НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. А. НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников / Е. А. Фирсова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5617/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ключевые слова: формирование исследовательской культуры, исследовательская деятельность, научное общество учащихся.

Школа призвана не только развивать и сохранять интеллектуальный потенциал современного общества, но и обеспечивать условия формирования мыслящей и творческой личности старшеклассников. Поэтому создание научных обществ учащихся стало реальной необходимостью в школьном образовании, прежде всего как повышение качества образования на основе познавательной и активной деятельности обучающихся. В качестве одного из важнейших метапредметных образовательных результатов названа исследовательская культура.

Значимо, что именно в рамках научного общества учащихся создаются условия для формирования исследовательской культуры старшеклассников.

Это еще раз подтверждает тот факт, насколько в современном образовании важен вопрос формирования исследовательской культуры старшеклассников, требующий интеллектуально грамотных и образованных люди, способных принимать самостоятельные решения, быть коммуникабельными, конструктивными и активными.

Исследовательская культура представляет собой наличие определенных качеств у обучающихся, характеризующихся активной поисковой потребностью, совокупностью общепредметных и рефлексивных знаний, умений, определенных исследовательских способностей, при формировании которых можно успешно вести исследовательскую деятельность.

Исследовательская культура школьника включает в себя определенный набор исследовательских знаний о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности:

-        исследовательскую грамотность, как осведомленность о фактах, источниках поиска информации;

-        умение систематизации информации;

-        ценностные ориентации, отражающие творческие интересы и исследовательские мотивы в процессе изучения какой-либо проблемы;

-        ведение исследовательской деятельности на примерах предметов гуманитарного цикла, позволяющие раскрыть гражданские, нравственные, моральные позиции старшеклассника, его отношение к истории Отечества, своему родному краю, традициям и т. д.;

-        умения творческого осмысления и письменного оформления результатов исследовательских изысканий и т. д.

Исследовательская культура учащихся, как интегративное, динамичное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, развивается и реализуется в конкретной деятельности каждого учащегося и необходима ему как для самоопределения, так и самореализации его личности, отражая универсальность ее связей с окружающим миром, инициируя способности к творческому саморазвитию, определяя эффективность познавательной деятельности и перенесение знаний и умений исследования в любую область познавательной и практической деятельности (Макотрова Г. В., Носаева И. В., Климова Т. Е.).

Следовательно, вышеизложенное подтверждает, что именно в научных обществах учащихся наиболее плодотворно проходит формирование исследовательской культуры старшеклассников в процессе исследовательской деятельности.

В связи с этим, интерес школьников к более глубокому познанию тех или иных предметов, темы которых выходят за рамки школьной программы, способствовал возникновению научных обществ учащихся еще в 60-е годы ХХ столетия во многих регионах страны и в настоящее время получили новый толчок в своем развитии. Первоначально деятельность научных обществ учащихся (НОУ) рассматривалась как наиболее объективный путь поступления в ВУЗы и дальнейших занятий исследовательской деятельностью.

В настоящее время исследовательская деятельность старшеклассников приобретает иное значение, где основным становится освоение опыта самостоятельной познавательной деятельности, выступающей приоритетом в процессе образования. В рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования, исследовательская деятельность старшеклассников активно ориентирует образовательные учреждения на развитие творческого потенциала личности обучающегося.

Следовательно, НОУ позволяет организовать исследовательскую работу старшеклассников, мотивированных на научное творчество, не ограничиваясь узкими предметными рамками школьной программы, предоставляя право старшекласснику выбора научного руководителя для своей исследовательской работы.

Следует отметить, что исследовательская деятельность осуществляется в рамках факультативного курса, входящего в базисный план (инвариантный компонент); школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования); блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований) и т. д.

В то же время, подчеркнем, что научное общество учащихся (НОУ) представляет собой самостоятельное объединение старшеклассников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению исследовательских знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний и культуры, развитию творческого мышления, самостоятельности, приобретению знаний и навыков исследовательской работы. Научное общество учащихся делится на такие направления как физико-математическое, естественно-научное, социально-гуманитарное, и следовательно может насчитывать от десяти до тридцати секций.

