Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе
Авторы: Мельниченко Светлана Григорьевна, Тепляковская Анна Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 17.04.2014
Статья просмотрена: 362 раза
Библиографическое описание:
Мельниченко, С. Г. Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе / С. Г. Мельниченко, А. Н. Тепляковская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5521/ (дата обращения: 15.11.2024).
Традиционное понятие «Интерактивные методы обучения» лимитирует сферу его применения — только в рамках практического занятия и ограничивает интерактивные методы такими видами занятий как: ролевые игры, мозговой штурм, метод проектов. Согласно энциклопедии «Интерактивный метод» («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. [1] На наш взгляд плодотворными могут быть использование как традиционных, так и новейших интерактивных методов обучения (коучинг, тренинг, блоги и форумы) как на практических, так и во время лекционных занятий.
Согласно анализу проведенному начальником отдела развития и качества образования, к.т.н. Тарануха С. Н.: при лекционной подаче материала усваивается не более 20–30 % информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50 %, при проговаривании — до 70 %, при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90 % [2] Допустим, нам удалось добавить интерактивные методы во все вышеупомянутые способы обучения. Будет ли сохранено тоже процентное соотношение? Будет ли превалировать частотность использования интерактивных методов работы на практических или лекционных занятиях. Ответить на данные вопросы мы сможем, только опробовав интеракционизм на всех видах занятий в высшей школе.
Создание условий интерактивности на занятиях любого типа является наиболее благоприятным для усиления мотивации. Современный обучаемый не воспринимает слово преподавателя как закон, он согласен слушать сомневаясь, изучать доказывая, запоминать только убедившись в необходимости и ценности той или иной информации для своего дальнейшего развития. Прежняя мотивация — «надо потому, что так сказал учитель (родитель, другой взрослый)» нивелировалась и, соответственно, возникла необходимость в дополнительной заинтересованности обучаемых. Методы «кнута и пряника» себя не оправдывают, и единственным 100 % работающим видом мотивации нам видится высокая персональная заинтересованность студентов. Это может быть как «ближайшая цель» (мне это интересно сейчас, занятие было увлекательным, я хорошо показал(а) себя среди одногруппников), так и более далекая, глобальная цель (полученные знания пригодятся в будущем в профессиональной сфере, это повышает самооценку, увеличивает персональную ценность студента на рынке труда).
Место педагога на интерактивных занятиях сводится не только и не столько к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, сколько к созданию условия для работы по схеме: преподаватель — студент 1 — студент 2 — преподаватель.
На сегодняшний день одним из самых эффективных способов решения многих жизненных задач является коучинг. Международная Федерация Коучинга дает следующее определение: “Профессиональный коучинг” — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. [3]
Например, нами было отмечено что современным студентам трудно абстрагироваться от внешнего шума и концентрироваться на своем собеседнике. Для развития данных умений в рамках коучинга предлагается провести игру: «Разговор в общественном транспорте», при которой, студенты разбиваются по парам, все пары становятся в круг, студенты получают карточки с описанием своей роли и бланк ответов, который необходимо заполнить информацией полученной в результате одновременной беседы всех пар.
Образец карточки “Shouting Dictation”:
А) ролевые карточки пары студентов
I Green —Look who is here. How are you, Brown? —Yes and the salarу is $120,000 a year (it’s 20 % higher than my past salary). And what about you? —No fixed hours. And you? —Is your contract favourable? —My contract is only for three years with probationary period of six months. Oh, my stop is. Remember me to your relatives. |
I Brown —Very well, indeed. It’s been long, Green. Have you found a job? —Oh, my current salary is $100,000 but my boss offered to raise it by 35 % when he heard I was thinking of leaving. Do you work at a fixed time? —A guaranteed five-day week. —Five years- in the event of the contract being terminated before the end, I must receive financial compensation. Why? —Good luck. |
Б) бланк ответов
Salary……………………………… ………………………. % higher (lower) Working hours_.................................. Length of the contract.............................. P. S. How do you feel the effectiveness of this work?...................... |
Эффективность данной работы была оценена в процентах (73 %), что позволило сделать вывод о необходимости увеличения подобных заданий.
Современный мир все больше вовлекает обучаемых в использование открытых образовательных ресурсов, ими могут стать даже социальные сети. Так, мы проводим «Марафон блогов» на базе сети «В контакте». Как сообщает нам Википедия — «Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах)». [4] Студентам предлагается тема блога, определяется время и объем письменного высказывания по теме, особенно интересным и удобным является возможность оценки блогов однокурсниками и преподавателями в реальном времени. Этот тип работы пользуется заслуженной популярностью, как среди студентов, так и среди преподавателей. Вашему вниманию предлагается один из блогов написанный на тему «Какой из городов, в которых проводились олимпийские игры я хотел бы посетить»:
«One of the Olympic city in which I would like to visit is Salt Lake City. Salt Lake City — the capital and most populous city in Utah (USA).
The main attraction of Salt Lake City and all of Utah is a historical and religious complex Temple Square, which is also the center of the city. Annually Cathedral Square (Temple Square) attend to 5 million tourists. The main temple of the Mormon Salt Lake Temple closed to ordinary public. Tourist information center opened two.
Visiting Salt Lake City can not be imagined without a visit to the mountains. To the south is the canyon Little Cottonwood Canyon, where the popular resorts of Alta and Snowbird SKi & Summer Resort.
In 2002, Salt Lake City hosted the Winter Olympic Games.
Every year on July 24 in Salt Lake City celebrated Pioneer Day, which marks the date of the arrival of the Mormons to Utah land». (сохранена авторская орфография и пунктуация)
Преимуществом блога перед другими видами сетевого общения (чат, электронная почта) является возможность коммуникации в удобное для блогеров и читателей время. Причем коммуникация возникает и поддерживается в виду следующих трех составляющих:
- психологический аспект коммуникации — в то время как одним нужны друзья, другим — слушатели,
- межкультурный — в общение могут быть вовлечены как жители родной страны, так и представители других городов и стран,
- лингвистический — диагностирование в ходе коммуникации знаний и незнаний тех или иных элементов системы родного и иностранного языков.
По окончании марафона блогов преподаватель предлагает заполнить анкету.
Образец анкеты:
Студент факультета………., специальность ……....группа…….. 1. Укажите моменты, заинтересовавшие Вас в работе того или иного студента:______________________________________________ 2. Укажите самые сложные для Вас аспекты данной работы:____________________________________________________ 3. Укажите те моменты, которые Вы уверенно включали в свой блог (грамматические, лексические, лингвострановедческие) ________________________________________________________ 4. И те, в которых Вы сомневаетесь (грамматические, лексические, лингвострановедческие): ___________________________________________ |
Данная анкета выявляет знания студентов и определяет навыки, требующие развития и совершенствования. Для этого мы рекомендуем использовать фрагментарные тренинги. Например, грамматический тренинг в виде игры–разминки «потерялась s» (активизация грамматического навыка употребления –S у глаголов 3лица ед. числа в Present Simple Tense Active Voice)
Самым ярким, зрелищным и, соответственно, мотивирующим, на наш взгляд были и остаются ролевые игры, позволяющие не только проявить себя в роли сотрудника (директора, турагента), но и создать атмосферу того места, где происходит действие игры. Подготовка и проведение подобных мероприятий на занятиях по иностранному языку преследует не только образовательную, но и воспитательную и лингвострановедческую цель, поскольку помимо актуального материала по теме занятия ролевая игра требует предварительного поиска дополнительной информации, которая поможет обучаемым более достоверно изобразить заданную игровую ситуацию. Для качественного проведения ролевой игры требуется не только взаимодействие типа преподаватель — обучаемый, но и активное и инициативное взаимодействие между всеми членами учебной группы, большая часть которого протекает на этапе самостоятельной предварительной подготовки. Мы отмечали случаи, когда ролевая игра была неудачной, то есть студенты не смогли создать атмосферу коллектива, придумать диалоги и полилоги соответствующим реальным жизненным ситуациям, при этом они сами выражали желание провести эту же игру еще раз, предварительно разобрав неудачные моменты уже прошедшего занятия и проведя дополнительную самостоятельную подготовку. Здесь мы уже видим личную заинтересованность студентов в достижении более высоких результатов во время занятия.
Незаслуженно забытыми сферами употребления интерактивных методов обучения считаются лекционные занятия. Опыт нашей работы на лекциях по курсу «Введение в языкознание» показывает, что процент усвоенной информации значительно выше, если этот материал был пропущен через призму следующей оппозиции «сомневаюсь — доказываю». Лекция как вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями (диспут, обсуждение, беседа). Регулярно по окончанию лекции уделяется внимание повторению студентами вслух основных терминов того или иного раздела новой лекции. Тогда как в ходе объяснения нового материала преподаватель стимулирует студентов на попытку самостоятельной дефиниции вводимого понятия. Происходит своеобразный мозговой штурм и обучаемые сами выбирают то определение термина, которое обладает достаточной и понятной объяснительной силой. Возможный вариант работы — это самостоятельная подготовка лекции студентами, по плану, предложенному преподавателем.
Таким образом, мы видим результативность применения разнообразных методов интерактивного обучения не только на практических занятиях, но и лекциях, т. е. тех видах занятий, которые традиционно считались закрытыми для внедрения интеракционизма.
Литература:
2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/25.php
3. Коучинг // Коучинг центр Станислава Гринберга [электронный ресурс] — Режим доступа: http://coachgrinberg.ru/?page_id=1371.