ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень образования выпускников
Автор: Сон Э Сен
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 19.04.2014
Статья просмотрена: 943 раза
Библиографическое описание:
Сон, Э Сен. ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень образования выпускников / Э Сен Сон. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5527/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность избранной темы связана с подготовкой учащихся к ЕГЭ по математике. Анализ результатов ЕГЭ и мониторинга за несколько лет, проведение различных мероприятий, направленных на улучшение подготовки к экзамену, опыт, накопленный за эти годы, позволяют выявить факты, влияющие на повышение качества знаний и уровня образования по этой дисциплине.
Проблема исследования: влияние повышения качества обучения математики на результативность ЕГЭ
Цель исследования: определить роль организации процесса подготовки учащихся на результаты ЕГЭ.
Поставленная цель обосновывает поставленные задачи:
- проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ;
- раскрыть идеи деятельностного подхода в подготовке к ЕГЭ на уроках математики
- рассмотреть метопредметный подход к подготовке к ЕГЭ по математике
- определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информирован-ность о правилах поведения на- экзамене, о правилах заполнения бланков и т. д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному- предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (внутренняя настро-енность на определенное- поведение, ориенти-рованность на целесообразные действия).
Ориентируясь на данные компоненты, можно выделить актуальные вопросы подго-товки к ЕГЭ:
1) организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;
2) мониторинг качества знаний;
3) психологическая подготовка к ЕГЭ.
В основу программы подготовки к ЕГЭ должны быть положены следующие концептуальные положения:
- Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
- Обучать математике значит обучать решению задач, а обучать решению задач значит обучать умениям типизации и умениям решить типовые задачи.
- Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».
- Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
Можно выделить следующие направления деятельности учителя на уроке:
- Уроки-лекции проводятся с целью изучения новой темы крупным блоком, активизируют мышление школьников при изучении нового, экономят время для дальнейшей творческой работы.
- Уроки решения ключевых задач по теме. Учитель (вместе с учащимися) выделяет минимальное число задач, на которых реализуется изученная теория, учит распознавать и решать ключевые задачи, после которых задается определенный объем индивидуальной работы. Учащемуся для нормального изучения чего-либо надо проделать самому огромный объем духовной и умственной работы.
- Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель.
- Зачетные уроки, на которых школьники докладывают решения задач, над которыми они трудились дома. В идеале было бы замечательно, если все учащиеся побывали у доски. Каждая самостоятельно решенная задача — это успех ученика, который способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков, целью которых является организация управления процессом усвоения, его коррекции.
Главными в обучении служат следующие два принципа
- Принцип активного обучения
- Принцип дифференцированного обучения и оценки
Принцип дифференцированного обучения и оценки
- Первый принцип — тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.
- Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.
- Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.
- Четвертый принцип в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом
Деятельностный подход в подготовке к ЕГЭ
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности
Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Средства развития потенциала будущего исследователя:
- моделирование;
- рефлексивный анализ;
- работа в группах;
- работа с вопросами причинно-следственного, прогностического и проектного характера.
Методы творческого применения знаний и способы деятельности — нетрадиционные формы урока:
- интегрированные;
- деловая игра;
- уроки творчества и др.;
- проблемное изложение;
- частично-поисковые методы;
- эвристическая беседа;
- поисково-исследовательские методы
Структура урока с позиций деятельностного подхода
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Метапредметный подход к подготовке к ЕГЭ
Метапредметный подход озна-чает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для реализации метапредметных результатов необходимо использовать в учебном процессе определенные технологии обучения:
- развивающего;
- критического мышления;
- теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- технологический компонент личностно ориентированного урока;
- общеучебные умения и навыки
Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, кластеров, денотатных графов, схем «Fishbone» («рыбьи косточки» — технология «за и против»), различные техники: графические модели, знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Цель — привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.
Методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ
Творческая деятельность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Одним из условий формирования творческого мышления учащихся является проблематизация — ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Для реализации проблемной технологии необходим:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Исходя из задач школы, выделяют основные функции проблемного обучения. Их делят на общие и специальные.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения.
Специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Результативность сдачи ГИА и ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.
Литература:
1. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.
3. Кузнецов, А. А. Примерные программы основного общего образования. Математика / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. — М.: Просвещение, 2009. — 96 с
4. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Рослова Л. О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.
5. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
6. Лысенко Ф. Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион — М., 2009.
7. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.
8. http://ege2012.mioo.ru — сайт Московского института открытого образования “Статград”.
9. http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2012 году (в новой форме) по математике.
10. http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре).