Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы
Автор: Хитрова Алёна Витальевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 28.04.2014
Статья просмотрена: 994 раза
Библиографическое описание:
Хитрова, А. В. Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы / А. В. Хитрова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5575/ (дата обращения: 19.12.2024).
Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает в городе или селе, его психологический мир приобретает определенное своеобразие.
Исследование психологических особенностей жителей села актуально тем, что сельские школы составляют более 70 % от общего числа школ в России, в которых продолжает получать образование более шести миллионов учащихся, поэтому становится более чем очевидной ответственность как педагогов за качество образования сельской молодежи, так и учебных заведений, готовящих кадры для села, ибо образование — это залог прогресса и благосостояния сельского населения.
Воспитательная система сельской школы имеет ряд особенностей, обусловленный её удалённостью от культурных центров, численностью и составом педагогического коллектива и контингента обучающихся, особенностями режима работы, организации учебно-воспитательного процесса и учебно-методической обеспеченности и т. д. Л. К. Гребенкина и Н. В. Мартишина в этой связи справедливо указывают: «При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом». [1, с.31]
На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. В отличие от городской школы, сельская школа приспосабливает под себя социальную среду, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.
В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
Другая, негативная, сторона особенного положения сельского учителя, по сравнению с городским, заключается в том, что на селе учитель не всегда имеет возможность получить современную необходимую методическую консультацию, в школах нет школьного психолога, у многих учителей мало времени на методическую подготовку, что отрицательно отражается не только на самосовершенствовании и культурном развитии, но и на воспитании детей подростков.
Поскольку центром всей воспитательной работы на селе является школа, то возможности педагогического влияния на детей, включения их в социально значимую деятельность выше, чем в городской. В этой связи возрастает ответственность педагогов за результаты своего труда. Вероятно, поэтому хорошие сельские школы отличаются своими традициями, имеют свое лицо. Здесь ярче просматривается зависимость психологической атмосферы в школьном коллективе от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере определяет культуру села, его будущее.
Человек всегда живет, учится, работает вместе с другими людьми, он всегда является членом малых и больших групп и коллективов (семья, класс, студенческая группа, компания друзей и многие другие). Именно от того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить, и его успехи. А хорошо ему тогда, когда у него благоприятно складываются взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Основой психологического климата любой — самой малой и самой большой — группы, любого коллектива является желание и умение понимать другого человека.
Содержательный компонент понятия «психологический климат» характеризует совокупность всех психологических условий жизнедеятельности группы и представляет собой сплав рациональных суждений, различных видов настроений, преобладающих состояний коллективной воли. Это сложный спектр эмоциональных, интеллектуальных и волевых реакций, позиций и действий. [2]
Характерные особенности климата в коллективе: во-первых, он неодинаков в разных коллективах; во-вторых, он по-разному влияет на участников; в-третьих, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей. Отсюда вытекает задача целенаправленного формирования благоприятного климата коллектива. [3, c.4]
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
Эмоционально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции:
1. Стимулирует продуктивность совместной работы;
2. Определяет самочувствие личности в коллективе.
Любой ученический коллектив — социально необходимая система, к тому же принудительная, поскольку учебную группу не выбирают, этим обстоятельством подтверждается необходимостью специальной педагогической заботы об оптимизации психологического климата, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию.
Желание быть частью коллектива, участвовать в его повседневной жизни, сопереживать коллективным событиям, стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками позитивным образом влияет на формирование благоприятного эмоционально-психологического климата ученического коллектива, который обеспечивает каждому члену коллектива психологический комфорт и условия для успешной реализации своих творческих способностей.
Итак, психологический климат коллектива — решающее условие формирования психически здоровой и нравственно-активной личности учащегося. В нем на эмоциональном уровне отражаются складывающееся в коллективе отношения, характер делового сотрудничества и отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Недостаточное внимание к эмоциональной сфере жизнедеятельности коллектива, отсутствие целенаправленной и систематичной работы по формированию климата в нем приводит к различным негативным последствиям в развитии личности.
Также отметим, что эмоционально-психологический климат коллектива создается в результате сплочения и постоянного положительного настроя группы, сочувственного и дружелюбного отношения подростков друг к другу, их сопереживания коллективным событиям.
Следовательно, формируя эмоционально-психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива учащихся, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней.
Изучение эмоционально-психологического климата коллектива школьников сельской и городской школ, стало предметом исследовательской работы. В исследовании приняли участие ученики 8 класса СОШ с. Мирный и в СОШ № 1 пгт. Емельяново.
Анализ полученных результатов показал, что что уровень групповой сплоченности в коллективе школьников сельской школы несколько ниже, он составляет 11 баллов, что соответствует среднему уровню групповой сплоченности, чем в коллективе школьников городской школы, там уровень групповой сплоченности равен 12 баллам, что соответствует уровню выше среднего. Это означает, что в составе группы сформирована дружественная атмосфера, устойчивые межличностные взаимоотношения и взаимодействия, которые характеризуются взаимной притягательностью и удовлетворенностью членов группой.
Но, как показывает экспертное мнение учителей о групповой сплоченности ученического коллектива сельской школы, не все так хорошо. Среди учителей сельской школы была проведена методика, предназначенная для определения групповой сплоченности ученических коллективов. По полученным результатам было выявлено, что у данного коллектива низкий уровень групповой сплоченности. По мнению учителей, учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных. Коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся класса, так и на окружающих.
Таким образом, мы видим, что мнение учащихся о психологической атмосфере своего коллектива с мнением учителей практически не совпадают.
Отсюда следует, что делать выводы об уровне сформированности эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся опираясь лишь на результаты данных тестирования не вполне корректно. Вместе с тем, сравнительный анализ результатов изучения сформированности эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся городской и сельской школ подтверждает актуальность избранной темы исследования.
Литература:
1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.
2. Дьячкова Н. М. Формирование эмоционального климата классного коллектива, 2008г.
3. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.