Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила
Авторы: Хабибуллина Фарида Гаязовна, Куренова Наталия Александровна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 29.04.2014
Статья просмотрена: 752 раза
Библиографическое описание:
Хабибуллина, Ф. Г. Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5585/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная школа, переосмысливая задачи образовательного процесса, отмечает исключительно важную роль воспитательной работы. Роль школы, как института воспитания, значительно растет и становится востребованной. На первое место выходят: развитие личности ученика, как индивидуальности, создание условий для их успешного обучения и самореализации.
Семья и школа — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольных и школьных учреждений. Современная наука постулирует именно равенство педагогов и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных. Нужно заметить, что общение педагогов с родителями — это, прежде всего, общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т. е. начинается процесс воспитания.
Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому школа в своей деятельности ставит вполне определенные цели и задачи взаимодействия с семьей.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская — способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Задачи взаимодействия семьи и школы:
1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.
2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.
3. Привитие навыков здорового образа жизни.
4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.
5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Основные направления сотрудничества семьи и школы проявляются в следующем:
1. Единство требований к учащимся.
2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
3. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
4. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
5. Повышение педагогической культуры родителей.
6. Различные формы сотрудничества с родителями.
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
- гармоническое развитие ребенка;
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- помощь в социализации личности и ее самореализации;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекцию семейного воспитания;
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;
- защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:
- организацию секций, кружков, клубов, студий;
- совместные творческие дела;
- работу органов самоуправления;
- шефство над неблагополучными семьями, подростками.
В работе с родителями классный руководитель может использовать разнообразные формы:
- массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, дела и др.);
- групповые (родительский комитет, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);
- индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).
Родители — социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность, участвовать в школьной жизни. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей класса, анализирует, подводит итоги работы школы и семьи.
Формы работы с родителями:
1. Встречи за «круглым столом».
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4. Встречи с директором школы.
5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).
6. День открытых дверей.
7. Конференции отцов.
8. Совместные праздники.
9. Семейные конкурсы.
10. Посещение семьи.
Взаимодействие с родителями необходимо строить на основе таких идей-принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
- уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Всегда придерживаться мнения В. А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” — и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.
Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.
Существует и определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:
- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
- время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
- родители не должны ждать под дверью своей участи;
- необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
- родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
- в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
- если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
- если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.
Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов — проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.
Польза родительского комитета огромна, все мероприятия с участием родителей интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.
Взаимодействие воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение, так как семья как социальная общность не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она — главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамента будущей жизни человека.
Литература:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального
2. общего образования — М-во образования и науки Рос.Федерации — М.,Просвещение, 2010. -51с.
3. Коротаева Е. В. Духовно-нравственное воспитание. Народное образование. -2010г. -№ 4,с. 123–127.
4. Бордовская Н. В.,Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2009,-167с.
5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2009,-97с.
6. Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшкина Т. В. и др. Психология и педагогика. М.-Новосибирск,2008,-189с.