Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 17.04.2014

Статья просмотрена: 1931 раз

Библиографическое описание:

Трепп, М. Г. Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников / М. Г. Трепп. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5530/ (дата обращения: 15.11.2024).

В инновационные процессы, происходящие в современной системе образования, включились и учреждения дополнительного образования детей. Повышение качества и результативности педагогической работы с детьми напрямую зависит от того, насколько мобильно и грамотно сможет выстроить свою работу педагог дополнительного образования в соответствии с новыми требованиями, нацеленными на успешную социальную адаптацию обучающихся. Большая роль при этом возлагается на такую составляющую педагогической деятельности, как методическая работа. Каждое образовательное учреждение выстраивает её в соответствии со спецификой учреждения и его кадровым потенциалом.

В системе методической деятельности Дома детского творчества присутствуют 3 уровня методической работы:

уровень педагога;

уровень методического объединения;

уровень учреждения.

В данной системе методическое объединение является основной и универсальной формой профессионального объединения педагогов, которая изначально была присуща школе. Но, учитывая специфику дополнительного образования детей и требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования, в 1997 году в Доме детского творчества был начат процесс внедрения данной формы в методическую деятельность учреждения. Такая форма совместной работы педагогов способствовала росту творческой активности педагогических кадров и оказалась очень востребованной. А результативность деятельности методических объединений способствовала переводу учреждения из режима функционирования в режим развития.

В настоящее время в Доме творчества работает методическое объединение содержательного характера, которое объединяет педагогов, регламентируя их предметно- методическую деятельность.

Работа в методическом объединении построена так, что каждый педагог имеет возможность системно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал через разные формы работы: круглые столы, мастер — классы, открытые занятия, семинары — практикумы, диспуты, творческие мастерские, отчёты по темам самостоятельных работ и др.

В наших методических объединениях хорошо прижилась такая форма работы, как взаимопосещение открытых занятий с обязательным разбором и анализом занятия каждым педагогом. Это позволяет творчески контролировать уровень преподавания предмета и одновременно повышать квалификацию педагогов. Очень часто используется такая форма работы, как круглые столы, на которых обсуждаются актуальные проблемы образования и воспитания детей, осуществляется обмен наработками с представлением литературы по теме. Это стимулирует педагогов на раскрытие профессиональных секретов, которыми они щедро делятся с коллегами. Темы, рассматриваемые на заседаниях МО, самые различные:

-        вопросы организации учебно-воспитательного процесса в объединении;

-        технология работы над образовательной программой и УМК;

-        современные педагогические технологии (игра в педагогической практике в условиях дополнительного образования детей, метод проектов, организация исследовательской деятельности, профориентация обучающихся и др.);

-        организация мониторинга предметной образовательной деятельности в объединениях по профилю деятельности;

-        самоанализ деятельности педагога дополнительного образования;

-        работа над единой методической темой учреждения и др.

На заседаниях методических объединений обсуждаются вопросы методики преподавания и организации занятий, программируется деятельность педагогов, анализируются и корректируются новые дополнительные образовательные программы, отрабатываются мастер-классы, представляется передовой педагогический опыт. Внутри методического объединения создаются микрогруппы, способные подготовить выступление на конкурсе, разработать или создать методическое пособие по теме. Например, в 2013 году педагоги МО подготовили конкурсанта на районный конкурс «Сердце отдаю детям» Азарову С. В., которая стала лауреатом конкурса.

Методическое объединение является эффективной формой организации самообразовательной деятельности педагогов, так как темы самостоятельных работ выбираются членами методического объединения в ракурсе методической темы года, утверждённой педагогическим советом учреждения. Например, тема учреждения 2012–2013 учебного года — «Издание методической продукции как путь профессионального самоопределения педагога». Одна из тем по самообразованию педагога Черепановой О. С. «Создание электронного портфолио педагога».

Свои работы педагоги представляют на заседаниях МО, а наиболее интересные и ярко подготовленные работы могут быть представлены на уровне района, области. Так, Азарова С. В. выступала на всероссийской конференции по теме социальной адаптации обучающихся, доклад выступления был широко обсужден на заседании методического объединения. Тексты выступлений сдаются в методический фонд учреждения.

