Саморазвитие одаренных детей младшего школьного возраста в новых образовательных условиях
Автор: Пашкова Алена Игоревна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 05.05.2014
Статья просмотрена: 263 раза
Библиографическое описание:
Пашкова, А. И. Саморазвитие одаренных детей младшего школьного возраста в новых образовательных условиях / А. И. Пашкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5609/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность саморазвития одаренных детей младшего школьного возраста продиктована изменениями в образовательном пространстве страны. Переход к новым образовательным стандартам несет за собой ряд проблем, которые обсуждаются во всей стране. Существуют сомнения в целесообразности нововведений.
Портрет выпускника продиктован стандартам требованиями современного общества. Мобильная, активная, креативная, всесторонне развитая, способная адаптироваться к любым изменениям личность — вот что необходимо России.
В новых образовательных стандартах существенно изменились требования к образовательной среде, в связи с тем, что у нее были другие цели и задачи, характерные «старому» обществу. Мир не стоит на месте, постоянно происходят изменения, образовательная среда не в силах справиться с новыми требованиями, целесообразно вносить коррективы. Ведется разработка современных способов формирования, функционирования и развития образовательной среды, которая будет направлена на создание условий для развития креативной личности.
В средствах массовой информации ведутся споры об образовании одаренных детей. Конечно, в условиях новых образовательных стандартов эта проблема не может остаться в стороне. Одаренные дети представляют собой огромный интерес для будущего развития общества, ведь они обладают способностями в различных видах деятельности. В настоящее время существует много программ и проектов для сопровождения и поддержки одаренной молодежи, но нет четкой системы для работы. Каждое образовательное учреждение, не смотря на усилия государства, справляется своими силами и не всегда хватает времени и терпения для подобного рода действий. Личность развивается в процессе самореализации. Так часто можно встретить не по годам развитых малышей, имеющих незаурядные способности, спустя годы, все это улетучивается, и остаются лишь рассказы родителей о прекрасном «особом» ребенке. Перед школой стоит задача помочь одаренному ребенку реализовать себя, для того, чтобы их способности не угасли, а продолжали развиваться.
Поддержка и развитие одаренных детей — одна из главных задач начального образования. Дети должны самостоятельно (при помощи родителей, законных представителей) выбирать дополнительные образовательные курсы, не зависимо от того какая образовательная программа в учреждении, где он обучается. Для учителей школ приоритетными должны быть интересы, познавательные потребности, психологические особенности обучающихся. Новые образовательные условия ставят перед учителями ориентир на предоставление возможности личности развиваться, реализовывать свои способности и образовательные потребности.
Считается, что только 1 процент людей в течение своей жизни реализуют свои способности. Школа должна обеспечить самореализацию каждому ребенку. И для этого у нее есть все шансы. Обучающийся должен верить в себя, иметь адекватную самооценку и уметь извлекать полезную информацию из любых ситуаций. Важно научить детей учиться и, видеть результаты своей работы [5]. Современная школа старается ориентироваться на раскрытие различных способностей обучающихся, но если этого не происходит, то уже у младших школьников наблюдается спад их активности. И причина этого в том, что школа не создает определенные педагогические условия для развития одаренных детей. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении урочной и внеурочной деятельности.
Начинать работу с одаренными детьми в школе необходимо с их выявления. В связи с этим возрастает роль социолога и психолога школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить различные способности и интересы обучающихся. Способных детей можно определить уже в начальных классах, далее их необходимо развивать, поддерживать и направлять. Например, во время урочной деятельности давать одаренным детям задания исследовательского характера, проанализировать что-либо, сделать вывод. Предлагать задания по выбору, что позволит детям выбрать свой уровень сложности и быть успешным в обучении [2].
Необходимо учитывать психологические особенности одаренных детей, важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, аналогией. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей [1].
Одаренные дети часто опережают в своем развитии одноклассников, они быстрее остальных усваивают учебный материал. В классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения. Одаренный ребенок должен самореализовываться, погружаться в работу с полной отдачей, активно мыслить и делать для себя открытия. На уроках одаренный ребенок должен совершенствовать свои знания по всем предметам, повышать уровень мотивации, развивать свои способности, как интеллектуальные, так и творческие, становиться исследователем, реализовывать себя. Выполнение всех этих условий является целью для учителя.
Для решения обозначенной цели учитель в своей работе может использовать: частично-поисковый метод работы, в который включается поисковая деятельность, различные задания творческого характера, логические задачи и нестандартные задания; исследовательский метод, содержащий научно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительными источниками информации; проблемный метод и проективный.
Для работы на уроках необходимо использовать разнообразные формы работы. Нетрадиционные уроки прекрасно дополняют учебный процесс, дети с удовольствием обучаясь играют. К таким урокам относятся: урок-КВН; урок-творческая мастерская урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. Классно-урочная форма работы в рамках ФГОС НОО, должна включать больше работы в парах и малых группах [4]. Это позволяет детям прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссы и развивать коммуникативные навыки. Новые образовательные условия предлагают для детей разноуровневые и творческие задания, каждый обучающийся сам оценивает свои силы, учитель лишь корректирует его выбор. Формой работы представляется и ролевая игра. Так же в работе необходимо использовать консультации, проводимые как учителем для одаренного ребенка, так и проводимые одаренными детьми для слабоуспевающих детей [6].
Чтобы процесс обучения стал более продуктивным, учителю необходимо придать уроку творческий, занимательный характер. На занятиях необходимо использовать различные информационные технологии: Интернет, компьютерные диски по предметам, электронные энциклопедии и приложения к учебникам, аудио и видеозаписи, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Современная система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, составлять планы и алгоритмы, а так же находить выход из любой ситуации.
Работать с одаренными детьми во время уроков недостаточно и тут нам на помощь приходят ФГОС НОО. В них прописано, что обучающиеся должны участвовать во внеурочной деятельности. Она организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание направлений каждая школа выбирает самостоятельно, предлагая родителям и ученикам на выбор программы. Каждый родитель (законный представитель) заполняет заявление с указанием выбранных дополнительных занятий. Недельная нагрузка ребенка по внеурочной деятельности не должна превышать десяти часов [4].
Данный вид деятельности помогает в самореализации, самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа открывает новое пространство, в котором дети могут развиваться творчески, интеллектуально, могут реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые часто остаются незамеченными во время уроков. Все это создает благоприятные условия для достижения успеха, что, несомненно, положительно сказывается на учебе [3].
Во время внеурочной деятельности учитель, может включать одаренного ребенка в различные виды деятельности, развивая его в своем направлении. Ребенок может оказаться, как в центре событий и выделиться среди одноклассников, так и посоревноваться с достойными конкурентами из параллельных классов.
Ориентация внеурочной деятельности на личность воспитанников активизирует их самореализацию, обеспечивая защиту от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, собственных комплексов, а так же психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития, психологического здоровья. Этому же способствует безоценочный характер внеурочной деятельности, обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями, свобода творческого самовоплощения в деятельности, многообразие курсов внеурочной деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы детей, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения, гибкость, профильность, разнообразие, индивидуализация форм и методов, используемых учителями и педагогами дополнительного образования.
Основная задача учителя — так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить основу для того, чтобы эти способности были реализованы.
Принципиально значимым в организации образовательного процесса с одаренными детьми является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах. Так же необходимо предлагать задания по поиску информации, что позволяет одаренным детям легко ориентироваться в окружающем мире, и выходить из ситуации затруднения, недостатка знаний.
Все вышесказанное — это всего лишь краткое описание работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата различными идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Правильно организованная и систематически осуществляемая деятельность по сопровождению одаренности развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно — исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одаренными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятой нормы, поиск нового способа решения.
Литература:
1. Бакетова З. Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы / З. Н. Бакетова. // Завуч. — 2008. — № 7. — С. 83–87.
2. Перфильева М. А. Направления работы с одаренными детьми в начальной школы. www.prodlenka.org
3. Степичева И. А. Одаренные дети: особенности работы с ними. // Педагогические науки / И. А. Степичева. // Педагогические науки. — 2009. — № 2. — С.49–50.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
5. Шелковская В. М. Поддержка и развитие одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности / В. М. Шелковская. // Одаренный ребенок. — 2012. — № 4. — С.80–84.
6. http://skachate.ru/pravo/7076/index.html?page=4