ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень образования выпускников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 19.04.2014

Статья просмотрена: 943 раза

Библиографическое описание:

Сон, Э Сен. ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень образования выпускников / Э Сен Сон. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5527/ (дата обращения: 15.11.2024).

Описание: matematika1

Актуальность избранной темы связана с подготовкой учащихся к ЕГЭ по математике. Анализ результатов ЕГЭ и мониторинга за несколько лет, проведение различных мероприятий, направленных на улучшение подготовки к экзамену, опыт, накопленный за эти годы, позволяют выявить факты, влияющие на повышение качества знаний и уровня образования по этой дисциплине.

Проблема исследования: влияние повышения качества обучения математики на результативность ЕГЭ

Описание: 787

Цель исследования: определить роль организации процесса подготовки учащихся на результаты ЕГЭ.

Поставленная цель обосновывает поставленные задачи:

-          проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ;

-          раскрыть идеи деятельностного подхода в подготовке к ЕГЭ на уроках математики

-          рассмотреть метопредметный подход к подготовке к ЕГЭ по математике

-          определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:

-          информационная готовность (информирован-ность о правилах поведения на- экзамене, о правилах заполнения бланков и т. д.);

-          предметная готовность или содержательная (готовность по определенному- предмету, умение решать тестовые задания);

-          психологическая готовность (внутренняя настро-енность на определенное- поведение, ориенти-рованность на целесообразные действия).

Ориентируясь на данные компоненты, можно выделить актуальные вопросы подго-товки к ЕГЭ:

1)      организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

2)      мониторинг качества знаний;

3)      психологическая подготовка к ЕГЭ.

В основу программы подготовки к ЕГЭ должны быть положены следующие концептуальные положения:

-          Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.

-          Обучать математике значит обучать решению задач, а обучать решению задач значит обучать умениям типизации и умениям решить типовые задачи.

-          Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».

-          Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.

Можно выделить следующие направления деятельности учителя на уроке:

-          Уроки-лекции проводятся с целью изучения новой темы крупным блоком, активизируют мышление школьников при изучении нового, экономят время для дальнейшей творческой работы.

-          Уроки решения ключевых задач по теме. Учитель (вместе с учащимися) выделяет минимальное число задач, на которых реализуется изученная теория, учит распознавать и решать ключевые задачи, после которых задается определенный объем индивидуальной работы. Учащемуся для нормального изучения чего-либо надо проделать самому огромный объем духовной и умственной работы.

-          Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель.

-          Зачетные уроки, на которых школьники докладывают решения задач, над которыми они трудились дома. В идеале было бы замечательно, если все учащиеся побывали у доски. Каждая самостоятельно решенная задача — это успех ученика, который способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков, целью которых является организация управления процессом усвоения, его коррекции.

Главными в обучении служат следующие два принципа

-          Принцип активного обучения

-          Принцип дифференцированного обучения и оценки

Принцип дифференцированного обучения и оценки

-          Первый принцип — тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

-          Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

-          Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

-          Четвертый принцип в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом

Деятельностный подход в подготовке к ЕГЭ

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности

Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Средства развития потенциала будущего исследователя:

-          моделирование;

-          рефлексивный анализ;

-          работа в группах;

-          работа с вопросами причинно-следственного, прогностического и проектного характера.

Методы творческого применения знаний и способы деятельности — нетрадиционные формы урока:

-          интегрированные;

-          деловая игра;

-          уроки творчества и др.;

-          проблемное изложение;

-          частично-поисковые методы;

-          эвристическая беседа;

-          поисково-исследовательские методы

Структура урока с позиций деятельностного подхода

-          учитель создает проблемную ситуацию;

-          ученик принимает проблемную ситуацию;

-          вместе выявляют проблему;

-          учитель управляет поисковой деятельностью;

-          ученик осуществляет самостоятельный поиск;

-          обсуждение результатов.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

-          уроки «открытия» нового знания;

-          уроки рефлексии;

-          уроки общеметодологической направленности;

-          уроки развивающего контроля.

Метапредметный подход к подготовке к ЕГЭ

Метапредметный подход озна-чает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для реализации метапредметных результатов необходимо использовать в учебном процессе определенные технологии обучения:

-          развивающего;

-          критического мышления;

-          теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

-          технологический компонент личностно ориентированного урока;

-          общеучебные умения и навыки

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, кластеров, денотатных графов, схем «Fishbone» («рыбьи косточки» — технология «за и против»), различные техники: графические модели, знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Цель — привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.

Методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ

Творческая деятельность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Одним из условий формирования творческого мышления учащихся является проблематизация — ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

-          учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-          сталкивает противоречия практической деятельности;

-          излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-          предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-          побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-          ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

-          определяет проблемные теоретические и практические задания;

-          ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходим:

-          отбор самых актуальных, сущностных задач;

-          определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

-          построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-          личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Исходя из задач школы, выделяют основные функции проблемного обучения. Их делят на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

-          усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

-          развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

-          формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения.

Специальные функции:

-          воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

-          воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

-          формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Результативность сдачи ГИА и ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.

Литература:

1.         Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.

2.         Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.

3.         Кузнецов, А. А. Примерные программы основного общего образования. Математика / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. — М.: Просвещение, 2009. — 96 с

4.         Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Рослова Л. О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.

5.         Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

6.         Лысенко Ф. Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион — М., 2009.

7.         Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.

8.         http://ege2012.mioo.ru — сайт Московского института открытого образования “Статград”.

9.         http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2012 году (в новой форме) по математике.

10.     http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре).

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, ЕГЭ, проблемная ситуация, решение задач, задача, подготовка, принцип, творческая деятельность, урок математики, Метапредметный подход.

Похожие статьи

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Оценка качества подготовки школьников, критерии и показатели качества

Тестовый контроль знаний учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

Предметная олимпиада по английскому языку как средство формирования социокультурной компетенции

Роль тестирования в формировании предметных компетенций школьников

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе

Похожие статьи

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Оценка качества подготовки школьников, критерии и показатели качества

Тестовый контроль знаний учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

Предметная олимпиада по английскому языку как средство формирования социокультурной компетенции

Роль тестирования в формировании предметных компетенций школьников

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе