Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения
Автор: Колбасина Лидия Витальевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 28.04.2014
Статья просмотрена: 285 раз
Библиографическое описание:
Колбасина, Л. В. Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения / Л. В. Колбасина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5553/ (дата обращения: 15.11.2024).
Все управление, в конечном счете, сводится
к стимулированию активности других людей.
Ли Якокка
Актуальность: Изменение в обществе, в политике, экономике неизбежно привело к смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований к компетентностям, формируемым в период обучения в средней школе. Государству нужны высококлассные специалисты, умеющие самостоятельно принимать решения, люди толерантные, коммуникабельные, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться на протяжении всей жизни.
Современные исследователи по-разному раскрывают сущность самостоятельной работы через описание либо путей руководства ее выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения; другими — как прием учения; третьими — как форма организации учебной деятельности. Исследователь А. В. Щербаков дает следующее определение, которое мы будем считать наиболее удачным: «Самостоятельная работа является разновидностью учебной деятельности обучающегося при опосредованном руководстве учителя, в результате которой закрепляются, углубляются, расширяются или осваиваются знания, умения и навыки, формируются потребности к саморазвитию и самосовершенствованию с использованием различных средств обучения и источников информации».
В нашем исследовании мы уделяем огромное внимание управлению познавательной самостоятельной деятельности обучающихся при помощи управленческих цепочек. Управление познавательной самостоятельной деятельностью обучающихся, как субъекта обучения проходит путь самосовершенствования через цель, заданную учителем, самостоятельное планирование, организацию собственной деятельности, стремится к получению новых знаний, умений и навыков.
Цель: разработать, апробировать и внедрить модель управления познавательной самостоятельной деятельностью обучающихся в процессе обучения биологии при помощи управленческих цепочек.
Объект: процесс управления
Предмет: процесс управление познавательной самостоятельной деятельностью обучающихся при помощи управленческих цепочек.
Гипотеза: управление познавательной самостоятельной деятельностью обучающихся будет эффективной, если:
— разработать и реализовать модель управления познавательной самостоятельной деятельностью обучающихся при помощи управленческих цепочек.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы и выявить эффективные способы её решения.
2. Разработать модель управления познавательной самостоятельной деятельностью обучающихся в процессе обучения биологии.
3. Экспериментально проверить в условиях средней школы.
4. Разработать методические рекомендации для учителей биологии.
Актуальность этой проблемы бесспорна, проблема управления самостоятельной деятельностью была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, т. к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам.
Возникает необходимость создания управленческой цепочки:
Мотивация → Целеполагание → Планирование → Организация исполнения → Надзор → Контроль → Оценка.
1. Среди всех мотивов учебной деятельности одним из основных является познавательный интерес, он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему разрешению различных ситуаций. Мы часто задаем себе вопрос: «Почему в наше время, в век информационных технологий многие обучающиеся относятся к учебе безразлично?»мы часто слышимжалобы том, что детей нет мотивации. Причин конечно множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, и потребностей учащихся. Перед учителем встает вопрос: Что является движущей силой мотивации, что ее формирует? Задача образования — опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для общества и самого человека сторону. Настоящее искусство учителя в воспитании и образовании состоит в том, чтобы умело влиять на идеалы, цели и мотивы ежедневного поведения школьника. Чтобы он хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый учитель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над собственным характером, над усовершенствованием мотивов собственного поведения». Таким образом — задача учителя — выявить мотивацию обучающихся и направлять ее в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально — успешного жизненного стиля обучающихся.
2. Эффективность урока во многом зависит от правильных постановок целей и задач, т. е. от целеполагания. Эффективность целеполагания определяется соответствием результатов обучения поставленным целям. цели должны быть понятны, осознанны и достижимы.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагания (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Процесс целеполагания — процесс трудоемкий и времяемкий — цели не рождаются по звонку на урок!Поэтому главная задача — это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. Целеполагания — это то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность, как педагога, так и ученика.
Как справедливо заметил Э. Хаббард: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». На первых этапах обучения предмету, учитель должен научить детей ставить перед собой цели учебной деятельности. И разрабатывать алгоритм их решения.
3. Планирование — это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и другие, с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организации в регионе, стране или в мире поставленных перед собой целей.
При управлении планированием учитель просит разбить работу на этапы, все предложения записываются на доске, и выделяются главные этапы, необходимые для решения. Таким образом, организованная работа помогает ребенку вычленять главное из необходимой информации. И найти самостоятельные пути решения различных проблемных ситуаций.
4. Учитель не принимает активного участия ни в выполнении никакого задания, ни в решении задач, но, тем не менее, он организует всю деятельность. Самостоятельная работа всегда характеризуется какими-либо результатами, к которым ученик всегда приходит самостоятельно. Этот результат, его ценность и такая значимость осознаются много острее и значимее по сравнению с теми, что получаются при совместной деятельности учителя и учеников. Результат работ всегда показывает не только уровень знаний, но и уровень самостоятельности школьника, наличие индивидуального стиля в его деятельности, присутствие творчества и нестандартного подхода к работе.
5 Надзор — это наблюдение с целью проверки, надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых визуально и документально и направленных на определение соответствия надзор и зоркость помогут нам не уклониться от цели и не отвлекаться от своего стремления. Для этого необходимо беспристрастно и терпеливо, доброжелательно и с уважением контролировать ребенка, пока он не станет разумным. Здесь любые надежды на чудо станут иллюзиями и приведут к трагедии и для учителей, и для самого ребенка, и для всего общества. Следует отметить, что понятие надзор разумное, если обратиться к биологии и вспомнить жизнь пчелиной семьи, то мы увидим, что все пчелы без указаний делают свое дело. Каждая пчела летит за медом к цветкам, а потом обратно в улей. Если им никто не указывает, что делать, значит, они совершают все действия сознательно, но тогда они должны присматривать друг за другом, осуществляя контроль над деятельностью пчел вокруг, иначе взаимопонимания им не достичь. Поэтому мы должны воспитывать у учащихся уверенность в своих действиях, и действиях товарищей, об общем порядке, едином для всех членов классного сообщества.
6. Самое серьезное внимание непременно нужно учителю уделять контролю всех результатов деятельности обучающихся. Каким бы простым на первый взгляд ни казалось выполненное задание, обязательно его надо проверить и проанализировать. Контролю должен подвергаться как характер, так и необходимая полнота и содержание выполненной детьми работы. Известно, что даже при грамотном и умелом руководстве со стороны учителя учащиеся могут допускать ошибки при выполнении любой работы, обеспечивающей самостоятельную деятельность школьника, они могут неправильно понять само задание. Необходимо от контроля перейти к самоконтролю. От оценки к самооценке для этого можно пойти репродуктивным путем, т. е. дать критерии оценивания, но лучше подойти к этому вопросу продуктивно и научить детей самостоятельно разрабатывать показатели которые будут оценивать выделения правильного признака самостоятельной работы. Таким образом, осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий. Как сделать оценку деятельности учащегося максимально объективной, понятной ему, способствующей включению внутренних мотивов учебной деятельности. Что нужно сделать, чтобы оценка из барьера, отделяющего ученика от учителя, семью от школы превратилась в союзника учителя, смогла объединить оба субъекта обучения. Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. На вопросе об отметке и оценке останавливаться не будем, скажем, что мы их разводим. На наш взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний, а также конечный результат учебной деятельности. При этом мы разводим оценку на текущем уроке и оценку итоговую (по отдельной теме, за четверть, триместр, год). В оценочной деятельности участвуют учитель, ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Оценке учителя всегда предшествует самооценка ученика. Учить ребенка самооценке — наиважнейшая задача на современном уроке. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Необходимо к данному вопросу подойти продуктивно и научить детей самостоятельно разрабатывать показатели которые будут оценивать выделения правильного признака самостоятельной работы. Таким образом, осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий.
Выполнение этапов управленческой цепочки приведет к способности:
1. Работать самостоятельно без постоянного руководства учителя;
2. Постановки проблемы и нахождения путей ее решения;
3. Анализа своей деятельности;
4. Работать в коллективе, группе, паре и индивидуально;
5. Осваивать новые знания по собственной инициативе.
А также ускорит переход от управления процессом обучения к самоуправлению.
Литература:
1. Воронин А. С. Самостоятельная работа. Студентов. Учебное электронное текстовое издание, Екатеринбург. 2005.
2. Плигин, А. А. Познавательные стратегии в организации школьного образования и развитие личности школьников / А. А. Плигин // Мир психологии. — 2007. — № 4. — С. 159–173. (1,2 п.л.)
3. Плигин, А. А. Образовательная технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников / А. А. Плигин / Химия в школе. — 2008. — № 1. — С. 27–31. (0,3 п.л.)
4. Плигин, А. А. Развитие умений учиться / А. А. Плигин // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 1. — С. 32–34. (0,2 п.л.)
5. Плигин, А. А. Образование для ученика и для педагога / А. А. Плигин // Народное образование. — 2008. — № 2. — С. 191–197. (0,6 п.л.)
6. Плигин, А. А. Обеспечение развития и саморазвития школьников в образовательном процессе / А. А. Плигин // Акмеология. — 2008. — № 2. — С. 92–100. (0,6 п.л.)
7. Пидкасистый П. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. (учебное пособие). Издательство: М., Педагогическое общество России, 2005
Похожие статьи
Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений
В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.
Похожие статьи
Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений
В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.