Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС
Автор: Кудрявцева Анна Григорьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 06.05.2014
Статья просмотрена: 13137 раз
Библиографическое описание:
Кудрявцева, А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС / А. Г. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 167-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5610/ (дата обращения: 15.11.2024).
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии».
Владимир Путин, 8 февраля 2008 г.
Потребность современной экономики и производства в специалистах среднего звена, способных широко использовать знания, полученные в стенах образовательного учреждения, детерминирует модернизацию всей системы профессионального образования.
Задачей профессиональной школы становится подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методами контроля, взаимозаменяемости, усовершенствования организации труда, а также методами, повышающими качество конечного продукта производства.
В связи с этим основной акцент делается на качество образования — характеристику, определяемую совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества, производства и государства. Результаты процесса обучения проявляются в знаниях, умениях, навыках студентов (они описаны в государственных стандартах и примерных программах).
Перед современным образованием стоит ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное содержание образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику профессиональной школы в его дальнейшей деятельности.
В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению. Сущность современного образовательного процесса заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формированию умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС имеют современные педагогические технологии формирования общих и профессиональных компетенций.
На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому обоснованию педагогических технологий, определяющих эффективность процесса обучения, а также требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Как правило, педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Педагогические технологии обучения — системные категории, структурными составляющими которых являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, субъект и объект (ученик- учитель), результат деятельности.
Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
К современным педагогическим технологиям относят:
- коллективные способы обучения;
- технологии личностно — ориентированного образования;
- технология знаково-контекстного обучения;
- игровые технологии;
- активные методы обучения;
- проблемное обучение;
- информационные технологии;
- программированное обучение;
- интегрированное обучение;
- модульное обучение;
- технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
- технология развивающего обучения;
- метод проектов;
- дистанционное образованиеи многие другие.
Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС СПО. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у обучающихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные оценки качества учебных достижений. В современном обществе, когда речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план выходят потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для решения этой проблемы, необходимо вовлекать каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя современные педагогические технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности, развития коммуникативной компетенции студентов, технологии, основанные на сотрудничестве, сотворчестве, где преподаватель выступает в роли партнера, координатора, консультанта. Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными формами проведения занятий.
В Нижегородском строительном техникуме более 86 % преподавателей используют современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе, причем, наряду с педагогами, имеющими большой опыт работы, их применяют и молодые преподаватели. Перечень используемых технологий, достаточно обширен:
- технология проектной деятельности;
- игровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология коммуникативного обучения (Пассов Е. И.);
- технология модульного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология педагогических мастерских;
- технология эвристического образования;
- индивидуальная образовательная траектория;
- технология активного обучения;
- технология анализа конкретных ситуаций (кейс — метод);
- здоровьесберегающие образовательные технологии
В целом по техникуму преобладают следующие технологии:
Технологией проектной деятельности — владеют практически все преподаватели (Сиухина О. Г., Шлыкова Е. П., Наследскова О. А., Зыкова Т.А, Теплова Л. Е., Туманина Н. И.), осуществляется разработка курсовых и дипломных проектов (на специальностях 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, 270101 Архитектура) 100 % выпускных квалификационных работ выполнены в форме проекта), классные руководители используют технологию проектной деятельности в рамках воспитательной работы со студентами. Выбор данной технологии не случаен. В соответствии с проектным подходом в обучении формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматривается как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Технология проектной деятельности развивает интеллектуальный и творческий потенциал, самостоятельность, способствует успешной социализации личности. Развитие проектировочных умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, так и профессиональных модулей обеспечивает условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии активно применяют в образовательном процессе Зыкова А. В., Нефедова А. В., Крутовцева Т. Ю., Авасов Н. В. и многие другие. Популярность вышеназванной технологии связана с тем, что современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В рамках реализации стандартов нового поколения особая роль отводится информатизации образования.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Педагог становится ключевой фигурой программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование. Следовательно, меняется профессиограмма преподавателя и уровень его профессиональной компетенции. Усиление роли информатизации в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей и студентов.
С целью развития познавательной деятельности, формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развития общих компетенций педагоги Якунина Е. Е., Кутасова Н. Н., Емельянова Е. А., Петрова М. Д., Котова Т. А. и другие используют на занятиях игровые технологии. Практика подтверждает эффективность применения игровых технологий в особенности на 1 курсах, поскольку они способствуют преодолению трудностей, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.
Технологии активного и проблемного обучения применяют в учебном процессе преподаватели Щербакова Р. Б., Рахубина Г. В., Суворова А. И., Розенштейн Г. С. и другие. Технологии направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитие самостоятельного творческого и профессионального проблемного мышления, развитие способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, а также аналитических, коммуникативных и других педагогических умений и рефлексивных способностей обучающихся.
Преподаватели Якунина Е. Е., Гусева Е. В., Федотова Л. В., Хохлова Е. В. успешно работают над развитием критического мышления студентов. Технология критического мышления предполагает развитие творческого мышления, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, высказывая при этом собственное мнение.
Здоровьесберегающие образовательные технологии играют особую роль в организации учебно-воспитательного процесса. Данные технологии формируют культуру здоровья, развивают мотивацию к осознанному отношению к здоровью, обеспечивают информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни. Их используют педагоги — Офицерова В. В., Смольянинов Ю. М., Петрова О. А., Комарова В. Л. и многие другие.
В образовательном процессе техникума преподавателями Рахубиной Г. В., Щербаковой Р. Б., Батковым Е. Н., Якутовой М. Ю., Устьянцевым А. А. реализуются технология анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), коммуникативного обучения, эвристического образования, педагогических мастерских, индивидуальная образовательная траектория, направленные на формирование у специалиста навыков анализа и критического мышления, развитие коммуникативных навыков, презентационных умений, умений эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, умение действовать в нестандартных ситуациях, осуществление саморазвития обучающегося, креативности, социальной компетенции, основанные на индивидуальном подходе к обучающимся.
Остановимся подробнее на двух, представляющих наибольший интерес, технологиях: модульное обучение и дистанционное образование.
1. Модульное обучение.
Модуль в переводе — «мера», функциональный узел. Вобразовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля, как целевого функционального узла, содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.
В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.
В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Целью модульно-компетентностной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и самостоятельности студентов. Главная идея этой технологии заключается в создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и многобалльное оценивание успешности обучения студентов.
Мы считаем, что модульно-компетентностное обучение при условии его правильного применения может являться средством формирования профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих существенных признаков: модульности, компетентности и рейтинговости. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков — категорий, входящих в понятие «компетенция».
В Нижегородском строительном техникуме реализуются ключевые принципы модульного обучения:
- Принцип динамичностиобеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности.
· Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
· Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
- Принцип действенностии оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
· Для достижения поставленных целей применяется междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности. (В состав МДК входят от двух — на специальности 101101 ГС) до 7 дисциплин — на специальности СЭЗС).
- Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
· При индивидуализации содержания обучения проводится исходная диагностика знаний (входной контроль).
· Проводится индивидуальный контроль после достижения определенной цели обучения.
В работе преподавателями используются активные методы обучения, широко применяются информационные технологии, студент сам принимает решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом обращается на индивидуальность студента; Так при подготовке студентов по специальностям 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, 270101 Архитектура студенты при выполнении дипломных проектов активно используют программу AutoCAD. В учебных планах этих профилей подготовки предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Инженерная графика», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и так далее. Студентами выполняются лабораторно — практические работы, курсовые работы, в ходе которых они приобретают навыки работы на компьютере с разными программами.
В лабораториях и мастерских техникума создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников.
В рамках реализации новых стандартов актуальность использования технологии модульного обучения возрастает, так как она содействует развитию самостоятельности студентов, обеспечивает индивидуализацию обучения, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Данную технологию применяют преподаватели Шлыкова Е. П., Сиухина О. Г., Наследскова О. А., Зыкова Т. А., Кривошеева Е. В. и другие. Так, на основе модульной технологии преподавателем Суворовой А. И. разработана программа дисциплины «Иностранный язык» на специальности «Архитектура».
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволяет оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов.
2. Дистанционное обучение.
Это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся, реализующейся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. Дистанционное обучение, по своей методологии претендует на отдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16) трактует дистанционные технологии как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологиях) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Дистанционное обучение вошло в XXI век как одна из самых эффективных систем подготовки специалистов высокого уровня. Оно позволяет реализовывать лежащие в основе ДО принципы: первый — «образование для всех», право каждого без вступительных испытаний начинать учиться и получить среднее или высшее образование; и второй — обучение при минимальном контакте с преподавателем, когда упор делается на самостоятельную работу.
Сегодня дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа-средств, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией, предполагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном.
Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов, участвующих в этом процессе, и насколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций.
Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Отсюда, необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучающемуся. Важно, чтобы обучающийся не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив обучающийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения обучающиеся должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при организации дистанционного образования, так как одним из условий успешности обучения является включение обучаемого в коллективную познавательную деятельность, дефицит которой вытекает из самого феномена дистанционного образования. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при итоговом тестировании).
Выделяют следующие особенности, присущие дистанционному образованию, которые можно рассматривать как несомненные плюсы данной технологии.
Гибкость. Обучающиеся, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, месте и в своем темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему индивидуально необходимо для освоения учебного курса, той или иной дисциплины и получения необходимых знаний по выбранному направлению.
Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждый учебный курс адекватен по содержанию определенной предметной области, что позволяет из набора независимых, но логически взаимосвязанных учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Тем самым появляется уникальная возможность, не свойственная традиционным формам получения образования, когда обучаемый формирует для себя учебный план, отражающий его индивидуальные предрасположения.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью или учебой.
Дистанционность. Расстояние между обучающимся и образовательным учреждением не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Массовость. Количество студентов не становиться критичным параметром. Все обучающиеся имеют полноценный доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (электронным библиотекам, информационным базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи.
Рентабельность. Это высокая экономическая эффективность дистанционного обучения. Оценка зарубежных и отечественных специалистов показывает, что дистанционное обучение обходится приблизительно в 1,5–2 раза дешевле других форм получения образования.
Социальность. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования, независимо от места и условий проживания и, в определенной мере, от материальных условий.
Интернациональность. Дистанционное обучение благоприятствует экспорту и импорту образовательных услуг.
Но при всем обилии положительных сторон у ДО есть и свои недостатки, основные из которых:
- недостаточное очное общение или отсутствие такового между студентами и преподавателем (происходит менее эффективная, безличностная передача знаний);
- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации;
- учащиеся не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением — иметь компьютер и стабильный выход в интернет;
- как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
- отсутствует постоянный контроль над обучающимися. Требуется наличие у студента сильной личной мотивации, умение учиться самостоятельно;
- обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за недостаточной квалификации специалиста;
- в дистанционном образовании основа обучения — письменная.
Одним из существенных недостатков дистанционного обучения, на наш взгляд, является «искусственное общение». Электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации.
Несомненным плюсом ДО является то, что инфокоммуникационные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, освобождая преподавателей от рутинных операций по разработке и сопровождению учебных материалов, упрощая процедуру контроля и другие процессы, которые можно автоматизировать [8].
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий, используемые нашими преподавателями:
- чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат — кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Возможность организовать чат-занятия предоставляют практически все, действующие на территории РФ, социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Facebook;
- веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype, ICQ, Mail.ruagent.
- телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Виртуальный классявляется пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, работающую в сети (локальной или глобальной). В качестве примера Виртуального класса можно привести Internet-сервис KMExpert — это Система оценки знаний, позволяющая выполнять on-line тестирование, аттестацию и обучение сотрудников организаций и интернет-пользователей. KMExpert поддерживает самонаполняемую пользователями Базу Знаний, содержащую обучающие и контролирующие тесты из различных областей знания и экспертные результаты оценки знаний для этих тестов. Система Moodle, очень гибкая свободная система дистанционного обучения, с огромным набором встроенных возможностей и поддержкой дополнительных модулей, так же поддерживает возможность организации телеконференции.
Отметим, что система дистанционного образования — это хороший, актуальный и высокоэффективный инструмент в руках опытного преподавателя. Но данный метод обучения разумнее использовать как дополнительный, особенно на направлениях подготовки, требующих практических навыков работы.
Подводя итог, следует сказать, что на наш взгляд, в чистом виде использовать только одну технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования. Можно утверждать, что апробированные в образовательном процессе технологии, интерактивные методы, приемы способствуют достижению результатов современного образования.
Литература:
1. Горшенина М. В., Фирсова Е. Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. № 6 с.41–47.
2. Кудрина Е. В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 № 16, 2010. с. 57–58
3. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании.\ Под. общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А. А. Скамницкого. — М., 2006. — 276 с.
4. Муромцева А. В. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». № 1, 2011. с.195–198
5. Парахонский А. П., Венглинская Е. А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования № 3, 2011. с.112–113
6. Рулиене Л. Н. Дистанционное обучение как новая образовательная практика // Вестник бурятского государственного университета № 1, 2011. с. 67–70
7. Юрков Н. К., Левин В. И., Баннов В. Я., Трусов В. А., Алмаметов В. Б. Дистанционное обучение в России и его проблемы // Надежность и качество: Труды международного симпозиума: / Под ред. Н. К. Юркова — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005, с. 316–317
8. Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных материалов на модульной компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. — М.:Московский психолого — социальный институт, Федеральный институтразвития образования, 2006. — 177 с.