третьей встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму (осел). Звукоподражание «Иа — иа — иа».
На четвертой встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму — кварту (ворона). Импровизация в музыкально — ритмических движениях как сидит на суку ворона, звукоподражание «Кар — кар — кар» и ворона вспорхнула. Музыкальное произведение «Ворона» Е. Тиличеева, сборник «Музыкальный букварь» под ред. Н. Ветлугиной.
На пятой встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму — кварту — сексту (олень). Импровизация в музыкально — ритмических движениях скачущего оленя.
На пятой встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму — кварту — сексту — квинту (медуза). Импровизация в движении образа медузы.
На заключительной встрече педагог проигрывает на фортепиано все интервалы в разной последовательности. Дети поднимают карточки с изображениями животных. За правильные ответы получают жетоны.
Звуковая игра «Раз — ступенька, два — ступенька»
Цель: развитие умения вслушиваться, ладового чувства, ладотонального слуха (умение прослушать с начала и до конца, проявлять эмоциональную отзывчивость, определять характер и жанр музыкального произведения).
Игровой материал: разноцветная семиступеньчатая лесенка (устои — красные ступеньки, неустои — зеленые ступеньки, ля — желтая ступеньки, си — белая ступенька), карточки — столбцы (цвета, как на лесенке), игрушка, палочка дирижера, жетоны.
Ход игры: Дети прослушивают в записи классические музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. После прослушивания дети высказываются о характере музыкального произведения, определяют жанр (марш, плясовая, колыбельная), показывая в музыкально — ритмических движениях.
На следующей встрече педагог рассказывает и показывает, как игрушка шагает по лесенке. Затем проигрывает на металлофоне и дает возможность каждому ребенку проиграть звуковой ряд от до первой октавы до до второй октавы.
Педагог объясняет детям, что есть ступеньки устойчивые до — ми соль –до и неустойчивые ре фа ля си, проигрывает их и показывает на лесенке. Дает задание детям показать устойчивые и неустойчивые звуки на карточке — столбце.
В конце дети считалкой выбирают дирижера. Он берет дирижерскую палочку. Остальные дети берут музыкальные инструменты. Игра «Я — дирижер» украинская народная мелодия.
Дидактическая игра «Нотный дом»
Цель: расширение понятийного словаря по музыкальному искусству, формирование элементарных представлений о музыкальной грамоте.
Игровой материал: Демонстрационная доска с нотным станом, карточки (ключи скрипичный и басовый, ноты разной длительности, диез, бимоль, форте, пиано), нотный стан, ноты, игрушка, жетоны.
Ход игры: Дети достают из «Музыкальной папки» карточки с изображением скрипичного и басового ключей. Дети слушают записи классических музыкальных произведений в скрипичном и басовом ключе русских и зарубежных композиторов, поднимают соответствующую карточку. Дети импровизируют в музыкально — ритмических движениях образы, заложенные композиторами.
На второй встрече знакомство с названиями нот до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до. Дети достают из «Музыкальной папки» ноты, нотный стан и карточки с нотами. Педагог говорит, что ноты живут в нотном доме (нотный стан) на этажах и между этажей, пишет их на демонстрационной доске, предлагает детям написать их и выложить на нотном стане. Затем педагог объясняет, что скрипичный ключ открывает нотный дом с ноты соль, а басовый ключ — с ноты фа. Пишет на демонстрационной доске, ребенок пишет на доске, остальные выкладывают на нотном стане.
Игра «Мелодическое эхо». Дети повторяют сыгранную педагогом мелодию.
Педагог: — Поезд, поезд, ты куда? (до, до — ми, ми — соль, соль -до).
Ребенок: — Еду в села, города.
Игра с карточками нотами и паузой. Педагог проигрывает знакомые детям музыкальные произведения, дети выкладывают карточками. Затем они прохлопывают ти — ти, простукивают по коленям та ипаузу(развести руки в стороны)
На третьей встрече дети достают карточки форте, пиано. Педагог проигрывает музыкальные произведения, дети показывают соответствующую карточку. Игра «Громко — тихо» (по типу игры «Холодно — горячо»).
На последней встрече дети берут карточки диез и бимоль. Педагог проигрывает музыкальные произведения в мажоре и в миноре. Дети поднимают соответствующую карточку.Игра «Грустно — весело».
Литература:
- Баренбойм Л. А. За полвека. Л.. Советский композитор,
- Вартанян И. А. Звук — слух — мозг, Л., 1981
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.. Просвещение, 1968
- Одаренные дети. М., Прогресс, 1991
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, Академия развития
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1987
- Удовольствие — в игре. М., Знание, 1983
- Кирюшин В. В. Библиотека музыкального мифа. М., 1992
- Эльконин Д. Б. Психология игры, М., Педагогика, 1978
- Баренсбойм Л., Перунова А. Путь к музыке. Л., Советский композитор, 1988
- Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.. Советский композитор, 1991
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.. Советский композитор, 1987
- Абелян Л. Забавное сольфеджио. М. Советский композитор, 1982
- Абелян Л. Д. День рождения. М. Советский композитор, 1987
- Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб, Детство-Пресс, 1999
- Насауленко С. Музыкальные игры. Колокольчик № 12, 1999
- Музыкальные минутки для малышей. СПб, 1998
- Соколова Н. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1983
- Вихарева Г. Сборники музыкальных произведений. Спб, 1996–2010
- Федорова Г. Сборники музыкальных произведений. Спб, 1997–1999
- Пономарева И. Сборники музыкальных произведений. Спб, 1995