Следует отметить, что НОУ целесообразно классифицировать по месту их деятельности (в системе основного общего образования и системе дополнительного образования) и содержанию исследуемых проблем.

НОУ разрабатывает свое положение, опираясь на интересы учащихся, в котором реализуется, прежде всего, социальный эффект учебно-исследовательской деятельности старшеклассника, освоение опыта социальной практики с помощью средств исследовательской деятельности.

Кроме того НОУ является одной из форм управления образовательного процесса, обеспечения условий культурного, социального и личностного роста обучающихся, его саморазвития и самореализации.

Основной целью научного общества учащихся является формирование сообщества школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, воспитание и подготовка к активной деятельности в различных областях общественной жизни, науки и культуры на основе лучших традиций русской научной и педагогической школ.

Задачами научного общества учащихся является:

-        привлечение обучающихся к научной деятельности;

-        расширение их кругозора в области достижений отечественной и зарубежной науки;

-        активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

-        совершенствование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

-        организация исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения и дальнейшей профориентации.

Исследовательская деятельность научного общества учащихся регламентирована нормативными документами: Положение НОУ, Устав НОУ. Научное общество учащихся разрабатывает требования к оформлению исследовательских работ учеников, критерии оценки их работ. Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции семинары, с привлечением ученых ВУЗов, консультации с научными руководителями, выезды на экскурсии, экспедиции и т. д.

Реализация исследовательской деятельности старшеклассников проходит с привлечением ученых и специалистов ВУЗов в определенной области науки и культуры.

Выбор темы исследовательской работы не имеет ограничений в выборе содержания, тематики и проблематики исследования, а результатом деятельности научного общества учащихся является участие в конкурсах, научных конференциях, олимпиадах, семинарах, интеллектуальных марафонах и т. д.

Специфика реализации исследовательских задач НОУ определяется требованиями возрастной психологии, и общим образовательным уровнем обучающихся, особенностями их кругозора и мировоззрения. В НОУ могут входить учащиеся 9–11 классов, но возрастные рамки достаточно условны, поэтому некоторые одаренные и увлеченные исследовательской работой ученики могут активно работать в НОУ с 6–7 классов.

Овладение основными этапами исследовательской деятельности проходит в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования (начальной школы, основной школы, старшей школы).

В полном объеме исследовательская деятельность реализуется на базе старшей школы и проходит на уровне самостоятельного практического освоения исследовательского уровня. Темы исследовательских работ формируются с учетом предпочтения обучающегося и в области тем школьной программы.

Одним из наиболее востребованным направлением исследовательской деятельности старшеклассников становятся проблемы социально-гуманитарных дисциплин. В рамках данного направления исследуются проблемы толерантности и межнациональных отношений, проблемы законотворчества, защиты малообеспеченных слоев населения страны и т. д.

Организация исследовательской деятельности старшеклассников в научном обществе учащихся данного направления представляет собой достаточно сложную структуру, в которой выделяются следующие направления:

1.                  исследования на базовом уровне;

2.                  знакомство с методами научных исследований;

3.                  работа специализаций (непосредственно интересующее направление);

4.                  индивидуальные исследовательские работы.

Работа старшеклассников на первоначальном этапе заключается в знакомстве с элементами исследования, размышлении и получении первоначальных исследовательских знаний и умений.

На втором этапе исследовательской деятельности старшеклассникам предлагается курс научного исследования, углубляющий знания, исследовательский опыт, навыки, умения и т. д. и рассчитанный на весь период совершенствования исследовательской деятельности.

Знакомство с методами научного исследования позволяют старшеклассникам:

-        научиться искать необходимую информацию;

-        работать с историческими, литературными, архивными источниками;

-        оценивать и анализировать тексты культуры;

-        уметь цитировать и оформлять список использованной литературы;

-        презентовать свою работу (критерии оформления презентации, виды и характер оформления текста; знать отличия текста доклада от текста исследовательской работы);

-        знать последовательность выполнения исследовательской работы и ее структуру).

На третьем этапе старшеклассники с помощью научного руководителя знакомятся с основными проблемами научной области, в рамках которых обучающиеся специализации рассматривают исследовательские задачи. Это может проходить как через коллективную так индивидуальную работу, лекционные и практические занятия; экскурсии в музеи и работа в архивах и т. д.

Старшеклассники принимают участие не только в обсуждениях и работе на выезде (экскурсии, экспедиции и т. д.), но и знакомятся с методами исследования, которые могут быть использованы в конкретных исследованиях учащихся.

На четвертом этапе старшеклассники непосредственно занимаются исследовательской работой по самостоятельно выбранной ими теме социально-гуманитарного направления с использованием тех знаний и умений, которые они приобрели на предыдущих ступенях обучения. Данная работа проходит под непосредственным руководством научного руководителя.

Таким образом, главным результатом работы научного общества учащихся является создание атмосферы научного поиска, ориентация обучающихся на нравственные ценности (Отечество, Родина, Мир, долг, честь, человек, патриотизм). Немаловажную роль в становлении ценностно — нравственных отношений старшеклассников играют социально-гуманитарные дисциплины. НОУ способствует формированию успешности, одаренности ребенка, способствует подготовке к самостоятельной жизнедеятельности в условиях современного общества и быстрого экономического подъема страны; помогает воспитывать и обучать высокообразованных творческих специалистов во всех отраслях человеческой деятельности. Ученики — члены НОУ, являются лучшими пропагандистами системы ценностей, коммуникабельные, творческие и имеющие накопленный исследовательский опыт.

Следовательно, научное общество учащихся является потенциалом в организации исследовательской деятельности старшеклассников, в процессе которой формируется исследовательская культура, одним из важнейших аспектов общей культуры человека и представляет весь субъективный мир школьника.

Научное общество учащихся способствует формированию условий по присвоению ценностей культуры и умений исследовательской деятельности старшеклассников, предоставляет возможность широкого личностного развития обучающихся проявления своей социальной успешности не только в учебной деятельности, но и в сфере деятельности по интересам (исследовательской деятельности), в процессе которой и формируется исследовательская культура старшеклассника.

Литература:

1.      Ковешникова, О. Т. Сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника / О. Т. Ковешникова// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки.- 2012.- № 7(71).- С.66–69 (0,5 п.л.)

2.      Макотрова, Г. В. Учебно-исследовательская культура// Педагогика.2007.№ 1. С.47–52.

3.      Разбегаева, Л. П. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: монография/ Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.-132 с. С.121.

4.      Разбегаева, Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: теория и практика: монография/ Л. П. Разбегаева.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2001.

5.      Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект: моногр. / Л. П. Разбегаева,Д. В. Кириллов, И. В. Крутова [и др.]; науч. ред. Л. П. Разбегаева. М.: АПКиППРО, 2008.

1.   Фирсова, Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников// Проблемы и перспективы развития образования (IV): материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.- 154 с. С. 17–21.

Основные термины (генерируются автоматически): научное общество учащихся, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность старшеклассников, исследовательская работа, исследовательская культура, дополнительное образование, исследовательская культура старшеклассников, научный руководитель, рамка, школьная программа.

Ключевые слова

исследовательская деятельность, формирование исследовательской культуры, научное общество учащихся

Похожие статьи

Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Роль попечительского совета МАОУ СОШ № 10 в формировании культуры гражданского самосознания личности учащегося

Формирование познавательных УУД младших школьников на основе межпредметных связей

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Похожие статьи

Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Роль попечительского совета МАОУ СОШ № 10 в формировании культуры гражданского самосознания личности учащегося

Формирование познавательных УУД младших школьников на основе межпредметных связей

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза