Экологическое воспитание дошкольников
Автор: Андриянова Маргарита Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 30.04.2014
Статья просмотрена: 324 раза
Библиографическое описание:
Андриянова, М. Н. Экологическое воспитание дошкольников / М. Н. Андриянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5564/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дошкольное детство — период, когда ребёнок только начинает осознавать своё место в мире людей и в мире природы. Поэтому экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на развитие у них качественно нового взаимодействия с миром природы. В основе такого взаимодействия лежат экологические знания и представления, в частности представления о живом организме, о связях в природе и социуме, о многообразии ценностной природы. Осваивая экологические знания, ребёнок начинает понимать необходимость экологически правильного отношения к природе. Через познание природы происходит обогащение духовного мира дошкольников, развитие их эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств. Важная роль эмоций в воспитании дошкольника объясняется особенностями его психического особенностями его психического развития, так как нравственность воспитывается у ребёнка, по словам Гегеля, прежде всего как чувство. Эмоциональные переживания, связанные с познанием природ, обеспечивают становление мотивов экологически целесообразной деятельности детей, развитие способности соблюдать правила и нормы поведения в окружающем; расширяют созидательные возможности дошкольников в труде экологического содержания.
Основными содержательными аспектами экологического воспитания дошкольников, таким образом, выступают познавательный, эмоционально — ценностный и деятельностный, что обеспечивает в результате не только формирование экологической воспитанности, но и целостное развитие личности дошкольника.
В своей работе перед собой ставила следующие задачи:
1. Формирование у детей элементарной системы знаний, которая включает знания об её объектах и явлениях природы (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений
3. Формирование у детей любви к природе и необходимости охраны природы.
В группе и на участке детского сада создала предметно-развивающую среду, где имеется необходимый минимум комнатных растений, на участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями разбит огород, цветник, посажены деревья, кустарники. Объекты наблюдения (кролик, кошка, попугай, хомяк и др.) приносят родители в день наблюдения. Какие объекты нам понадобятся, родителям сообщаем заранее в начале месяца. Если эти объекты есть у родителей дома, то сложностей не встречаем. Но если нет необходимого живого объекта, то родители стараются спросить у знакомых, друзей. В этой работе родители становятся энтузиастами, потому что видят отдачу в поведении своих детей к природе.
Чтобы повысить эффективность экологического воспитания дошкольников, использую различные формы и методы: непосредственно образовательная деятельность по экологии; экологические экскурсии; экологические конкурсы; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; коллекционирование; экологические праздники; экологические игры; Экологические сказки; инсценировки. Интересно проходят соревновательные игры, где принимают участие и родители (КВН, экологическая викторина, поле чудес). Такие игры стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. А самое главное, что дети получают эмоциональный заряд, родители становятся нашими проводниками знаний детей дома.
Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Закрепление полученных знаний детей практикую через дидактические игры. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребёнка путём самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде («Кто где живёт?», «Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом», «Живое — неживое» и т.п.). Содержание дидактических игр соответствует Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, вв. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2011 года.
В свободное время вниманию детей предлагаю игры — ребусы. В этих играх развивается интеллект ребёнка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умение классифицировать и моделировать материал, комбинировать его, прогнозируя результаты. Экологическое воспитание включаю в разные виды деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом в воспитании экологической культуры. Это — путешествия, экскурсии на природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально — моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передал из поколения в поколение русский народ. Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Мои воспитанники с огромным интересом смотрят на мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Поэтому я удивляюсь вместе с ними, учу не только смотреть, но и видеть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Свои впечатления дети отображали на непосредственно образовательной деятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — о ней не заботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета. Работая с природным материалом, ребята припоминали, с какого дерева шишка, жёлудь, сухая веточка, листочки, какими они были раньше, зачем нужны деревьям, кому ещё необходимы.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листьев, вой ветра, шум дождя). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, грибка, цыплёнка, капельки воды… Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.
Большую действенную помощь мне оказывают родители. Я приглашаю родителей на непосредственно образовательную деятельность и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а активными участниками. Провела родительское собрание на тему»» Природа детям, анкетирование родителей, предложила им список литературы о природе для чтения детям. С удовольствием и творчески родители помогали благоустраивать территорию садика: высаживали деревья, цветы, кусты, ведь самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей.
В результате у детей сформированы знания, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Дети правильно относятся к природе, бережно обращаются с живыми существами, причём понимают, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. У детей сформированы знания о смене дня и ночи, о типичных погодных условиях, характерных для Краснодарского края, устанавливают причины сезонных изменений, соотносят состояние погоды с тем или иным временем года. Дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение — это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям