Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»
Автор: Волкова Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 05.05.2014
Статья просмотрена: 714 раз
Библиографическое описание:
Волкова, И. А. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина» / И. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5570/ (дата обращения: 19.12.2024).
Наша страна переживает достаточно сложный период, когда на смену таких общечеловеческих ценностей как семья, любовь, уважение к истории своей страны и своего народа пришли новые ценности: культ денег, насилия, потребительской культуры. Это очень серьезный показатель кризисного состояния общества. Без восстановления морально — нравственных идеалов невозможно и возрождение российского общества. У нашего народа всегда, во все времена на первом месте стояли уважение к семье и чувство любви к своей Родине, своему Отечеству. Воспитание этих чувств начинается с самого раннего детского возраста, и в очень большой мере зависит именно от семьи. К сожалению, воспитательная функция современной семьи практически не реализуется. В наше время родители уделяют все свое внимание материальной стороне, совершенно не заботясь о том, чтобы воспитать из маленького человечка настоящего гражданина, патриота своей страны.
Социальное исследование, проведенное среди родителей в текущем 2014 году, показало, что 70 % родителей не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию своих детей (не читают сказки, былины, не посещают памятники Великой Отечественной войны, не водят детей на выставки и в музеи и т. д.); подавляющее большинство родителей не знают государственных праздников, отмечаемых в нашей стране, 65 % родителей не имеют представления о народных традициях, обычаях или имеют крайне поверхностные знания об их смысле и содержании. При этом 100 % родителей согласны с тем, что патриотическое воспитание ребенка важно и нужно. Социологическое исследование среди родителей показало возросший интерес к проблемам отечественной истории, до 72 % опрошенных указали на необходимость проведения мероприятий по приобщению к историческим и культурным традициям нашего народа и выразили желание принять в них участие.
Из всего вышесказанного следует, что возникла острая необходимость в разработке и реализации на практике программы, способствующей формированию у воспитанников осознания своей сопричастности к нашему народу, чувства уважения к своему Отечеству, гордости за свой народ. Героическая история нашей области дает богатейший материал для реализации поставленных программных целей. Педагогическим коллективом нашего детского сада была разработана программа «Моя малая Родина»
Реализация настоящей программы преследует цель решения проблемы: привить детям любовь и уважение к своей стране, своему народу, его героическому прошлому, познакомить воспитанников с богатейшей культурой нашей страны, активно привлекая к сотрудничеству родителей, делая семью соучастницей воспитательного процесса. Педагогами были намечены следующие задачи: формирование у детей представления о семье как начале Отечества, уважения к семейным ценностям; знакомство дошкольников с традициями и обычаями родного края, своей малой Родины; создание условий для формирования у детей чувства гордости за подвиги своих земляков, чувства причастности к истории своей страны и своего народа.
Реализация в целом программы «Моя малая Родина» предусматривает следующие этапы деятельности: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап охватывает период времени с июня по сентябрь текущего года и предусматривает следующие мероприятия:
1. Диагностика интересов, потребностей, запросов детского и родительского коллективов (методы наблюдения, социального опроса, анкетирования детей и родителей.)
2. Постановка цели и первоочередных задач духовно-нравственного и патриотического воспитания.
3. Разработка основных направлений и мероприятий по осуществлению данных задач.
4. Педагогическое совещание работников МБДОУ по вопросу реализации программы «Моя малая Родина».
5. Создание творческой группы из воспитателей и родителей для координации осуществления программы.
6. Анализ материальных возможностей и творческого потенциала МБДОУ, которые возможно использовать при реализации программы.
7. Установление связей с организациями и учреждениями, которые могут оказать творческую, научную, методическую, материальную и другую помощь в ходе реализации программы.
Основной этап охватывает период времени с октября по август учебного года. Именно в этот период осуществляется практическая реализация основных направлений программы. В рамках программы «Моя малая Родина» разработано 3 раздела, каждый из которых, представляет отдельную самостоятельную подпрограмму, рассчитанную на определенную возрастную категорию воспитанников. Каждый ребенок, переходя из одной возрастной группы в другую, одновременно переходит из одного модуля-подпрограммы в другой, приобретая новые знания об истории нашего города и края, своей малой и большой Родины, все полнее приобщаясь к духовно-нравственному и культурному наследию нашего народа. Таким образом, средняя возрастная группа проходит обучение по модулю «Традиции и обычаи нашего края». Дети старшей возрастной группы обучаются по модулю «Родная земля Волгоградская». Подготовительная группа — «Герои земли Сталинградской».
«Традиции и обычаи нашего края» — этот раздел программы реализуется с участием педагогов детского центра «Олимпия», сотрудников православного Центра «Жизнь», сотрудников библиотеки № 6 и рассчитан на детей 4–5 лет. Реализация раздела ставит цель первичного погружения детей в мир родной истории, родной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством, ремеслами, особенностями народного костюма и фольклора, семейными праздниками, знакомство с основами православной культуры.
«Родная земля Волгоградская». Этот раздел особенно важен в воспитании маленьких волжан. Патриотизм и любовь к Родине начинается, прежде всего, с любви, уважения и знания своей малой родины — своего родного города. Этот раздел программы рассчитан на дошкольников 5–6 лет и знакомит детей с историей, природой своей малой родины — города Волжского и Волгоградской области. Раздел включает в себя историю казачества, историю города-героя Волгограда, историю нашего города Волжского, знакомство с их архитектурными и историческими памятниками, символикой родного города и области. Цель данного раздела — не только дать знания детям, но воспитать в них чувство гордости за свой город и родной край.
«Герои земли Сталинградской» — этот раздел рассчитан на детей 6–7 лет и включает в себя следующие темы: подвиги защитников родной земли, история Великой Отечественной войны, Сталинградская битва, знакомство с ветеранами ВОВ. Этот раздел имеет особое значение для воспитания в детях чувства гордости за героев нашего народа, что является основой чувства патриотизма.
Заключительный этап. В ходе работы по реализации программы складывается сотрудничество родительского и педагогического коллективов, создаются творческие группы, ориентированные на определенный вид деятельности: теоретическая, оформительская, подготовка сценариев, рукоделие, изготовление поделок (народные промыслы). Родители постепенно становятся не только зрителями, но и активными участниками единого образовательного пространства семья — детский сад. Поэтому, при создании Программы, педагоги много внимания уделили таким формам работы как ярмарки, театрализованные представления, тематические праздники, родительские гостиные и др. Семья должна стать активным помощником детского сада. В ходе реализации Программы планируется создание таких условий, при которых дети не только получат новые знания, но и смогут развивать различные способности. Таким образом, ожидаемым результатом осуществления Программы будет достижение как воспитательных, так и развивающих целей в области формирования социально-личностных компетенций, что является одной из важнейших задач в реализации ФГОС.
Для наиболее успешной реализации программы педагогами детского сада разработана система организации управления и контроля за ходом реализации программы.
Заведующий МБДОУ осуществляет общий контроль за реализацией Программы.
Старший воспитатель осуществляет общее руководство реализацией Программы, устанавливает связи с различными учреждениями и организациями города, осуществляет методическую помощь педагогам МБДОУ.
Педагоги МБДОУ разрабатывают сценарии мероприятий, подбирают необходимые материалы, осуществляют оформительскую работу, вовлекают родителей в активную деятельность по реализации программы, обеспечивают реализацию программы на уровне своей группы, разрабатывают и проводят занятия по совместной познавательной деятельности, тематические праздники, экскурсии.
Сотрудники МУКСДЦ клуб «Олимпия» совместно с педагогами МБДОУ реализуют 1 раздел Программы «Обычаи и традиции нашего народа».
Городской Православный Центр «Жизнь» оказывает помощь педагогам МБДОУ в ознакомлении детей с основами православной культуры.
Педагог — эколог МБОУ ДОД ДТДМ проводит кружок «Юный эколог», где знакомит детей с природой родного края, оказывает консультативную помощь педагогам МБДОУ.
Педагоги МБОУ СОШ № 13 совместно с педагогами МБДОУ организуют и проводят совместные мероприятия, игры, соревнования в рамках реализации программы.
Сотрудники краеведческого музея истории города оказывают помощь педагогам МБДОУ в реализации разделов Программы «Родная земля Волгоградская», «Герои земли Сталинградской».
Сотрудники казачьего музея оказывают помощь педагогам МБДОУ в реализации разделов Программы, знакомящих с историей, жизнью и бытом донского и поволжского казачества.
Сотрудники музея «Оборона Заволжья» оказывают помощь педагогам МБДОУ в реализации разделов Программы, посвященных истории Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы, героям Сталинградской битвы, нашим землякам — героям войны.
Сотрудники выставок, библиотеки № 6 и других культурно-просветительских учреждений нашего города оказывают помощь педагогам детского сада в реализации разделов Программы, знакомящих с бытом, традициями, народными промыслами нашего народа.
Педагогами разработана оценка эффективности реализации программы:
1. Формирование у детей чувства гордости за принадлежность к своему государству, своему народу.
2. Формирования у детей чувства гордости за подвиги своих земляков, чувства причастности к истории своей страны и своего народа.
3. Овладение воспитанниками знаниями о традициях и обычаях своей страны, своего народа.
4. Формирование устойчивого интереса у детей к истории своей страны и своей малой Родины.
5. Вовлечение семьи, родителей в воспитательный процесс, формирование общих семейных интересов.
6. Формирование у детей представления о семье, как части большого народа.
Программа «Моя малая Родина» относится к числу программ духовно — нравственного и патриотического воспитания молодежи. Для оценки эффективности выполнения разделов программы используются показатели разных категорий — патриотический, гражданский, социальный. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов.
Таким образом, рассматривая ожидаемые эффекты как интегральный показатель для оценки эффективности выполнения Программы, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на следующие основные группы: патриотический, гражданский, социальный.
Основной патриотический эффект будет состоять в формировании у ребенка патриотических чувств за принадлежность к своей семье, городу, краю, государству, народу.
Основной гражданский эффект будет состоять в овладении детьми знаниями о традициях и обычаях своей семьи, города, края, страны, активно реализовывать права гражданина своей страны.
Реализация социального эффекта позволит вовлечь семью в воспитательный процесс, что повлечет за собой активное участие родителей в жизни детского сада и проявлении заинтересованности во взаимодействии со своим ребёнком, проведении с ним досуговой деятельности, воспитании. Ребенок и родители станут одной целой частью для передачи последующим поколениям культурного наследия, традиций, обычай, истории своей семьи, края, народа.