Преемственность в обучении филологическим дисциплинам между основной и средней школой в аспекте ФГОС
Автор: Ежова Елена Валерьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 12.04.2014
Статья просмотрена: 441 раз
Библиографическое описание:
Ежова, Е. В. Преемственность в обучении филологическим дисциплинам между основной и средней школой в аспекте ФГОС / Е. В. Ежова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 86-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5523/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современный мир развивается настолько стремительно, что школа не всегда успевает вовремя реагировать на эти изменения. Одну из самых больших проблем представляет тот объем информации, с которым человеку приходится сталкиваться ежедневно. Информация в наше время не конечна, она постоянно прирастает, поэтому должны измениться цели современного образования, уходящего от пресловутых понятий «знания», «умения», «навыки» к умениям метапредметным, одним из которых и является работа с информацией, которую нужно не только найти в огромном потоке, но и суметь переработать.
Еще одной целью современной школы становятся так называемые «горизонтальные» достижения обучающегося, когда прирост в одном предмете дает приращение в другом.
Нам видится, что сходятся эти метапредметные проблемы в умении работать с текстом, то есть в предметах филологического цикла.
Проблема восприятия информации, представленной в разных видах, в том числе в виде текста (и, как следствие, проблема создания собственного речевого высказывания) — одна из тех болевых точек, касаться которой современные педагоги вынуждены не столько в связи с введением ФГОС, сколько в связи с новыми требованиями общества к выпускнику школы. Федеральный образовательный стандарт призван расставить акценты в новой системе образования.
Если раньше целью филологического образования в школе было познание литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и системы литературоведческих представлений и критериев, а также освоение культуры слова и формирование эстетического и художественного вкуса, то теперь речь идет об обобщенном восприятии предметов лингвистического цикла как МЕТАПРЕДМЕТОВ.
Предметные знания о тексте теперь становятся базовыми для формирования метапредметных умений: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных, так как все эти результаты строятся на универсальных учебных действиях, основным из которых как раз является умение работать с текстом.
К основным результатам освоения стандарта должен помочь привести курс «Работа с текстом», в обязательном порядке включаемый в образовательную практику начальной школы. Необходимость и актуальность введения этого курса не стали в нашем образовательном учреждении предметом дискуссий, но у учителей начальной ступени обучения возникли сложности с его преподаванием. А в сентябре 2012 года с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту в основной школе эти проблемы вышли на одно из первых мест и в деятельности учителей следующей ступени.
В связи с этим администрация инициировала создание рабочей группы из учителей-словесников с целью разработки программы практического погружения в проблему обучения лингвистического анализа текста.
Разработанный и апробированный нами курс-практикум «Работа с текстом» предназначен для учителей, не имеющих специальной подготовки по лингвистическому анализу текста (учителей начальной школы, учителей, преподающих предметы не филологического цикла), основной целью которого стало совершенствование умений учителей по анализу текста, его структуры, процессов создания, восприятия и интерпретации текста, сопровождение методической составляющей введения новой составляющей ФГОС — «Работы с текстом».
Для построения курса необходимостью оказалось сохранение принципа преемственности между начальной и основной школой. Таким образом, логичным оказалось сведение метапредметных умений, связанных с анализом текста, к общим понятиям, так как теоретические аппараты, используемые педагогами начальной школы и среднего звена, оказались отличными друг от друга.
Ведущими направлениями, по которым должно идти филологическое образование, должны стать линия понимания, обработки, логического построения текста и его содержательной цельности и линия эмоционального осмысления, сопереживания, оценки.
Если раньше эти понятия были понятны только педагогам, ведущим предметы филологического цикла, то сейчас они становятся рабочими в понятийном аппарате всех без исключения областей образования, то есть должны обеспечить метапредметные результаты с помощью всех предметов, преподаваемых на всех ступенях обучения. Таким образом, универсальные компетенции, заложенные в содержание образования, реализуются в содержании всех предметов, но именно умение работать с текстом позволяет осуществлять метапредметный результат. К достижению этого результата должна привести пошаговая, алгоритмизированная подача лингвистического материала, определяемая следующими основными понятиями: тема текста, основная мысль, идея, тип и стиль речи, микротемы текста.
При этом важно понимать, что под лингвистическим материалом, с помощью которого ребенок должен получить метазнание (знание о том, как получить знание), является не только художественный текст, но и текст параграфа по окружающему миру или физике, математическая задача, собственное речевое высказывание ученика.
Пытаясь найти точки соприкосновения этих понятий в планируемых результатах освоения программ в средней и основной школе, мы сопоставили планируемые результаты программ «Чтение. Работа с текстом» (1–4 класс) и «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» (5–9 класс). В итоге получается, что общие универсальные учебные действия, формирующиеся в результате освоения курсов, идентичны только в разделах (поиск информации и понимание прочитанного, поиск и преобразование информации, оценка информации), но содержание деятельности по их формированию должно определяться исходя из конкретных планируемых результатов.
УУД |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом» (1–4 класс) |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» (5–9 класс) |
Приращение |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
Выпускник (обучающийся) научится: — находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде |
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции |
|
— определять тему и главную мысль текста |
— определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста |
— выделять главную и избыточную информацию; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им |
|
— делить тексты на смысловые части, составлять план текста |
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт |
- различать темы и подтемы специального текста |
|
— вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию |
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте |
- прогнозировать последовательность изложения идей текста |
|
— сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака |
|||
— понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) |
|||
— понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы |
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д. |
||
— понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста |
|||
— использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения |
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте) |
||
— ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках |
|||
Выпускник (обучающийся) получит возможность научиться |
|||
— использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации |
— анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления |
||
— сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников |
|||
Выпускник (обучающийся) научится |
|||
— пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно |
— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; — преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому |
||
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
— соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую |
||
— сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию |
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера |
||
— составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста |
||
— делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования |
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковыхсредств и структуры текста) |
||
— составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном |
|||
Работа с текстом: оценка информации |
Выпускник (обучающийся) научится |
||
— высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте |
|||
— оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте |
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения |
||
— на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов |
— на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов |
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников |
|
— участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста |
— находить доводы в защиту своей точки зрения; |
||
Выпускник (обучающийся) получит возможность научиться |
|||
сопоставлять различные точки зрения |
|||
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения |
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; |
— использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) |
|
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию |
— в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; — находить способы проверки противоречивой информации; — определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации |
— критически относиться к рекламной информации; |
Оказалось, что приращения, которые происходят на ступени средней школы, не всегда имеют базу в начальной школе. Например, в 1–4 классах обучающиеся не определяют назначение разных видов текстов и не ставят перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Это говорит о том, что одна из самых важных компетенций — личностная — в разделе поиска и понимания прочитанного остается за рамками названной программы. Очевидно, что готовые модели, предлагаемые авторами ФГОС, потребуют в реальной работе школы изменений и дополнений. Еще одной волнующей проблемой остается эстетическое восприятие текста учащимися начальной школы (понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им), оставшееся за рамками курса.
Однако главным выводом при проведении этой работы оказалось то, что сейчас есть прямые пути достижения тех целей, которые всегда были для обучающихся главными, но механизмы для их достижения оставались за рамками внимания методистов-теоретиков.
Конечно, возникает много вопросов о путях и методах достижения метапредметных результатов при работе с текстом. Однако не может не радовать то, что эта область получила достойное место в стандарте нового поколения.
Похожие статьи
Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров
В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...
Похожие статьи
Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров
В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...