Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ
Автор: Земскова Юлия Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 06.05.2014
Статья просмотрена: 5362 раза
Библиографическое описание:
Земскова, Ю. А. Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ / Ю. А. Земскова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5565/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, экономическая и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека.
Повышенная любознательность, стремление к самостоятельности нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе и т. д.
Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.
Изучив программу «Детство» В. И. Логиновой у меня возникла необходимость дополнить раздел «Безопасность» программы с учётом условий нашего детского сада а также психологических и физиологических возможностей детей моей группы и имеющейся развивающей среды в группе. Адаптировать её к использованию с учётом регионального компонента.
Исходя из актуальности данной проблемы, я разработала авторскую программу «Безопасная дорога детства» (обеспечение жизнедеятельности и безопасности детей).
Цели этой программы:
- освоение знаний;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаи их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
Программа разделена на четыре блока:
1. Правила обеспечения безопасности дорожного движения:
- дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители;
- дорога и её составные части;
- правила безопасного поведения пешехода на дорогах;
- правила поведения пассажиров транспорта;
- правила безопасного поведения велосипедиста на дороге;
2. Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре:
- причина возникновения пожара в жилых домах;
- правила безопасного поведения при пожаре в доме;
- способы эвакуации;
- опасность, возникающая при нарушении правил общения с электрическими и электронными приборами
3. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни:
- движение — естественная потребность организма;
- физическая культура и закаливание;
- личная гигиена;
- роль витаминов на здоровье;
- лекарственные растения, ядовитые растения;
- правила поведения на природе;
4. Профилактика терроризма:
- правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде;
- правила обеспечения сохранности личных вещей;
- правила безопасного поведения в социуме;
- правила поведения при нахождении незнакомых предметов, вещей.
Блок «Правила обеспечения безопасности дорожного движения».
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игр — занятий. Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят я осуществляла на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно — образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдавала индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.
Данная работа велась через:
- организационную деятельность детей — занятия, занятия — проекты, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей — драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободную самостоятельную деятельность детей — сюжетно — ролевые игры. Чтобы достичь своей цели я разработала перспективный план на год в старшей и подготовительной группах.
Проводятся совместные ситуационные игры: «Служба спасения», «Телефон доверия», которые помогают осмысливать правильное решение в экстремальной ситуации, воспитывают желание помощь другому человеку.
С детьми проводила разнообразные занятия, например, такие как:
1. «Улица полна неожиданностей».
2. «Беседа о правилах дорожного движения».
3. «Дорожные знаки».
Также в своей работе использовала и художественную литературу.
Дети с удовольствием играют в игры:
Развивающие игры: «Виды перекрёстков», «Улица города», «Угадай, какой знак», «Сложи дорожный знак», «Дорожные знаки».
Подвижные игры: «Будь внимательным», «Жесты регулировщика», «К своим знакам», «Весёлые пешеходы».
Сюжетно-ролевые игры: «Регулировщик», «Больница», «Служба спасения» и т. д. Дети с удовольствием участвовали изготовлении атрибутов.
Вместе с детьми мы сделали макет «Азбука дорожного движения». Разработала кроссворды и ребусы, где дети с интересом их решают. На территории детского сада сделала разметку. Также подобрала серию картин и предлагала найти правильное решение в той или иной дорожной ситуации.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закреплять дома в семье.
Для решения поставленной задачи был создан актив, состоящий из педагогов и родителей. Наше сотрудничество началось с изучения знаний и умений родителей.
В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению. Для этого я проводила с родителями беседы и собрания на темы:
1. «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют».
2. «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов».
3. «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения».
Также советовала прочитать детям следующие произведения: Маршак «Мяч», Михалков «Дядя Стёпа», Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», Гальперштейн «Трамвай и его семья».
Я считаю, что несчастных случаев на дороге будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, во дворе дома. Вовремя сделанное замечание о том, как себя вести на улице, может сохранить ребёнку здоровье и жизнь.
Блок «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»
Очень серьёзно следует относиться к пожарной безопасности. Поэтому и этот вопрос я не обошла стороной. Я формировала у детей интерес к проблемам собственной безопасности; основы пожарной безопасности. Для этого создавалась предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячная работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изобразительную деятельности.
Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несёт огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.
Проведение занятий сопровождала показом открыток, картин, плакатов, рассказом. Дети знакомились с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Постоянно напоминала, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, рассматривали макет спичечной коробки со спичками, объясняла их устройство и назначение.
Такая форма работы, как развлечение помогла усвоить правила пожарной безопасности и поведения при пожаре, закрепляли номер — 01 — в игре, используя детский телефон, вызывая пожарную команду.
Блок «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»
Мы организовали в группе клуб «Здоровая семья». Работа клуба проходила под девизом: «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребёнка».
Цель клуба: привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях; формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
Большую помощь в планировании проведении такой работы мне оказало анкетирование родителей (темы анкет «О здоровье всерьёз» и «Условия здорового образа жизни в семье»). Оно помогло узнать об их физическом развитии в семье и наиболее важных темах, которые интересуют родителей. Я обсуждала с родителями проблемы формирования физической культуры в семье, возможности повышения эффективности этой деятельности, изучали инновационные технологии по оздоровлению детей и их применение для снижения детской заболеваемости. Также обсуждали о важности соблюдения режима дня, закаливании, рациональном питании.
В процессе работы были оформлены стенды: «Мы хотим быть здоровыми» (фотографии детей, занимающихся физкультурой, играющих в подвижные игры и т. д.);
«Лекарственные травы» (гербарий, книги на эту тему, иллюстрации лекарственных трав и т. д.)
Блок «Профилактика терроризма и чрезвычайные ситуации»
Этот блок предназначен для того, чтобы привить навыки безопасности в домашней обстановке, исключить какие — либо вредные воздействия на ребёнка, научить правилам поведения в экстремальных ситуациях. А также, как показывает практика, дети плохо знают, как вести себя при общении с посторонними людьми. Эта проблема вытекает из того, что родители несколько упускают этот момент в дошкольном возрасте, а в дальнейшем считают такие нормы усвоенными. Однако на деле, оказывается, что в знаниях по этому вопросу у детей имеется пробел.
Например, в этом блоке используются ситуации «Если ты один дома». Суть ситуаций через наглядное пособие научить общению с различными людьми: родственными, посторонними. При этом делается акцент на закрепление определённых правил этого общения: вежливости, корректности, осторожности. Незнакомым людям лучше сказать: «Я вас не знаю» и закончить диалог.
Вся работа отражалась в продуктивной деятельности детей. В рисунках дети отразили своё восприятие и понимание правил безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, вся проведённая работа дала положительные результаты. У детей появилось желание расширить свой кругозор по данной теме, стремление выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. У них появилась потребность утвердиться в своём отношении с окружающей действительностью, следовать правилам поведения в определённых ситуациях.
Совместными усилиями с родителями пришли к выводу, что благоприятные условия, созданные в семье и дошкольном учреждении, способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, и снижению заболеваемости детей.