Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования
Автор: Митченко Татьяна Юрьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 06.05.2014
Статья просмотрена: 1350 раз
Библиографическое описание:
Митченко, Т. Ю. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования / Т. Ю. Митченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 174-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5598/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время система заочного обучения в стране во многом уступает очной форме и нуждается в серьезной корректировке. Для людей, нацеленных на результат, ответственных и умеющих работать самостоятельно, заочное отделение может быть весьма эффективным. Это подтверждает опыт работы отделения заочного обучения Якутского торгово-экономического колледжа.
Учебный процесс по заочной форме включает в себя следующие виды учебной работы:
- обзорно-установочные занятия;
- учебная работа студентов-заочников в межсессионный период по самостоятельному изучению предметов, выполнению домашних и курсовых работ согласно учебному графику;
- лабораторно-экзаменационные сессии;
- практическое обучение (практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности, стажировка);
- государственная итоговая аттестация.
При проведении обзорно-установочной сессии охват студентов обычно составляет 60–70 %. Студентам из арктических улусов задания высылаются в электронном варианте. В целях оказания помощи студентам при изучении дисциплин проводятся дни заочника.
Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям. Выявление трудностей, возникающих у студентов-заочников в период адаптации, определение путей их преодоления позволяет повысить академическую успеваемость и качество знаний.
Колледж придерживается следующих принципов организации работы с первокурсниками заочного отделения:
1) На первом организационном собрании обязательно знакомим студентов с правилами обучения в колледже, указываем на особенности заочного образования, рассказываем об особенностях предстоящего учебного семестра, знакомим с расписанием занятий, зачетов и экзаменов, даем рекомендации по выполнению межсессионных контрольных работ.
2) Принимая во внимание территориальную удаленность студентов, на сайте колледжа размещаем всю необходимую студентам информацию — расписание консультаций в межсессионный период, нормативные документы, образцы выполнения контрольных работ, электронные варианты методических пособий по дисциплинам.
3) В каждой группе проходят выборы старост, которые будут оказывать помощь сокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана.
4) В межсессионный период организовываем общие и индивидуальные консультации студентов с преподавателями, о расписании консультаций заранее оповещаем студентов, пишем письма.
5) Для облегчения самостоятельной работы студентов в библиотеке колледжа хранятся электронные варианты методических указаний для выполнения контрольных, курсовых работ с пошаговыми инструкциями, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
6) В период учебных сессий преподаватели максимально используют новые информационные технологии в обучении: презентации, слайд-лекции, метод проектов, компьютерное тестирование и т. д.
7) Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание преподавателей, методистов, администрации колледжа способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.
Производственная практика для студентов-заочников реализуется в полном объеме. Все этапы производственной практики, предусмотренные государственными требованиями, выполняются в учебной лаборатории и на базах практики.
Преддипломная (квалификационная) практика реализуется студентами по направлению колледжа. Базами практики являются кооперативные организации СПО «Холбос», торговые организации, предприятия индустрии питания, производственные предприятия г. Якутска и районов республики.
По результатам прохождения практики проводится защита отчетов в форме собеседования, конференции, встречи с работодателями и т. д. Практический материал накапливается в учебной лаборатории для дальнейшего использования на занятиях и прохождении практики.
По всем специальностям заочного отделения проводится итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация проводится по форме сдачи междисциплинарного экзамена в три этапа и защиты выпускных квалификационных работ.
Государственная итоговая аттестация включает в себя три этапа:
1. Теоретический.
2. Решение сквозной ситуационной задачи с использованием компьютерных программ по разным специальностям.
3. Решение профессиональной задачи и с использованием компьютерных программ по разным специальностям.
По итогам Государственной итоговой аттестации ежегодно отмечается качественная успеваемость свыше 50 %. Увеличивается количество выпускных квалификационных работ.
Члены государственных аттестационных комиссий отмечают хороший уровень выполнения работ, умение студентов работать с практическим материалом, умение анализировать и разрабатывать рекомендации по улучшению работы предприятий и организаций на материалах которых выполнялись выпускные квалификационные работы.
После анализа достоинств и недостатков заочного обучения можно сделать следующие выводы:
- заочная форма обучения и далее будет востребована. Что вполне естественно, так как всегда будут люди, которым необходимо совмещать работу и обучение;
- необходимо дальнейшее совершенствование содержания учебного процесса в заочных отделениях;
- необходимы специальные учебные и учебно-методические материалы для заочников, в частности более широкое привлечение интернет ресурсов, в частности дистанционного обучения;
- необходимо выстроить систему подотчетности между студентами и преподавателями (или руководством направляющего их предприятия). То есть каждый студент должен иметь возможность задать все интересующие его вопросы и получить на них квалификационный ответ;
- необходимо более плотное взаимодействие предприятий и учебных заведений, что даст возможность формировать группы обучения непосредственно из сотрудников предприятия, в данном случае мы будем иметь возможность строить изучение программы исходя из потребностей предприятия. Кроме того некоторые из сессий можно проводить на базе предприятия, что позволило бы выстроить взаимодействие между преподавателем и руководством обучающихся в колледже студентов.
Все эти шаги могут помочь в том, чтобы поднять заочное обучение на новый качественный уровень, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере инновационной экономики.