Методическое объединение часто выступает в роли инновационной площадки, на которой вырабатываются, совершенствуются, и внедряются в педагогическую практику новшества. Это:

-        единые педагогические и дидактические принципы обучения;

-        критерии успешности образовательной деятельности: например, единые требования к итоговой аттестации обучающихся по профилю (вопросы, тестовые задания, критерии оценки работ и защиты проекта и т. д.);

-        построение индивидуальных маршрутов обучения по дополнительным образовательным программам;

-        разработка программ с учебно — методическим комплексом в рамках эксперимента «Система форм социальной адаптации детей в условиях дополнительного образования».

В результате работы в методическом объединении не только нарабатывается инновационный материал, но и сплачивается коллектив, способный решать задачи наиболее значимые, актуальные на данном этапе. Наши кадры, изучив основы методической деятельности, приобретя умение работать в группе, легко адаптируются на курсах повышения квалификации, творчески воспринимают новации в образовании. Отучившись на курсах повышения квалификации, педагоги внедряют в свою деятельность разработанные проекты. Например: Проектная деятельность на занятиях в творческом объединении была разработана Н. И. Русалеевой, которая активно внедряет в деятельность своего творческого объединения. Разработаны такие проекты: «Лоскутное одеяло», «Зимний город» и др.

Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на год, с учётом анализа потребностей педагогов и направлений методической деятельности учреждения.

В результате работы в методическом объединении создан методический фонд, включающий:

нормативно-правовую документацию;

методические рекомендации по различной проблематике;

планы и анализы работы МО;

анализы деятельности педагогов;

наработки по итоговой аттестации обучающихся;

каталог литературы по направлениям деятельности;

конспекты открытых занятий, мероприятий;

разработки тем по самообразованию.

В методическом объединении ведётся аналитическая работа. Отслеживается уровень участия каждого педагога в методической деятельности учреждения. На основании этих показателей строятся графики, диаграммы и выстраивается рейтинг педагогов. В дальнейшем эти показатели используются для морального и материального стимулирования педагогического труда.

Таким образом, в результате совместной деятельности формируется команда единомышленников, нацеленная на достижение оптимальных результатов. Такая работа позволяет совершенствовать свой профессиональный уровень педагогам с разным уровнем квалификации, образования, опыта работы. Для начинающих педагогов — это хорошая практическая школа, для педагогов с большим стажем — это возможность поделиться своим опытом. Для всех — это возможность совместной творческой работы.

Результаты деятельности МО представляются на итоговом методическом объединении под названием «Методический фестиваль», который включает:

1.      Презентация тем самообразования

2.      Выставка методической продукции

3.      Представление методического фонда объединения.

На этом мероприятии все педагоги Дома творчества могут увидеть «изюминки» методической работы объединения, оценить глубину содержания наработанного материала, почерпнуть что-то новое для себя. По результатам фестиваля каждый педагог поощряется материально и морально.

Опыт многолетней работы методических объединений в Доме творчества позволяет утверждать о важной роли методического объединения как одной из форм профессиональной адаптации педагогических работников, которая обеспечивает повышение индивидуальной самооценки педагога, определяет коллективную оценку деятельности, обеспечивает сохранение единства педагогического коллектива, развивает педагогическое творчество и инновационную культуру педагога.

Литература:

1.             Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей:методическая служба: Практич. пособие для методистов.- Ростов н/Д:Изд-во «Учитель»,2005.-324с.

2.             Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта/авт.-сост. М. В. Кайгородцева.-Волгоград: Учитель,200.-377с.

Основные термины (генерируются автоматически): методическое объединение, дополнительное образование, педагог, дополнительное образование детей, методическая деятельность учреждения, работа, форма работы, детское творчество, методическая деятельность, методическая продукция.

Похожие статьи

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Интеграция теоретических и практических психолого-педагогических знаний как средство совершенствования профессиональной подготовки будущих инженеров — педагогов

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Похожие статьи

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Интеграция теоретических и практических психолого-педагогических знаний как средство совершенствования профессиональной подготовки будущих инженеров — педагогов

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации