Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»
Автор: Долгих Елена Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 21.04.2014
Статья просмотрена: 273 раза
Библиографическое описание:
Долгих, Е. Н. Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа» / Е. Н. Долгих. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5550/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной системы.
Ключевые слова: система «Диалог», учебно-методическая система, процесс обучения, деятельностный подход, проектирование обучения.
Выбор инновационного типа развития дистанционного обучения, обусловлен созданием и внедрением обновленных Учебно-методических комплексов в практику работы общеобразовательной школы, появлением новых образовательных технологий, позволяющих повышать качество обучения школьников. В связи с этим растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии страны порождают массовый спрос на квалифицированных специалистов в области образования и их осведомленность об учебно-методическом потенциале ведущих издательств страны. Переход на новые федеральные стандарты, увеличение числа учебной литературы и недостаток методической подготовки учителей, все это вызывает недоверие к качеству издаваемых УМК.
Реализация политики по реформированию российской системы образования предполагает существенное повышение требований к образовательным учреждениям и педагогическому составу готовому к внедрению ФГОС на всех уровнях образования. Осуществление проектов в рамках модернизации образования связано с концентрацией ресурсов структур, осуществляющих подготовку и переподготовку работников образования, в том числе и с помощью дистанционных технологий. Актуальной данная деятельность остается и для Издательства «ДРОФА», в котором в настоящее время имеется направление «Дистанционная школа учителей».
«Дистанционная школа учителей» — это возможность бесплатно получить квалифицированную методическую поддержку, познакомиться с УМК издательства.
Система дистанционной методической поддержки издательства «ДРОФА» позволяет современному педагогу повысить свою профессиональную компетентность без специальных командировок, отпусков, совмещая обучение с основной деятельностью.
Цель «Дистанционной школы учителей» издательства «ДРОФА» — оказание педагогам теоретической и практической поддержки:
1) в осмыслении государственных приоритетов модернизации основного общего образования;
2) в понимании особенностей, назначения и функций ФГОС ООО;
3) в освоении особенностей построения предметных курсов и дидактического потенциала линий УМК как инструмента реализации ФГОС, в том числе посредством дистанционной формы взаимодействия.
На наш взгляд целесообразно развивать конкурентные отношения в области дистанционной подготовки, как механизма для продвижения продукции издательства, так как это служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах. Эффективность такой деятельности проверена временем, качеством подготовки и переподготовки кадров. Организация такого вида деятельности позволяет рассматривать дополнительное образование как одно из приоритетных направлений в продвижении продукции издательства «ДРОФА», как важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы его реализации в целях более гибкой траектории развития конкурентоспособности линий УМК издательства.
Сложившаяся в настоящее время в издательстве система повышения квалификации (Дистанционная школа учителей) привлекает внимание учителей школ, работников дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования инновационным подходом к реализации содержания программ повышения квалификации. Для внедрения программ повышения квалификации, как механизма продвижения продукции издательства методистам информационно-методического отдела важно было разобраться в том, как сделать школьный учебник более «привлекательным», какими способами можно изменить устоявшийся подход к организации выбора УМК и т. д.
Несомненно, возникает вопрос, каким образом можно реализовать данный проект?
Для реализации проекта на сегодняшний день в издательстве «ДРОФА» существует ряд сложностей. В таблице 1 представлены проблемы реализации дистанционного обучения и пути их решения.
Таблица 1
Проблемы реализации дистанционного обучения |
Пути решения |
Отсутствие лицензии на образовательную деятельность (наличие которой позволит привлечь большее число слушателей и тем самым даст возможность продвижения нашей продукции). |
Получение лицензии на образовательную деятельность (выдача слушателям взамен сертификатов, документа установленного образца, являющегося бланком строгой отчетности) |
Недостаточность кадрового потенциала для реализации современных программ повышения квалификации и необходимости обеспечения высокого качества проводимых занятий в системе ДО. |
Привлечение авторов, специалистов из РАО, преподавателей из ведущих вузов страны для проведения видео-лекций на условиях договора-подряда. |
Недостаточность конкурентоспособных программ повышения квалификации педагогов. |
Разработка программ повышения квалификации, ориентированных на продвижение линий УМК и ЭУМК издательства (весь спектр УМК) |
Отсутствие достаточных средств для обновления технической базы образовательного процесса. |
Привлечение средств за счет введения минимальной оплаты за обучение (этот фактор с одной стороны повлечет за собой отток слушателей, но увеличит число слушателей успешно окончивших обучение) |
Отсутствие возможностей для создания гибкой многофункциональной системы повышения квалификации с учетом приоритетов современных учителей. |
Выделение отдельной структуры в информационно методическом отделе. |
Система продвижения продукции издательства в Дистанционной школе учителей представляет собой совокупность взаимодействующих:
- учреждений дополнительного профессионального образования регионов РФ;
- структурных подразделений издательства «ДРОФА»;
- органов управления образованием регионов РФ.
Основные функции взаимодействующих структур издательства
Дистанционная школа учителей |
Информационно-методический отдел |
Отдел продвижения |
Редакция |
Изучение социального заказа и создание банка образовательных потребностей |
Проведение семинаров, тренингов, практикумов |
Взаимодействие с руководителями ИПК, ИРО |
Подготовка и тиражирование материалов сопровождающих образовательный процесс в Дистанционной школе учителей |
Формирование групп для организации курсов повышения квалификации |
Консалтингово-тьюторская деятельность и коучинг в межкурсовой период |
Заключение договоров с министерствами, департаментами, отделами образования регионов РФ о повышении квалификации учителей в дистанционной школе издательства |
|
Проведение комплексных (более 100 часов), тематических, целевых, проблемных (72 часа) курсов повышения квалификации в очно-дистанционной, очно-заочной, накопи-тельной, дистанционной формах |
Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта |
Организация мероприятий информационного характера |
|
Осуществление профессиональной переподготовки работников образования |
Сопровождение дистанционных курсов |
Формирование лояльности к программам дистанционного обучения |
Издательская деятельность |
Организация и проведение семинаров, тренингов, практикумов |
Проведение научно-практических конференций для методистов из регионов |
||
Проведение исследований по проблемам общего образования в плане продвижения продукции издательства |
Участие в проектах регионального и Всероссийского уровня |
||
Мониторинг качества образовательного про-цесса в Дистанционной школе учителей |
Участие в организации и проведении профессиональных конкурсов |
Целью предлагаемого обновления системы повышения квалификации является продвижение УМК и ЭУМК издательства, повышение их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а так же удовлетворение запросов учителей в повышении своего социального и профессионального статуса, выбор учителем УМК издательства и индивидуальной образовательной траектории и дополнительного образовательного пространства с целью повышения уровня своего профессионализма.
Важнейшей задачей в достижении поставленной цели является вариативность программ повышения квалификации, которая позволит создать адаптационные образовательные системы — механизм, направленный на осуществление различных образовательных доменов в едином профессиональном пространстве.
Система ДО обладает такими уникальными качествами как гибкость, быстрота адаптации к изменению условий рынка учебно-методической литературы, способность аккумулировать, обобщать и распространять передовой опыт в различных профессиональных направлениях, востребованных на рынке образовательных услуг. Такие возможности имеются у Дистанционной школы учителей, которая при необходимости может привлекать к работе с учителями квалифицированных специалистов (методистов информационно-методического отдела), а также авторов и преподавателей из ведущих вузов России.
Так же одной их задач ДО является реализация интерактивности, модульности, проектности, дистантности и непрерывности как факторов, обеспечивающих творческий, индивидуальный подход к продвижению линий УМК.
Кроме того в условиях интеграции появляются возможности для реализации модульных принципов построения программ, позволяющих учителю сделать осознанный выбор того содержания, которое будет востребовано в его многообразном труде.
Принципы построения системы дистанционного образования в Дистанционной школе учителей
- принцип мобильности образовательной среды — содержание дополнительного профессионального образования формируется на основе программ, структурированных по модульному принципу которые позволяют конструировать учебные курсы и семинары из вариативных (углубляющих) учебных элементов по различным проблемам современного образования, мотивационно-целевой модуль позволяет разработать учебно-тематический план совместно всеми субъектами образовательного процесса;
- принцип актуальности компетентностей — содержание и формы повышения квалификации связаны с теми компетентностями, которые востребуются в процессе труда учителя: психолого-педагогические, правовые, экономические, технологические и др;
- принцип непрерывности — постоянное вовлечение педагога в процесс непрерывного образования, самообразования, активизация потребности профессионального самосовершенствования;
- принцип ориентации на деятельностный подход — максимальное использование интерактивных методов в образовательной практике;
- принцип внутренней мотивации субъектов, самоопределения — профессиональная успешность педагога, тесно связанная с особенностями мотивации, с профессиональными и личностными интересами учителя, возможностью признания его достижений, профессионального роста
- принцип дифференциации — содержание и формы повышения квалификации определяются с учетом профессиональных уровней педагогов;
- принцип персонификации — повышение квалификации и методическая работа строится на основе профессиональных потребностей работников образования и опирается на анализ и самоанализ результатов деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- принцип добровольности — договорная система взаимодействия субъектов сети, основанная на проблемно-целевой, личностно ориентированной, персонифицированной ориентации.
Обеспечение перспективных потребностей системы общего образования в условиях перехода на ФГОС
Главной целью развития системы дополнительного образования в Дистанционной школе учителей является соответствие содержания социальному заказу и перспективным потребностям системы общего образования. Для реализации этой цели необходимо:
- создание банка образовательных потребностей на основе мониторинга;
- развитие направлений маркетинговой деятельности;
- разработка программ курсов повышения квалификации, направленных на реализацию социального заказа;
- включение в программы повышения квалификации модулей, отражающих современные потребности системы образования.
В таблице 2 представлены примерные программы повышения квалификации работников образования.
Таблица 2
Продвижение УМК и ЭУМК издательства, повышение их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг средствами новых образовательных программ
Образовательная программа |
Модули |
Трудоемкость, час |
Целевая аудитория |
Стратегия и организация учебной деятельности в системе современного образовательного учреждения |
Модуль 1. «Государственная политика в образовании». |
18 |
Руководители и заместители ОУ |
Модуль 2. «Современный УМК». |
18 |
Руководители и заместители ОУ, учителя предметники, библиотекари |
|
Модуль 3. «Современные информационные технологии в образовании». |
18 |
Руководители и заместители ОУ, учителя предметники, библиотекари |
|
Модуль 4. «Современные методы оценки качества подготовки обучающихся». |
18 |
Руководители и заместители ОУ, учителя предметники |
|
Современные подходы к планированию и организации воспитательного процесса в ДОУ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта |
Модуль 1. Организация образовательного процесса в ДОУ. Разработка и реализация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС. Педагогические технологии как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников. Внедрение в практику работы ДОУ программно-методического комплекса «Диалог». Организация деятельности дошкольников. Электронные образовательные ресурсы в ДОУ. |
36 |
Заведующие ДОУ, воспитатели |
Методологические и психолого-педагогические основы реализации современных подходов к преподаванию предметов естественнонаучного цикла средствами УМК издательства «ДРОФА» (на примере физики) |
Модуль 1. Теория и методика обучения предмету. Методы и приемы обучения физике. Формы организации учебных занятий по физике. Организация самостоятельной работы учащихся по физике. Проверка знаний, умений и навыков. Формирование познавательного интереса на уроках физики. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся физических понятий. Уровни обучения предмету. Современный урок физики. Обзор педагогических технологий и инновационных методов преподавания физики. Особенности преподавания физики в рамках профильного обучения. |
26 |
Учителя предметники (физика) |
Модуль 2. Трудные вопросы курса общей физики Трудные вопросы курса общей физики раздела «Механика». Трудные вопросы курса общей физики раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Трудные вопросы курса общей физики раздела «Электричество и магнетизм». |
12 |
Учителя предметники (физика) |
|
ИКТ-технологии в организации и сопровождении учебного процесса по физике |
Модуль 1. Современные компьютерные технологии в реализации обучения на основе УМК по физике издательства «ДРОФА» Разработка дидактических материалов с использованием программы Microsoft PowerPoint.Создание дидактических и методических материалов с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.Использование мультимедийной техники в учебном процессе.Графические редакторы и обработка видео. |
36 |
Учителя предметники |
Информатизация современного образовательного пространства и практическая деятельность педагога |
Модуль 1. Электронные образовательные ресурсы и их роль в организации учебного процесса. Рекомендации по внедрению и эффективному использованию электронных образовательных ресурсов. Использование ЭОР при подготовке к уроку. Использование ЭОР на уроке в ситуации «один компьютер — один ученик». Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «компьютер на рабочем месте учителя (с интерактивной доской)». Использование во внеурочной деятельности. |
36 |
Руководители и заместители ОУ, учителя предметники |
Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды школы |
Модуль 1. Электронный учебник как элемент образовательной среды Характеристика электронного учебно-методического комплекса: виды, структура, требования, достоинства, недостатки. Электронный учебник как компонент ЭУМК. Актуальность внедрения электронных учебников в процесс обучения на современном этапе. |
36 |
Руководители и заместители ОУ, учителя предметники |
Совершенствование методической деятельности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. |
Модуль 1. Психолого-педагогические предпосылки повышения познавательной активности младших школьников посредством использования образовательных технологий. Модуль 2. Формирование и мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе. Модуль 3. Развивающие учебные задания как средство формирования универсальных учебных умений младших школьников. Модуль 4. «Основы религиозных культур и светской этики» как средство духовно-нравственного развития младшего школьника». Модуль 5. Инновационная система «Диалог» как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в современной начальной школе. |
72 |
Учителя начальных классов |
Ключевые слова
деятельностный подход, процесс обучения, система «Диалог», учебно-методическая система, проектирование обучения., проектирование обученияПохожие статьи
Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России
В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...
Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результ...
Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации
В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения
В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обуч...
Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер»)
В работе описывается опыт использования многоуровневого ресурса сетевых технологий в активном взаимодействии преподавателя и учащихся. Обосновывается эффективность педагогического блога в процессе организации современного образовательного процесса и ...
Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности
Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...
Похожие статьи
Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России
В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...
Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результ...
Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации
В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения
В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обуч...
Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер»)
В работе описывается опыт использования многоуровневого ресурса сетевых технологий в активном взаимодействии преподавателя и учащихся. Обосновывается эффективность педагогического блога в процессе организации современного образовательного процесса и ...
Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности
Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...